?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
"Анатомия смеха" в музее-заповеднике "Царицыно"
НЮ
cicerone2007
В связи с "царицынским переворотом" на вернисаже выставки "Анатомия смеха" не получил слова куратор Василий Успенский, а моя вступительная статья к книге была из нее удалена. Сейчас ситуация в музее меняется. Выставка и книга замечательные. Василию Успенскому, Агнии Стерлиговой и Алисе Ухаловой, Евгению Корнееву, коллегам из РГАСПИ и издательству "Арт Волхонка" мои поздравления. А свою статью опубликую здесь:



Музей-заповедник Царицыно показывает в своих стенах замечательную коллекцию британской карикатуры конца XVIII - начала XIX века из собрания Российского государственного архива социально-политической истории России (РГАСПИ). В стенах Хлебного дома, который возводился В.И.Баженовым как кухонный и складской корпус дворцового ансамбля, оживает не парадная и официальная, а подлинная история эпохи войн и революций, свободомыслия и просвещения. Правление Екатерины II в России совпало с расцветом карикатуры в Англии, и русская императрица сразу же стала персонажем английских сатир. Впрочем, российская тема - лишь один из разделов большой выставки. Не сомневаюсь, что многие картинки шокируют современного зрителя, но, вглядевшись, он поймет, что Екатерина II и Русский Медведь изображались ничуть не более скабрезно или ужасающе, чем Джон Булль или Малютка Бони, Георг III или Георг IV. Политическая карикатура в собрании РГАСПИ преобладает. Но в поле зрения карикатуристов оказывались погода и мода, театр и армейская служба, семейная жизнь, светская хроника и развлечения – все, что интересует нас сегодня, интересовало и карикатуристов в конце XVIII - начале XIX века.



При всей условности языка, построенного на преувеличении и безудержной фантазии, раскрашенные гравюры способны рассказать нам об ушедшем времени значительно больше, чем постановочные парадные портреты и аллегорические сцены триумфов и битв. Существенно и то, что английская карикатура XVIII века не была стеснена цензурой. Это искусство, обращенное к улице. Но при кажущейся простоте язык старинных гравюр требует сегодня такой же расшифровки, как и язык высокого искусства. Роль «толмача» с блеском выполнил куратор выставки и автор книги Василий Успенский. Выставка не случайно названа «Анатомия смеха», поскольку целый ряд произведений на ней буквально «препарирован». То, что знал весь Лондон в ту далекую эпоху, восстановить сейчас совсем не просто, но возможно. И если выставка и книга, не только вызвали любопытство, но и рассмешили, значит - эксперимент удался.



В череде выставочных проектов «Царицыно» «Анатомия смеха» занимает особое место. Благодаря сотрудничеству с РГАСПИ у музея появилась редкая возможность максимально погрузить зрителей в атмосферу конца XVIII - начала XIX века. Кроме прекрасного архивного материала для этого потребовалась также фантазия дизайнера выставки Агнии Стерлиговой, которая воссоздала на выставке карикатурную лавку, предложила зрителям внимательно рассмотреть листы и даже превратила их в персонажей гравюр. Партнером выставочного проекта стало издательство «Арт-Волхонка». Художественные решения Евгения Корнеева использованы в книге и на выставке.
В современном мире карикатура оказалась не только причиной скандалов, без чего просто немыслима история этого жанра, но и поводом для трагических событий. Это заставляет нас пристально вглядеться в истоки искусства европейской карикатуры, которые представлены на выставке и в книге. Смех как оружие, или смех вместо оружия? Как мы смеемся над врагами и как смеемся над собой? И, наконец, есть ли смех проявление свободы, или он создает иллюзию свободы? Череду актуальных вопросов можно продолжить. Ясно лишь одно: чем больше мы будем понимать над чем и как смеялись люди других эпох, или над чем и как смеются люди других культур, тем меньше будет поводов для смертельных обид.



http://www.tsaritsyno-museum.ru/events/2016/exhibitions/anatomy_of_laugh/index.php

  • 1
Комиксов терпеть не могу. А тут вроде бы тоже картинки с надписями обильными, но такие замечательные! Даже не знаешь, какая лучше. Все хороши. И сразу видно, что британские. Наполеона, правда жалко.

А вообще замечательно, что Вы вернулись к этому жанру. Спасибо.

  • 1