Previous Entry Share Next Entry
Скульптурные фантазии Пиранези
НЮ
cicerone2007
Впервые с Джованни Баттиста Пиранези, как скульптором и антикварием, я познакомилась в Глазго, в Собрании Баррелла. Огромная мраморная ваза, составленная из фрагментов античной скульптуры, найденных на вилле императора Адриана, выставлена в зимнем саду музея.

Ваза с виллы Адриана



Изображение этой вазы было гравировано:

Ваза с виллы Адриана
http://pics.livejournal.com/vittasim/pic/000bgg06

Насколько это творение Пиранези было популярно, я смогла убедиться в Кембридже, где старая знакомая в бронзовом обличье расположилась совсем неподалеку от Капеллы Королевского колледжа:

Пиранези в Кембридже

В том же 2011 году, когда я бродила по Кембриджу, в Эрмитаже состоялась выставка «Дворцы, руины и темницы. Джованни Баттиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии XVIII века». В прекрасном каталоге с текстами А.В.Ипполитова и В.М.Успенского опубликован перевод «Исторического очерка жизни и трудов Дж.Б.Пиранези – архитектора, художника и гравера, родившегося в Венеции в 1720 году, умершего в Риме в 1778 году» Ж.Г.Леграна. В этом очерке и каталожных комментариях я нашла, наконец, кое-что и о скульптурных творениях Пиранези.
Оказалось, что эти мраморы по своей сути такие же фантазии как офорты с руинами и статуями. Вот, например, фрагмент фронтисписа серии «Vedute di Roma»:

Пиранези

В таких листах соединяются подлинные находки римских антиквариев со скульптурой и архитектурой, созданной по «античным мотивам». Кроме архитектурных сюит, Пиранези издал альбомы с изображением декоративных предметов. Вот как пишет о них Легран: "остроумно смешав разнохарактерные обломки, найденные на <…> раскопах (барельефы, вазы и статуи в египетском, этрусском и греческом вкусе), он составил том украшений для каминов и начал гравировать свои вазы и канделябры. <…> Он завел большое число друзей, посвящая каждый из листов этой серии тем из иностранцев, кому хотел оставить вечный памятник своей дружбы".
/Указ. соч., стр. 390/

Канделябр с виллы Адриана
http://pics.livejournal.com/vittasim/pic/000brcqq

На листе с дружеским посвящением мы видим изображение канделябра, который сейчас находится в Оксфорде, в первом же зале музея Ашмолеан.

Канделябр с виллы Адриана

Чего здесь только нет! Сатир и змеи, горделивые птицы, листья аканфа и розетты.

Канделябр с виллы Адриана

Композитная капитель, украшена головами баранов и извивающимися дельфинами.

Канделябр с виллы Адриана

И все это опирается на львиные лапы.

Канделябр с виллы Адриана

«Став антикварием и занявшись раскопками на вилле Адриана в Тиволи, – пишет В.Успенский, – Пиранези начал составлять из разрозненных находок античного времени новые предметы – вазы, канделябры, декоративные колонны и т.п., причем реальное предназначение фрагмента в расчет не принималось – ограда колодца легко становилась туловом вазы, обломки саркофага составляли канделябр и т.д. Такова была обычная практика того времени, ведь целая вещь продавалась значительно дороже, нежели набор фрагментов. Однако Пиранези и здесь заметно выделялся на общем фоне – собранные им предметы всегда отличались особой экстравагантностью, оригинальной композицией, монументальностью и в то же время динамикой форм» / Указ. соч., стр. 100/
В экспозиции Британского музея сейчас есть несколько подобных творений Пиранези. Вот одна из ваз:

Пиранези

Здесь перед нами вновь участники вакханалий. Любопытно, что для украшения одного предмета были использованы изображения сатиров разного типа.

Пиранези

Бросается в глаза и другое. Если в верхней части вазы господствует классицизирующий римский вкус, то в нижней части преобладает трактовка формы, характерная скорее для эллинизма.

Пиранези

Еще одна ваза из Британского музея украшена крылатыми львами:

Пиранези

Пиранези

А головы в нижней части больше всего напоминают изображения речных божеств, которые довольно часто встречаются на саркофагах:

Пиранези

Материал для своих фантастических ваз и канделябров Пиранези добывал на вилле Адриана. Здесь во второй половине XVIII века развернулось соперничество антиквариев, которые вели раскопки. По словам Леграна, «Пиранези вернулся с виллы Адриана победителем, одолевшим своих соперников хоть и не без труда, но и без лишних перепалок, на которые другие тратили попусту слишком много времени, и, одержав множество побед, трофеем каждой из которых был фрагмент фриза, ваза, алтарь, канделябр и т.д., он сделался скульптором в своих просторных мастерских и из разобщенных кусков создавал образцы столь деликатной реставрации, что подготовил группу скульпторов, ставших мастерами в этом жанре…» / Указ. соч., стр. 390/
Среди гравюр Пиранези есть великолепные листы с руинами виллы Адриана. До нас дошло далеко не все, что можно было увидеть в конце XVIII века:

Вилла Адриана
http://pics.livejournal.com/vittasim/pic/000ett37

Но и сегодня вилла Адриана, производит огромное впечатление. Мы бродили по ней во время первого посещения Рима, пятнадцать лет назад. Было начало мая, только что отгремела сильнейшая гроза, распугавшая туристов. Среди пустынных развалин мы были похожи на чудаковатых странников Пиранези:


Вилла Адриана
http://pics.livejournal.com/vittasim/pic/000extr3

  • 1
Спасибо большое, очень интересно! Как раз хотелось получше понять все эти сюжеты с "реставрацией" античной скульптуры в раннее новое время

Все никак не доберусь до снимков, которые я сделала в Палаццо Альтемпс в Риме, где собраны античные статуи, прошедшие через руки реставраторов в то самое раннее новое время. Рядом с каждой статуей там прорисовка, показывающая подлинное и привнесенное.

О, буду ждать и надеяться!
А где именно это Палаццо? Туда пускают обычную публику? Я полагала, что большая часть скульптуры из старых собраний - Ватикана, Капитолия, виллы Боргезе (равно как Эрмитажа и Лувра), - той, что известна давно и выглядит подозрительно целой, - что это все достроено теми "реставраторами". Или ошибаюсь?

Это - часть Римского национального музея: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-palazzo-altemps
Есть статуи, которые сохранились хорошо и в собраниях Ватикана, и в других музеях. В Палаццо Массимо, тоже часть Римского национального музея, подлинники без доделок. А в Альтемпс - своя линия.

Спасибо, поставлю себе в план жизни, когда снова повезет оказаться в Риме

Когда моя дочь была маленькой,мы гуляли и частенько проходили мимо какого-нибудь уютного дворика с забором и запертыми воротами и я ей в шутку говорила ей,что там находится "волшебная страна".Дочь выросла,термин прижился для обозначения достаточно доступного,интересного и позитивного.Только руку протяни,открой дверь и ты увидишь удивительное и погрузишься в другой прекрасный мир.Ваши посты именно такие:)

Большое спасибо за такой отзыв. Мне очень приятно)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account