?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Берлин. Картинная галерея. Часть первая
НЮ
cicerone2007
Первый раз я побывала в Берлине в 1976 году. Это была практика после четвертого курса. Мне и двум моим однокурсникам повезло: у историков, которые специализировались по Германии, был недобор, и искусствоведов взяли с собой. Программу мы придумывали для себя сами. Посмотрели музеи не только в Берлине, но и в других городах. Берлин запомнила кусками. В памяти осталась Унтер-ден-Линден, до сих пор стоят перед глазами обугленные руины собора и черный от копоти Боде-музеум. Разумеется, нам демонстрировали стену. Но стена не только перерезала улицы города. «Стена» ощущалась и в музеях: одна Нефертити здесь, другая в Западном Берлине.
Когда я вернулась домой, мне приснился цветной сон. Вся наша студенческая группа грузится в автобус, и мы едем в Картинную галерею Западного Берлина. Картины я видела совершенно отчетливо. И вот через 35 лет решила посмотреть сон наяву. Тем более что восточные и западные коллекции сейчас в Берлине объединены.
Уже в день прилета мы отправились в Картинную галерею, и приходили туда еще несколько раз. Впечатлений много, но, если спросить о картине, которая больше всего запала в душу, назову ее сразу. Это – «Две обезьяны» Питера Брейгеля Старшего:

Брейгель. Две обезьяны. 1562



Это совсем маленькая картина (20х23 см.). Две прикованные обезьянки. Одна повернулась к нам, другая смотрит вдаль. Толстые стены какой-то башни-тюрьмы. Ореховая скорлупа. За окном широкая река, которую бороздят лодки. В солнечном мареве тают вдали очертания города. В небе две птицы. Вот и все.
Но оторвать взгляд от этих обезьянок невозможно. Потому что эта картина про нас. Эрвин Панофский считал, что Шарль Тольнай правильно трактовал суть этого образа как воплощение слепой и несчастной человеческой судьбы.
В своей статье Э.Панофский анализирует «Рабов» Микеладжело. Атрибутами двух связанных пленников являются обезьяны. Turpissima bestia, simillima nostri – отвратительнейшее животное, более всего подобное нам (лат.). «Обезьяна служила символом всего низменного в человеке – похоти, алчности, чревоугодия и бесстыдства в самом широком смысле, – пишет Э.Панофский, – <…>все общее в человеке с бессловесными животными неоплатоники называли «Низшей Душой». /Э.Панофский . Этюды по иконологии. СПб., 2009, с.319, 365/

Брейгель. Две обезьяны. 1562


Но брейгелевские обезьянки уже в тюрьме, и мы вместе с ними в carcer terreno – земной тюрьме (лат.) Наш общий удел – рабство и тоска о другом прекрасном горнем мире.
Мы сострадаем обезьянкам и с отвращение смотрим на людей в картине, которая висит рядом. Это «Нидерландские пословицы» Брейгеля: http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-dutch-proverbs-66

Покажу лучше других людей. В галерее есть потрясающие портреты XV-XVI веков. Вот фрагменты трех из них. Эта работа Рогира ван дер Вейдена создана в середине XV столетия:

Рогир ван дер Вейден. Потрет молодой женщины. 1440/45

А эта слегка косящая особа запечатлена Петрусом Кристусом в 1470-х годах:

Петрус Кристус. Портрет молодой женщины. Ок. 1470

Просто прожигает нас взглядом изображенный Альбрехтом Дюрером в 1526 году Иеронимус Хольцшухер:

Дюрер. Портрет Иеронимуса Хольцшухера. 1526

Шедевров живописи XIV-XVIII веков в Картинной галерее Берлина, пожалуй, не меньше, чем в Эрмитаже. Но в Эрмитаже все рассредоточено по многочисленным дворцовым залам. А здесь лучшие работы сконцентрированы на одном этаже современного здания. Ниже находится еще одна экспозиция из произведений «второго ряда» – своеобразное открытое хранение.

Картинная галерея.

Авторы проекта Картинной галереи позаботились о том, чтобы зрители могли передохнуть от сильных впечатлений и набраться сил, чтобы продолжить знакомство с шедеврами. Для этого в угловых залах созданы уголки для отдыха с уютными скамьями.

Картинная галерея

И, посмотрев на ветви деревьев за окном, успокоив глаза, можно возвращаться к живописи.

Вид из окна

Вот еще три живописных фрагмента. Это «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса. Не менее прекрасное, чем «Алтарь Портинари» из Уффици. Вот картина целиком: http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-adoration-of-the-kings-monforte-altar-52

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Ок. 1470

А я лишь показываю дары волхвов и цветы, вырастающие на камнях:

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Ок. 1470

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Ок. 1470

В центре Картинной галереи огромный пустой зал с фонтаном в центре и скамейками по периметру. Тоже для того, чтобы отдохнуть.

Картинная галерея

Архитектура, на мой вкус, жестковата. Но, если посмотреть вверх:

Картинная галерея

Небо с легкими облаками, горний мир…

  • 1
Обезьянки запоминаются, это точно.
Я попала в Берлин в первый раз в 1995 году. Стены, понятное дело, уже не было, а музеи еще не объединились. И я поехала в Dahlem. Это был очень небольшой музей, но с такой концентрацией шедевров, что не веришь своим глазам. Буквально каждая картина была мне знакома.
Через 4 года я снова оказалась в Берлине. Но поскольку за местными культурными новостями не особенно следила, то не знала об объединениии музеев. Еле отыскала.
Далем растворился в этом огромном здании. Осталось какое-то странное чувство утраты.

Нечто подобное я испытала, когда изменилась экспозиции ГМИИ(

Один из самых приятных музеев живописи, на мой взгляд. Все хорошо освещено, картины не бликуют. Разумная развеска, народу в меру. Просто сплошное удовольствие, не то что, например, в Уффици, где из-за чудовищного освещения некоторых картин просто не видишь - только собственный нос, отраженный в стекле((((((

Согласна с Вами. Уффици - ужасный музей(

Я была там в ноябре и Картинная галерея Берлина произвела на меня громадное впечатление!!!
Она очень хорошо продумана и сделана!

Рада, что мы совпали в оценке музея)

да мне очень понравилось что можно посмотреть срез искусства во времени. Например немецкое искусство 13 века и итальянское того же периода, нужно только через центральный зал перейти.
Я сразу вспомнила что в это время было в русском искусстве и поняла что развивались мы гораздо медленнее.

"Пословицы" можно разглядывать часами, какое уж тут отвращение...

Я не про картину, а про вывернутый на изнанку мир в этой картине Брейгеля. ПРо торжество человеческой глупости. Рассматривать бесконечно можно и "Триумф смерти". Человек у Брейгеля не ужасен только в "Месяцах". Но там люди заняты делом, сливаются с ритмом природы...

На башне тоже делом заняты! Здесь всё субъективно, конечно. По-моему, как раз то, сколько в этом мире человеческого, не позволяет зрителю осуждать "ужасы". Возникает какая-то совсем другая эмоция - ироничное созерцание что ли.

А я в той галерее зависла у Рафаэля :-) И в этом коридоре. Мне он понравился. Обезьянок помню тоже, спасибо за то, что обратили на них наше внимание.

Большое спасибо.

я в Берлине не была еще, но благодаря вам нахожусь почти там 8)
Отдельное спасибо за качественные фото.
Н.Гец.

Re: Большое спасибо.

Спасибо!
Наташа, рада Вашей весточке. Надеюсь, в жж Вам будет комфортно и интересно)

На заднем плане за обезьянками - гавань Антверпена. Только что специально посмотрел.

Да, это так. Что вносит в этот образ еще и личную нотку.

В Германии не была, но с удовольствием прочиталаш Ваш пост!)) Как всегда, великолепно! Спасибо!

Спасибо! В Берлине было очень комфортно. Жаль, что музей декоративного искусства был закрыт, а то поснимала бы дамских красивостей для Вас.

О, Обезьяны Брейгеля.
Это одна из моих любимых картин с детства.
Вот этот большой мир за пределами "крепости" - я всегда в этих образах думала о своей жизни. Дальше смотреть уже не могла. Потом.
Спасибо.

Надеюсь, что и "потом" Вам понравится)

Встретилась как-то вот такая интерпретация Брейгеля...
http://www.portal-slovo.ru/art/35854.php?PRINT=Y
Но что-то здесь смущает...

Смущает позиция проповедника)

И как следствие - редукция смысла)

неисповедимы Пути...
Ночью скопировал Этот Ваш пост из какого-то художественного сообщества, утром Вы мне оставили комм в стихотворении.
:))
Спасибо.

(Deleted comment)
простите за вторжение.
Я жила в Берлине чуть больше года, в Галерее, тем не менее, была только один раз, о чем сейчас очень жалею.
вот уже который день мучают смутные воспоминания. Может, вы мне поможете.
В одном из залов висит копия одного из Триптихов Босха. Я могу путать, но мне кажется, копия сделана Кранахом-старшим...
но не уверена.
вы случайно не помните?
спасибо в любом случае

Да, Вы правы. Очень любопытная вариация Кранаха на тему Босха (ад и рай из "Садов земных наслаждений").

  • 1