Previous Entry Share Next Entry
Фондохранилище британских музеев
НЮ
cicerone2007
Есть такое расхожее представление о музеях: нам, простым зрителям, показывают лишь небольшую часть, а самое интересное от нас прячут в фондах. Насколько это верно, предлагаю решить после знакомства с Blythe House – хранилищем фондов трех крупнейших музеев Лондона: Британского музея, Музея Виктории и Альберта, Музея науки. Экскурсию по этому огромному комплексу для нескольких российских музейщиков проводил главный хранитель Glenn Bencon. Вот он во дворе хранилища рядом с одним из экспонатов:

Стажировка_2011



Музейные раритеты разместились в старом банковском здании на окраине Лондона. Разумеется, оно было реконструировано и приспособлено для новых функций. Знакомство со зданием мы начали с крыши. Гленн с гордостью демонстрировал нам насколько надежно ее покрытие.

Blythe House

Впрочем, и сама по себе крыша здания конца XIX века была очень эффектна:

Blythe House

Нельзя было не отвлечься и на лондонскую панораму:

Blythe House

С крыши мы начали постепенно спускаться с этажа на этаж, стремительно знакомясь с разными типами хранения. Большей частью хранилища выглядят так:

Blythe House

Все надежно спрятано, пронумеровано. И лишь изредка среди этих безликих поверхностей встречаются живые предметы. Кому-то не нашлось подходящего шкафчика, а кто-то возвращается с выставки, и просто не добрался до места:

Blythe House

Вот целая стайка богато украшенных пианино XIX века:

Blythe House


В музейном комплексе целые этажи отведены под реставрационные мастерские. Нам продемонстрировали как ведется восстановление китайского сундука, украшенного перламутром:

Blythe House

Так хранятся ткани и ковры:

Blythe House

Вскоре здесь должна начаться реконструкция. Вот как должны будут выглядеть залы, где смогут работать не только хранители, но и исследователи:

Blythe House

Мелкие вещи и сейчас расположены на вертикальных выдвигающихся стендах. Гленн продемонстрировал нам несколько забавных экспонатов:

Blythe House

Возможно, что многие из них так никогда и не покинут хранилища. Им не найдется места в постоянной экспозиции, они не впишутся ни в одну выставочную концепцию. Может быть, этот симпатичный вышитый лев так и останется вечным пленником музейного хранилища?

Blythe House

А что делать? В Музее Виктории и Альберта, например, есть коллекция произведений «дурного вкуса». Ее собирали в начале XX века с дидактическими целями. Сейчас дизайнеров учат иначе, а о коллекции знают только те, кто ее хранит.
Поскольку главный хранитель – сотрудник V&A, то мы больше знакомились с «закромами» этого музея. Разумеется, заглядывали и к соседям. Это экспонат Музея науки. Один из первых компьютеров:

Blythe House

А это хранение оружия Британского музея:

Blythe House

Вот кусочек древнеримской фрески:

Blythe House

Больше всего открытых экспонатов на стенах в отделе керамики. Привет из Средней Азии:

Blythe House

Рядом – голландский изразец:

Blythe House

Молодые люди вместе с собачками заглядываются на восточных красавиц:

Blythe House

Вот и сами дамы:

Blythe House

А это – тот дракончик, которого я уже показала. Его создатель Уильям де Морган, изумительный керамист, современник и соратник У.Морриса.

Blythe House

В хранилище мне, отнюдь не сотруднику музея, первые два часа было интересно. Потом несколько утомительно. Что совершенно понятно – эта экскурсия была для специалистов, которых больше интересовали климат или соблюдение норм пожарной безопасности, чем сами предметы. А нам, любителям, подавай, прежде всего, вещи! И для нас некоторые музеи создают открытое хранение. Прекрасный пример таких фондов есть и в нашей стране. Тем, кто не был, рекомендую посетить эрмитажный комплекс в Старой деревне:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm13_3_008.html
Не пожалеете!

  • 1
Было бы желание. Сейчас в эпоху интернета это искусство выходит на свободу. Музей Виктории и Альберта активно раскрывает свои фонды. Кстати, фотографировать можно было вполне свободно.

Все эти вещи изъяты из быта, считайте что умерщвлены и потому сосредоточенная в них концентрация духа не оказывает влияния на "сегодня". Именно в этом, а не в современных технологиях, корни засилия кича, а также упадка архитектуры и дизайна.

Как интересно! Вы считаете, что музей это кладбище? Думаю, что к современному музею это не относится. Разумеется, я говорю не о номинально современных.
И еще - вещь живет рядом с человеком. Старая, чужая - у коллекционера. И... умирает, если человек уходит.

Вещь не умирает, она остается.
В "Аббатстве Даунтон" есть эпизод: наследница старинного титула и ее жених-нувориш рассматривают огромный дом, только что купленный, и жених задает вопрос: где ваша семья покупала мебель? А она отвечает: мы не покупаем, а получаем в наследство.

Наследство, преемственность.
Или их отсутствие.

Музеи лишают быт преемственности, дизайнеров и архитекторов они лишают образца, и тем самым повседневное окружение, среда становятся средоточием кича.

Мой друг, не чуждый музейному делу, вот что говорит - и я с ним согласна -

искусство никогда не делалось для музеев, его делали живые люди для живых людей, а теперь оно превратилось в консервы — и тут уж большой разницы нет хранятся ли они в открытом доступе или в тайниках
да, мы тоже живые, и нам оно дарит радость, и учит высокому — но только тех, кто способен увидеть в нем не полуфабрикат, слегка разогретый гидом, а привет оттуда
однако этот привет глушат — вот беда, и не последняя роль в этом умерщвлении живого голоса искусства именно за музейщиками
как состоящий при этой "кухне", я очень хорошо вижу как это происходит
похоже мы не знаем что делать с искусством, только разглагольствовать о нем умеем, да и то все хуже и хуже.

http://seann.livejournal.com/2394851.html

Очень много неточностей.
"Вещь не умирает, она остается".
Вам не доводилось разбирать вещи умерших родственников? Если нет, то Вам можно позавидовать. Вот, когда все становится понятно. Фразой из кино тут не отделаешься.

"дизайнеров и архитекторов они лишают образца"
Ровно наоборот - в музеях сейчас и сосредоточены образцы. И для живописцев, и для дизайнеров, и для архитекторов. Образовательная роль музеев сейчас чрезвычайно высока. Только что это наблюдала в Берлине. Хорошо знаю практики британских музеев. В России с этим сложнее, но движение идет в том же направлении.

"искусство никогда не делалось для музеев"
Ваш друг историю искусства изучал? Как только появились общественные музеи, появилось и искусство, которое мечтает туда попасть. Интересно, "Боярыню Морозову" Суриков для какого частного дома писал? А "Герника" Пикассо где может жить? С архитектурой и прикладным искусством дело обстоит иначе. Но и здесь появление музеев привело к тому, что активнее стало развиваться экспериментальное начало. Не случайно, проектированием музейных зданий занимаются крупнейшие архитекторы.

"похоже мы не знаем что делать с искусством, только разглагольствовать о нем умеем, да и то все хуже и хуже"
Последняя фраза ужасна. Может быть лучше чем-нибудь другим заняться? Судя по книгам, выставкам, экспозициям последних лет, в мире много людей, которые умеют не только разглагольствовать.

==Вам не доводилось разбирать вещи умерших родственников?==

Ну к чему так раздражаться?
Да, у меня есть старинные вещи, доставшиеся от родственников. Они сильно отличаются от современных и, конечно, радуют.

==Ровно наоборот - в музеях сейчас и сосредоточены образцы==

Вот именно: в музеях, а не в повседневности. Она, эта повседневность, выхолощена, лишена того духа и той радиции, которыми мы наслаждаемся в старинных еавропейских городах (например). Музейные образцы захоронены в музеях, они вырваны из повседневности, которой были предназначены. Они для более или менее равнодушных зрителей, для историков искусств, для специалистов. Или - основная масса - только для хранителей. Эти вещи не живут среди людей, а значит, мертвы.

==Ваш друг историю искусства изучал? ==
Да. И он работает в одном из крупнейших музеев.

==активнее стало развиваться экспериментальное начало. Не случайно, проектированием музейных зданий занимаются крупнейшие архитекторы==

Вот. Вот.
"Современная архитектура", my ass.
Это вы очень в точку попали: мертвящий, негуманистический архитектурный стиль для мертвых вещей. Ломаные формы, стекло и полированный металл как тоталитарная религия, отвергающая даже саму идею о соразмерности человеческому телу и восприятию. "Зато дешево и как у людей".

Ну а результат - вот он: мир вещей, которых не коснулись ни человеческая рука, ни человеческий дух, вещей-обмылков, вещей без фактуры, быт из ламинированной мебели, полиэфирного тряпья и барби-идеала.

Так изъятое и захороненное мстит за свою смерть.

Странный разговор получается. От вопросов Вы уходите. Главный тезис о том, что музеи "вырывают" вещи из повседневности вообще непонятен. Ни одного конкретного примера не приводите.
Оставайтесь при своем мнении. Продолжать смысла не имеет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account