?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Екатерина Семенова на сцене и в жизни
НЮ
cicerone2007
Благодаря жж узнала, что живу сейчас совсем неподалеку от того места, где находилась усадьба Богородское-Воронино, принадлежавшая Екатерине Семеновне Семеновой, в замужестве княгине Гагариной: http://community.livejournal.com/msk_ts/49460.html?mode
Надо же! В свое время, работая над диссертацией, я нашла ее портрет среди рисунков Ореста Кипренского. Прямого отношения к теме диссертации эта атрибуция не имела. О своем открытии я упомянула в примечаниях. Потом на мою работу ссылались составители каталога юбилейной выставки Кипренского. Но специальной публикации несколько рисунков Кипренского так и не удостоились. Если судьба напомнила мне о Семеновой, покажу их сейчас.


Вот как выглядела знаменитая русская трагическая актриса в жизни:

Семенова



Имя Екатерины Семеновны Семеновой было в начале XIX века на устах у всех любителей российского театра. В глазах современников актриса была не только создательницей образов Антигоны и Моины, Ксении и Клитемнестры, заставлявшей зрителя «участвовать душою в представляемом происшествии», но и самим олицетворением Мельпомены, одним из творцов русской стихотворной трагедии. Именно так оценивал ее творчество в своей неоконченной статье о русском театре А.С.Пушкин. Он отмечал, что «говоря о русской трагедии, говоришь о Семеновой и может быть, только о ней». Новое прочтение ролей, прекрасное владение жестом и голосом, чувство музыки стиха и «порывы истинного вдохновения» снискали актрисе корону «единодержавной царицы трагической сцены», которая принадлежала ей на протяжении почти четверти века.
1807-м годом датируется гравюра А.А.Осипова, на которой Е.Семенова изображена в роли Ксении из трагедии В.А.Озерова «Дмитрий Донской»:

Семенова
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/288/48288436_Semenova_Ekaterina_Semenovna_gravyura_Osipov_A.jpg

В стройном хоре голосов восторженных критиков в период, когда слава Е.Семеновой достигла апогея, звучали и грустные ноты. «Что составляет истинную награду художников, единственную цель трудов их? – вопрошал в своей статье об актрисе П.А.Плетнев. – Утешительная надежда – передать всю душу свою потомству и после смерти жить своим творением <…> Но труды актера чрезвычайно тяжелы и вместе неблагодарны <…> самый превосходный актер, ежедневно оглушаемый громкими рукоплесканиями, ничего не оставляет после себя, кроме имени. Даже при жизни, с окончанием представления, плод его усилия, соображения и решимости мгновенно разрушается».
П.А.Плетнев был прав: время оставило нам лишь несколько изображений актрисы. Но могут ли они дать хоть какое-то представление о ее таланте? Например, широко известная гравюра Н.И.Уткина по рисунку О.А.Кипренского, где Е.Семенова изображена в роли Клитемнестры:

Семенова
http://www.rulex.ru/rpg/portraits/24/24884.htm

На портрете кисти К.П.Брюллова актриса, уже покинувшая к этому времени сцену, предстала «в роли» княгини Гагариной:

Семенова


Актриса прожила с Иваном Алексеевичем Гагариным 15 лет, родила ему четырех детей, получивших фамилию Стародубских. Брак был оформлен лишь в 1828 году, когда она покинула сцену. Князь умер в 1832 году. Известен портрет И.А.Гагарина работы О.А.Кипренского:

Гагарин
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Orest_Kiprensky_051.jpg

Кипренский был хорошо знаком с И.А.Гагариным, рисовал детей князя и актрисы, о чем упоминает в одном из писем. В собрании графики Государственной Третьяковской галереи хранится альбом художника, где главной героиней является Е.Семенова. Это не рабочий альбом, а «светский», предназначенный не для мастерской, а для гостиной. Главные по правилам «этикета» альбомной культуры начала XIX века листы, первый и последний, отведены портретам Е.Семеновой и ее дочери Н.Стародубской. Несколько изображений актрисы из этого альбома были давно опубликованы. Речь идет о рисунках, где она предстает в роли Сумбеки из трагедии С.Н.Глинки «Сумбека, или Падение Казанского ханства». Название роли присутствует в авторской надписи на одном из рисунков.
На пяти других рисунках альбома Е.Семенова изображена в русском костюме. Кого же она играет здесь?

Семенова

Наиболее вероятно, что в альбоме мы видим героиню трагедии М.В.Крюковского «Пожарский, или Освобожденная Москва» княгиню Ольгу. Альбом датируется серединой 1820-х годов. Из немногочисленных трагедий на сюжеты русской истории, в которых были роли для Е.Семеновой, долгое время со сцены не сходили «Дмитрий Донской» и «Пожарский». В конце своей карьеры роль Ольги актриса играла значительно чаще. 24 ноября 1824 года трагедию «Пожарский» исполнили в пользу бедных, потерпевших от наводнения. 3 февраля 1825 года спектакль был дан «по высочайшему назначению». Этот же спектакль был дан в честь коронации Николая I.

Семенова

Несколько рисунков Кипренского с изображением актрисы в роли Ольги очень разные: художник как бы следит за ходом спектакля. Вначале перед нами любящая женщина, чьи мечты о днях победы омрачаются тревогой за жизнь мужа. В другом листе Ольга совсем иная. Она оказалась в руках изменника. В решительном повороте головы, напряженном взгляде, подвижной линии сомкнутых губ проступает смелость и горделивое негодование:

Семенова

Последний рисунок и позволил мне увидеть в портрете «неизвестной» на листе 59 изображение самой актрисы. Этот прекрасный профильный портрет воспроизводился в нескольких книгах о художнике. Но рассматривался он вне альбомного контекста. Я же работала с альбомом и в хранении, и в фототеке. И когда два изображения оказались рядом, стало понятно, что полная и уже немолодая дама с бантом в волосах – это Е.Семенова вне сцены. Ее облик может в первый момент вызвать у зрителя даже чувство разочарования, подобное тому, что испытала девочкой А.Я.Панаева, впервые увидевшая актрису на репетиции: «Мне не нравилось в Екатерине Семеновой, что у нее была маленькая жиденькая косичка на голове, зашпиленная одной шпилькой». Но, вглядываясь в мастерский рисунок, выполненный итальянским карандашом, где мягкая лепка лица и бархатистость волос сочетаются с легкими и быстрыми штрихами, лишь намечающими одежду и пространственную среду, мы открываем для себя особое очарование этой незаурядной женщины. Обаятельная раскованность модели, властность и мягкая женственность проявляются словно в момент непринужденной беседы. Профильные изображения у Кипренского встречаются довольно редко. Но здесь этот ракурс не случаен. Он определен стремлением передать своеобразие красоты Е.Семеновой, чей чистый профиль современники сравнивали с «древними камеями».

Семенова

Существовал еще один профильный портрет актрисы работы Кипренского. Это миниатюра, известная сейчас лишь по воспроизведению в «Альбоме Пушкинской выставки…1899 года». Его можно датировать первым десятилетием сценической жизни актрисы. Сравнение альбомного рисунка с ним окончательно развеивает последние сомнения относительно личности портретируемой. Годы, разделяющие два этих произведения, лишь смягчили черты лица Е.Семеновой. Отметим и близость причесок – сняв театральный костюм, актриса опускает на лоб вьющиеся темные пряди волос.

Семенова

Рисунки Кипренского – самая ценная часть иконографии Е.Семеновой. Сопоставление изображений актрисы на сцене и в жизни позволяют хотя бы фрагментарно воскресить искусство актрисы. Только в них зафиксировано живое обаяние личности соединенное с чудесным даром перевоплощения.

Цитаты из книг:

А.С.Пушкин. Мои замечания о русском театре. – Полн. собр. соч.: В 10-ти т. М., 1958, т.7, с.9.

П.А.Плетнев. Драматическое искусство госпожи Семеновой. – В кн.: Труды Вольного общества любителей российской словесности, ч.18. СПб., 1822, с.218-220.

А.Я.Панаева. Воспоминания. М., 1972, с.24.


  • 1
Спасибо! Портрет с бантиком чудесен. Он дышит.

Вы нашли удачное слово. Действительно - дышит)

Спасибо. С удовольствием посмотрела на всё портреты. Любопытно, что на описываемом Вами портрете Кипренского у Семеновой воротник, имититрующий воротники испанских вельмож или Пьеро. Очень интересные рукава.
Чаще ведь видишь парадные портреты и не знаешь, как ходили изо дня в день или на домашних вечерах.
Видно живого и незаурядного человека.

Вон вы про кого
А где же певица, при СССР была которая?

Вы ничего не путаете? Марина Семенова была. Балерина. Вот о ней:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Умерла совсем недавно.

Портрет " с бантиком" просто шедевр! Он настолько выделяется во всей приводимой "иконографии", что начинаешь сомневаться, что он тоже руки Кипренского

Вы перегнули) Кипренский - прекрасный рисовальщик. У него много дивных карандашных портретов. Наброски не все удавались. Одна из зарисовок Семеновой в альбоме даже перечеркнута.

Скажите пожалуйста, вот тот портрет Гагарина в зеленом. Вы представляете себе, это какой-то род домашней одежды?

Право, не знаю. Может быть, шуба?

Наташа у меня в голове все перемешалось после выставок сегодня, но помоему я видела этот профильный портрет в коллекции С.Боткина, меня он тоже поразил. Я отметила его простоту, легкость. Думаю, она играла мощно! Теперь смотря на Брюлловский портрет, буду вспоминать рисунок Кипренского.

Интересно, про портрет из коллекции С.Боткина не знаю. Портрет, о котором я пишу, находится в сброшюрованном альбоме. Альбом в собрании ГТГ. Может быть, весь альбом из коллекции Боткина? Надо посмотреть в каталоге.

Красивый текст, вдохновенный такой.

Даже и не думал и не предполагал,что кто ещё в наше то время занимается истори
ей искусства,пишет работы,дышит в архивах пылью веков...!Удачи Вам,уважаемая,
здоровья Вам и всем Вашим дорогим близким и друзьям!Всего самого доброго и
наилучшего в наступившем году! С ув,Алексей гС-Пб

Спасибо! Правда, это мой старый текст. Но я знаю людей, которые и сейчас увлеченно работают в музеях и архивах.

спасибо вам за интересный материал, очень люблю Кипренского

Как интересно!
В первую очередь обращаешь внимание на "греческий" профиль актрисы.

Вот еще один возможный профильный портрет Семеновой:

Семенова

Спасибо! Очень интересный рассказ! Эпоха - замечательная XIX век.

Для нашего поколения естественно с детских лет любить пушкинские времена)

  • 1