?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Декоративно-прикладное искусство в солнечный день
НЮ
cicerone2007
День сегодня выдался чудесный: солнечный, с легким морозцем. Это подвигло нас на путешествие в неведомый район Москвы. Доехав до станции Новослободская, и в очередной раз подивившись на яркие советские витражи, мы отправились к Музею декоративно-прикладного и народного искусства. Выставку к юбилею 1812 года прошли на высокой скорости, а из зала, где экспонируется коллекция советского агитационного фарфора М.Мироновой и А.Менакера, уходить не хотелось. Там началось любование работами Натальи Данько. Сначала нам улыбнулась трубка «Двуликая». Она датируется 1923 годом.

Н.Данько. Трубка



Фарфор 1920-1930-х годов представлен в музее еще в одном зале. Здесь муж залюбовался фигуркой под названием «Пробуждающийся Восток»:

Пробуждающийся Восток

На этикетке значится, что автором «модели росписи» была Елена Данько. Это сестра скульптора Натальи Данько, которая очень часто расписывала ее работы. Интересно, а кто все-таки вылепил модель для этой изящной статуэтки 1921 года?

Пробуждающийся Восток

В центре зала находится письменный прибор «Обсуждение сталинской конституции в колхозе Узбекистана». Это уже 1937 год. Работала над многофигурной сценой Н.Данько.

Обсуждение сталинской конституции в колхозе Узбекистана

Юноша-узбек, лежа вникающий в текст сталинской конституции, просто прекрасен!

Обсуждение сталинской конституции в колхозе Узбекистана

Есть в музее и портретные статуэтки Н.Данько. Трепетна и нежна Зинаида Райх в своей коронной роли Маргариты Готье из спектакля «Дама с камелиями».

Н.Данько. Зинаида Райх

Ну а кружка «Молоко», созданная по модели Н.Данько и расписанная А.Воробьевским, может и с античными фигурными вазами посоперничать.

Кружка "Молоко"

Смущает только то, что роспись выполнена лет через тридцать после создания модели. Н.Данько вылепила это нежное девичье личико в 1919 году, а роспись появилась уже после Отечественной войны.

Кружка "Молоко"

Мне почему-то кажется, что небрежность росписи этой кружки несколько огрубляет первоначальный пластический образ.
Зато работы С.Чехонина начала 1920-х годов просто изумительны по отточенности линий. Сервиз «Три розы» из собрания М.Мироновой и А.Менакера – лучшая работа художника в собрании музея.

Чехонин. Три розы

А вот этикетку к этому блюду с росписью на актуальный сюжет я так и не обнаружила. Находится эта опасная тарелка в витрине, где собраны работы А.Щекотихиной-Потоцкой 1920-х годов.

Блюдо

Неподалеку от нее, любуясь рисунком Р.Вильде, слегка шалеешь от надписи на тарелке: «Дети трудящихся СПАИВАЮТ труд и науку»:

Дети трудящихся

Порадовал меня и сервиз, созданный в 1931 году Т.Беспаловой-Михалевой, «Конница Будённого». Он совершенно в духе фольклорного образа командарма:

В стране советской полудённой
среди степей и ковылей
Семён Михайлович Будённый
скакал на рыжем кобылЕ.

Он был во кожаной тужурке,
он был во плисовых штанах,
он пел народну песню "Мурка",
аж со слезою на усах.

И вот, когда уж эта Мурка
совсем убитая была,
была мокра его тужурка,
навзрыд рыдала кобылА.

Когда же кончились патроны
и петь уж не хватало сил,
четыре белых эскадрона
Семён Михалыч порубил…

Конница Буденного

Фарфор XIX века в солнечных лучах просто ожил:

Чашка из готического сервиза

Зал, где собраны мебель, декоративная утварь и майолика конца XIX - начала XX вв., заслуживает специального разговора. Чудесно смотрится «Египтянка» М.Врубеля:

Врубель. Египтянка

Залы народного искусства словно залиты солнцем. На самом деле, конечно, окна были зашторены. Свет излучали сами предметы. Например, эти санки 1907 года из Вологодской губернии:

Санки

Про женские наряды и говорить нечего!

Народный костюм

Когда мы вышли из музея, то последнее золото уходящей осени смотрелось продолжением красочной темы русского народного костюма:

Осень

А о красно-зеленых платках с солнечными лучиками

Народный костюм

мы вспомнили около куста с подмерзшими ягодами на Большом Каретном…

Осень

Сколько фантазии, даже советские символы в декоре не раздражают, скорее вызывают улыбку.

У агитационного фарфора достаточно непростые отношения с подлинно советским)

Спасибо за такое удовольствие! Маргарита Готье данько и Розы Чехонина - чудо.
А Врубель - гений навсегда! Во всём, что создал.

Что правда - то правда)

Живо представила себе такую азиатскую женщину, только проснувшуюся утром -на курпаче, с голой грудью и животом, с газетой в руках... Красота!!!

Судя по всему, любимая жена в гареме)

Надо ехать!
У меня тоже есть кружка "Молоко".

Вот спасибо, вот приятно.!!!
Форма могла сохраниться, и через 30 лет расписана. То, что было расписано на этой форме 30 лет назад могло не устроить автора, или до нас не дошло, мало ли.)))Так часто бывает. Роспись на мой взгляд вовсе не небрежная. Конечно - это не тарелка, которую может расписать другой художник. Такие формы желательно расписывать самому автору.

Не совсем точно выразилась. Но Вы поняли - то, что делали сестры Данько выглядит все-таки иначе.

Спасибо, как всегда прекрасно!! Трудящиеся Востока с конституцией были на выставке в ГМИИ несколько лет назад, не помню точно, те же фигурки или с вариациями. А пробуждающаяся гаремная красавица - просто нечто!
Стихи хороши :) особенно Кобыл.

Самое забавное, что Кобыл появился тогда же)

Спасибо, замечательный репортаж. А стих - просто дивный бонус. )) Где только откопали такой!)

Слышала на студенческих вечеринках)

лицо на трубке очень похоже на одну мою знакомую приятную даму )
очень красивые вещи, кроме тарелки с чортом

Продолжайте любоваться дамами, не отвлекаясь на хвостатых)

Как прекрасно Вы умеете фокусировать наше внимание на деталях)) Ходишь по музею, и от обилия всего-всего иногда пропускаешь такие "вкусности". А Вы так бережно нам их преподносите и находите такие изумительные цитаты - просто одно сплошное удовольствие! Большое Вам спасибо!))

"Молоко" чудесна, а роспись и правда несколько "чилийская"... Может, стереть в фотошопе и расписать по-своему? :)

Радикальное предложение)

пробуждающийся восток, говорите...
что у ильфа-петрова было
про такие названия
таких произведений
)))

А мне "Белое солнце пустыни" вспоминается)

спасибо за чудесный пост

отличный репортаж, спасибо. постоянную экспозицию музея знаю и люблю, но у вас - вперемежку с солнцем, листиками и ягодками - она прямо заиграла!

(Deleted comment)