?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Великие современники Давида д’Анже
НЮ
cicerone2007
На эту выставку я попала случайно. Прилетев в Париж, мы в первый же день отправились смотреть греческие «вазочки» в Кабинет медалей (Музей монет, медалей и древностей) Национальной библиотеки. В двух небольших залах там собраны потрясающие вещи. Но сразу подойти к знаменитым киликам с сатирами мне не удалось. Около них собралась внушительная группа любителей древнегреческого искусства. Они внимательно слушали доклады друг друга. Отчаявшись прорваться к витринам с вазами, я отправилась в соседний зал, где была развернута выставка медалей Давида д’Анже. Сначала я равнодушно скользила глазами по гипсовым моделям и бронзовым отливкам, но вдруг мой взгляд остановился на портрете Теодора Жерико:

Давид д'Анже. Портрет Жерико



Жерико умер в 1824 году, медаль датируется 1830-м. Посмертный образ кажется необыкновенно живым. Словно в его основе лежит непосредственная работа с натуры. Чувствуется, что о романтике рассказывает романтик. Рельефный портрет строится по тем же законам, что и живописные работы Жерико или Делакруа.Сразу же вспомнился портрет молодого художника Жерико. Когда-то его считали автопортретом художника. Сейчас почему-то нет. Но, сравнивая эти изображения, невольно возвращаешься к старой атрибуции. Тот же человек, только не в конце, а в начале своего творческого пути.

Жерико. Портрет молодого человека
http://www.wga.hu/art/g/gericaul/1/107gerid.jpg


Самая знаменитая медаль скульптора – молодой Наполеон. Для республиканца и участника революций 1830 и 1848 годов Бонапарт в начале своей карьеры, безусловно, был гораздо привлекательнее Наполеона-императора.

Давид д'Анже. Портрет Наполеона

В основе этого рельефного изображения – знаменитая картина Гро «Наполеон на Аркольском мосту». Кстати, как и Гро, Давид д’Анже вышел из мастерской Ж.Л.Давида.

Гро. Наполеон на Аркольском мосту
http://g.io.ua/img_aa/large/1367/30/13673069.jpg

На медалях встречаются и женские образы. Вот профиль любимой сестры Наполеона – Каролины. В 1838 году она еще была жива, и теоретически можно предположить, что у художника была возможность работать с натуры. Стареющая вдова Мюрата, королева Неаполитанская, выглядит довольно прозаично.

Давид д'Анже. Портрет Каролины Мюрат

В скульптурном портрете чувствуется, что авантюрный огонь, как и роскошь, уже давно в прошлом. Остается лишь вспоминать о том, что было лет двадцать пять назад, глядя на портреты, подобные миниатюре из собрания Лувра:


Каролина Мюрат
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e9/Carolineminature.jpg

А это профиль Жорж Санд. Ее слава в 1833 году только начиналась. Впереди еще самые значительные романы ее жизни и лучшие книги. Скульптор выделил главное: ее бесстрашие и устремленность к будущему.

Давид д'Анже. Жорж Санд

С рельефом любопытно сопоставить графический портрет Жорж Санд, сделанный Альфредом де Мюссе, роман с которым у нее в это время был в разгаре:

Жорж Санд
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/George_Sand_by_De_Musset.jpg?uselang=ru

Ну а портрет самого Мюссе, молодого и страстного, относится к одной из главных удач скульптора. Медали Давида д’Анже имеют в диаметре от 15 до 20 см. Тяготеют они скорее к монументальным образам, чем к миниатюре. Серия медалей была для мастера долгом перед историей, по его словам, он создавал «памятник гению».

Давид д'Анже. Портрет Альфреда де Мюссе

Свою задачу запечатлеть великих современников он не замкнул границами Франции. В серии Давида д’Анже мы найдем великолепный портрет Байрона. Скорее всего, он был создан уже после смерти поэта.

Давид д'Анже. Портрет Байрона

В памяти потомков Байрон остается бесстрашным и красивым, как на живописном портрете, где он предстал в албанском костюме.

Как славный конь, узнавший седока,
Играя, пляшут волны подо мною.
Бушуйте, вихри! Мчитесь, облака!
Я рад кипенью, грохоту и вою.
Пускай дрожат натянутой струною
И гнутся мачты в космах парусов!
Покорный волнам, ветру и прибою,
Как смытый куст по прихоти валов,
Куда угодно плыть отныне я готов.

Джордж Гордон Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда
Перевод В. Левика
http://lord-byron.ru/pesn-tretyaya/

Портрет Байрона
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ee/Lord_Byron_in_Albanian_dress.jpg?uselang=ru


Портрет Гете был создан в 1829 году. Глядя на это изображение трудно поверить, что перед нами восьмидесятилетний старец. Впрочем, всего лишь несколькими годами раньше была написана страстная «Мариенбадская элегия»:

Что принесет желанный день свиданья,
Цветок, не распустившийся доселе?
В нем ад иль рай — восторги иль страданья?
Твоей душой сомненья овладели.
Сомненья нет! Она у райских врат,
В ее любви — твой горний вертоград.
/Перевод В.Левика/
http://www.stihi-rus.ru/World/Gete/19.htm

Давид д'Анже. Портрет Гете

Глядя на работу Давида д’Анже, из живописных изображений Гете хочется вспоминать не его поздние портреты, а знаменитую работу Тишбейна, где поэт предстает на фоне Римской Кампании.

Портрет Гете
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Johann_Heinrich_Wilhelm_Tischbein_007.jpg?uselang=ru

И еще один великий немец мне очень понравился в интерпретации французского скульптора. Это – Карл Фридрих Шинкель, архитектор и живописец. Он словно натянутая струна – энергичный, целеустремленный.

Давид д'Анже.

В своей записной книжке скульптор оставил такие слова: «Скульптура — это книга, передающая отдаленным эпохам не какие-то сведения о жизни человека и не перечень черт его лица, но поэтический апофеоз его благородной души». К лучшим его медалям эта характеристика вполне применима.
http://www.smirnova.net/articles/portret/4194/

Любуясь портретом Шинкеля, не могу не вспомнить его Готическую капеллу в петергофском парке Александрия. Она тоже современница Давида д’Анже. Уж если я дополнила выставку медалей живописью, то почему не включить сюда и архитектуру!

Готическая капелла

  • 1
в музее это показало бы мне ужасно скучным, а ваш рассказ очень впечатлил) спасибо)

Для меня это тоже было открытием)

(Deleted comment)
То ли медали очень хороши, то ли Ваши фотографии. Н., возможно это очевидно для всех. А живописный портрет Байрона, он чей? Я ни по той, ни по другой ссылке не нашла.

А Жорж Санд под пером у Мюссе гораздо лучше выглядит, чем в бронзе.

Спасибо.

Художник Thomas Phillips, 1835 г., Национальная портретная галерея, Лондон.
И медали хороши и фотографии)

Спасибо огромное !!! Было очень интересно сравнить один и тот же образ в бронзе и живописи!!!

Рада, что этот мой ход Вам понравился)

Замечательные рельефы! Спасибо вам за интересный рассказ! :)

Спасибо! Не знал, что эти медали вообще существуют.

До этой выставки я знала только медаль с Наполеоном)

интересно, как всегда

спасибо, готов переменить свое довольно равнодушное отношение к медалям:), Гете хорош!

Спасибо, получила что-то большее, чем удовольствие... очень затронули эти металлические портреты... Я часто задаюсь вопросом, что считается удачным в искусстве, а что наоборот... что придает портретным изображениям наполненность, и почему это не всегда получается... ведь есть еще что-то помимо техники, что отделяет пусть и удачное, но все-таки перечисление черт лица от воплощения образа и воплощения внутреннего смысла каждого отдельного портретируемого? Я часто делаю наброски разных лиц... иногда попытки бывают, на мой взгляд, удачными, но с этим далеко не всегда согласятся те, кого я рисую. Извините, что перетягиваю внимание "на себя". Просто после этого поста моментально возникли разные вопросы в отношении собственного творчества :) Большое Вам за это спасибо!

Как ни странно, хорошие портретисты бывают разные - одни умеют видеть индивидуальность, другие - лучшее в человеке. И только единицам удается то и другое. Один из них - Веласкес.

До этой выставки я любила только медали Пизанелло.

Побродил по Вашему журналу по рекомендации общего друга permosalim. Очень интересно. Есть о чём поговорить. И есть чудесные общие друзья. Заходите ко мне в гости. Если понравится, то с удовольствием бы с Вами "взаимоподружился". :)

Спасибо за комплимент. Но Вы первый, кто предлагает мне дружбу только на условиях взаимности)Задумалась)))

Мне Вы безусловно интересны без всяких условий. И я с удовольствием записал Вас друзья. Просто я пытаюсь найти в этом огромном ЖЖ-шном мире собеседников. И пока мне это удаётся. Компания друзей, с котоыми мы общаемся - лучшее, что есть в моём журнале. Именно это я имел в виду. Наверное недостаточно точно выразился. Извините ))

Выставка Д' Анже.

Очень понравилась выставка и ваш рассказ о ней. Больше всех понравились бронзовые медали В. Жерико и К. Шинкеля. И очень - очень понравился живописный портрет сестры Наполеона. Я не знала, кто автор готической часовни в Александрии, теперь знаю. Красота необыкновенная.

Re: Выставка Д' Анже.

Рада, что доставила Вам удовольствие)

Потрясающие, красивые люди на этих медалях. Можно долго рассматривать - здесь и талант, и красота моделей, и самого создателя рельефов... Очень хорошие фотографии, кажется, что в натуральную величину - медали ведь немаленькие. Вот оно, мастерство.

  • 1