?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Чудо Борромини
НЮ
cicerone2007
Мой ученый приятель, вернувшись из своей первой поездки в Рим, где у него был лишь один свободный день на осмотр города, и который он весь посвятил знакомству с архитектурой барокко, сказал мне:
– Они не люди!
– ???
– Люди так строить не могут!

Эти слова я вспоминала в Риме в Сант’Иво алла Сапиенца, может быть, самом фантастическом храме, построенном Франческо Борромини.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца



Сант’Иво был заключительным аккордом дня, который у нас спонтанно превратился в паломничество по барочным церквям Рима. И это был самый необычный и самый прекрасный из десятка знаменитых храмов. В его интерьере не было ни иллюзионистической живописи, ни пафосной скульптуры, ни позолоты. В нем просто струился божественный свет, а архитектура воспринималась, как взмах ангельских крыльев.
Попасть в этот храм можно не всегда. Зимой он открывается лишь на несколько часов в неделю. Поэтому большинству путешествующих он известен лишь своим завершением, которое хорошо видно с холмов или с площади Сант-Эустакио, что неподалеку от Пантеона.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Спираль, придуманная задолго до Башни III Интернационала Татлина! И такая изящная, с ажурным завершением! Сант’Иво Борромини построил в середине XVII века (1642-1660). Спираль словно ввинчивается в римские небеса и делает зримым наш путь к горнему миру.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Стоит присмотреться к ордерным деталям храма. Волюты в капителях Борромини обращены внутрь, а не наружу. Они скручиваются, а не раскручиваются, как в классическом ордере! Место иоников заняли ангельские головки.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Снаружи купол почти не читается. Только разрез показывает, как все устроено на самом деле:

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b7/SantIvo_Drawing_04.jpg


Внутреннее пространство целостно. Пилястры большого ордера помогают нашему взгляду двигаться вверх. Их каннелюры сродни тонким готическим колонкам, за которыми скрыты мощные столбы.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Стена напоминает гармошку. Вогнутые и выпуклые детали постоянно спорят друг с другом, растворяя ее тяжесть прямо на глазах.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

В классический декор постоянно вплетаются символические детали. Сапиенца – это мудрость. В «Истории западноевропейской архитектуры» Дэвида Уоткина я вычитала, что символические элементы: звезды, пальмовые ветви, венки из листьев дуба и лавра отсылают нас к храму царя Соломона, мудрость которого была легендарной.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Сложные профилировки просто завораживают. И все это на вогнутых или выпуклых поверхностях.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Как бы ни были прекрасны отдельные детали, важнее всего ощущение пространства, охватывающего нас. Глаза невольно все время поднимаются вверх, к куполу.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Воспарить к небесам помогает световая композиция: чем выше, тем больше света льется из окон.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Строительство храма велось при нескольких папах. План храма, построенный на двух треугольниках, напоминал современникам архитектора форму пчелы, династического символа папы Урбана XVIII из рода Барберини. Этот папа назначил Борромини в 1632 году университетским зодчим. В куполе мы видим горки рода Киджи, к которому принадлежал папа Александр VII. При нем храм был завершен.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Так выглядит пол храма:

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

А так вымощен двор университета:

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Церковь Борромини, которая, кстати, сначала была посвящена Св.Евстафию, а уже потом, по предложению архитектора стала носить имя Св.Иво Бретонского, встроена в сложившийся университетский комплекс.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/SantIvo_Drawing_05.jpg

Университет начал создаваться еще при папе Льве X. Некоторые исследователи, как пишет в своей книге об архитектуре Возрождения В.Лисовский, связывают университетский двор с именем Микеланджело. Потом строительством до его окончания в 1602 году руководил Джакомо дела Порта.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

В дни, когда храм закрыт, во дворе тихо и пустынно.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Университет покинул исторические стены еще при Муссолини. Сейчас здесь располагается государственный архив.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

На стенах верхнего этажа можно увидеть пчел Барберини.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

А ниже изображен дракон, напоминающий еще об одном папе – Григории XIII.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Как же интересно вас читать, особенно сейчас, из Италии. Спасибо. Была в Риме и невидела, ох. В другой раз.

Надеюсь, что Вам в другой раз повезет.

Удивительная игра света и тени. "Спираль словно ввинчивается в римские небеса" – "лестница в небо"...интересно. :)))

Это идет еще от зиккуратов)

Большое вам спасибо и за этот рассказ, и за все ваши всегда интересные публикации! :)Читаю с удовольствием и много узнаю из них.

Всегда рада Вас видеть)

Спасибо!
Люблю читать Ваш журнал

Спасибо за профессиональный и понятный рассказ об этом шедевре архитектуры. Очень захотелось увидеть воочию. Фантастическое мастерство!

От души желаю Вам побродить по Риму!

Спасибо большое!

Восхитительно! "архитектура воспринималась, как взмах ангельских крыльев"! Ах!)) Тоже не была там, но теперь точно хочу! Спасибо большое))

Мне удалось попасть в церковь дважды. Первый раз во время службы, поэтому снимать не могла. А осенью - это был подарок ко дню рождения)))

Спасибо большое, рассматривала ее снаружи, но ни внутрь церкви, ни во двор зайти не получилось, и было очень интересно: каково это странное чудо внутри?
Спираль удивительным образом напоминает вавилонскую башню Брейгеля. При том что меня бесконечно удивляет: как Брейгель додумался до такой формы, когда об архитектуре древнего зиккурата с его пандусами еще никто понятия не имел?
У Вас на фотографии лепная пламенеющая корона с пальмовыми ветвями и в лавровом венке - это отсылка к символике мудрости царя Соломона, или это из очередного папского герба (плохо в них понимаю, про пчел выучила, теперь вот благодаря Вам запомню, что дракон тоже папский :))
А Вам не попадалось исследований, все эти треугольники в плане, спираль, звезды, вывернутые волюты - это не имело отношения к тогдашней научной мистике?

По-хорошему надо было бы найти монографию Зельдмайра и в ней покопаться. Но пока копаюсь только в интернете(((

А как Вы туда попали? Мой путеводитель утверждает, что церковь открыта только в воскресенье во время мессы. Или все же есть возможность попасть туда хотя бы за презренную денежку?

Первый раз я была в ней именно во время мессы. Осенью открытые двери восприняла как чудо)

Спасибо большое! Так интересно!

Это тоже одна из самых любимых мною римских церквей. Хотя любимых много))

Хотя вот была в апреле, она, к сожалению, закрыта на реконструкцию, и внутрь попасть не удалось.

Спасибо за добрые слова)

Поэтично, вызывает восторг.
И Ваша фраза: "В нем просто струился божественный свет, а архитектура воспринималась, как взмах ангельских крыльев." - удивительно созвучна.


Университет покинул исторические стены еще при Муссолини. Сейчас здесь располагается государственный архив. И Церковь не требует выкинуть архив на помойку и вернут им храм?

Двор вымощен ... плиткой ... Микеланджело... . А вот в Москве через несколько веков никто не увидит трудов наших дорожкомостителей. Что мостили прошлым летом плиткой, сейчас уже переделывают обратно в асфальт.

Ну, это дуракавалянье. А вообще замечательно все выглядит. Жалко только, не увеличиваются фотографии, где волюты, не очень видно, как там все закручивается. Поищу. Спасибо, очень интересно.

В интерьере капители того же типа. Закручиваются внутрь. Я специально дала их крупно.

Восхитительная церковь!! Спасибо!

Добавила ещё один обязательный объект для восхищения в Риме. Спасибо.:)

Рада, что Вам понравилось)

Большое спасибо! И у меня это, пожалуй, самый любимый храм в Риме (и Сан-Карло Борромини, моя первая мини-курсовая). В последний раз привратник архива не пустил во дворик. Кажется, там закрывают огромные ворота архива в полдень. Удивительно, что вам удалось побывать в Сант-Иво в конце дня.
А вот про Университет я не знала, равно как и про странные волюты и символы храма царя Соломона.

Признаюсь, что и я по-настоящему разглядела капители только в процессе подготовки поста)