?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Йоркширский скульптурный парк. Генри Мур (продолжение)
НЮ
cicerone2007
«Скульптура – это искусство открытого воздуха. Ей необходим свет дня, свет солнца… Любую мою скульптуру я предпочел бы поставить среди пейзажа, чем поместить ее в здание или перед ним», – эти слова Генри Мура можно было бы высечь на воротах Йоркширского скульптурного парка.
Центральным произведением в экспозиции под открытым небом для меня стала его «Полулежащая мать с ребенком»:

На фоне холмов.



Трудно отойти от этой скульптуры, поскольку любое перемещение в пространстве рядом с ней ведет к открытию новых смыслов. Крупный план неожиданно вызывает в памяти воспоминания о портретах Раннего Возрождения. Человек смотрится как центр мироздания на фоне далевого пейзажа. Линия горизонта, проглядывающая в «дыре», задает масштаб.

Йоркширский скульптурный парк

Совершенно завораживает превращение конкретного в абстрактное и наоборот – движение от условного к реальному. Пространство и объем равно выразительны: то пространство окружает объем, то объем формирует пространство. «Дыра» настолько важна для скульптора, что ради пространства объемные формы расстаются со своей земной логикой.

Йоркширский скульптурный парк

Замечаешь это не сразу. Лишь разглядывая скульптуру вновь и вновь, с удивлением обнаруживаешь, например, нечто странное при изображении одной ноги. Зачем эта перемычка? Думаю, что только ради отверстия:

Йоркширский скульптурный парк

Этот ракурс и рассматривание поверхности скульптуры вблизи вызывает довольно неожиданные для созерцания тела обнаженной женщины ассоциации. Что-то слоновье просматривается в образе.

Йоркширский скульптурный парк

Когда увидела гравюры Мура с изображением слонов, поняла, что я на правильном пути:

Генри Мур
http://www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?cgroupid=999999961&workid=10081&searchid=10432&tabview=image

Вообще, графика скульптора – прекрасное подспорье для понимания его образов. Важно и то, что эти листы не спонтанные рисунки, а гравюры, даже серии гравюр. Следовательно, речь идет о том, что сам скульптор воспринимал как архетипы.
Слоноподобность не снижает образ женщины. Как ни парадоксально, это возвышает ее, превращая из объекта желания в образ первозданной стихии, в изображение «матери-земли».
Впрочем, женщина на ложе тоже никуда не исчезает. Вот гравюра с обнаженной, созданная в середине 1970-х годов (слоны также датируются этим временем), когда скульптор работал над «Полулежащей матерью с ребенком»:

Генри Мур
http://www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?cgroupid=999999961&workid=9909&searchid=10432

А вот новый ракурс нашей бронзовой дамы:

Йоркширский скульптурный парк

Посмотрим на обнаженную спереди:

Генри Мур
http://www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?cgroupid=999999961&workid=9908&searchid=10432

А теперь опять на скульптуру. Конкретика уходит, но женщина остается женщиной.

Йоркширский скульптурный парк

Ребенок – это жизнь, форма, устремленная вверх, и растущая у нас на глазах. А дыры-провалы и растекающиеся формы материнского тела – это то, что невольно заставляет вспомнить о смерти. Вот один из графических листов Мура, созданный за несколько лет до смерти мастера:

Генри Мур
http://www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?cgroupid=999999961&workid=10139&searchid=10432

Мур прожил долгую жизнь: он родился в 1898 году и умер в 1986. В Йоркширском парке, кружась вокруг бронзовых скульптур, начинаешь понимать его слова: «Я пытаюсь помочь людям расширить их понимание жизни и природы, помочь им открыть глаза и углубить восприятие. Природа неисчерпаема. Не видеть природу и не использовать ее в работе для меня противоестественно». Взгляд от скульптур в парке естественно поднимается к небесам:

Йоркширский скульптурный парк

Генри Мура я цитирую по кн. И.Н.Голомштока «Английское искусство от Ганса Гольдбейна до Дэмиена Хёрста: апология». М., 2008, с.206-207

Начало: http://cicerone2007.livejournal.com/62655.html

  • 1
современное искусство! Немного напоминает вильгелландспаркен в Осло.

(Deleted comment)
Рада, что получилось!

В Торонто вторая в мире по размерам постоянная выставка Мура. Мое мнение о его работах чисто негативное, я ничего в них не вижу. Даже не минус, просто ноль. Интересно послушать противоположное мнение.

Читая Ваш отзыв, вспомнила слова Гете о том, что он учится только из тех книг, о которых судить не в состоянии. Дальше он добавляет: "Автору книги, о которой я могу судить, следовало бы учиться у меня".

Забавное изречение. Вторую часть можно убрать, я все-таки не Гете. Да и первую тоже: посмотрел бы я на Гете, который учится чему-то на скульптурах Мура.

Я не агрессивен, отнюдь. Просто я вообще ничего в этих монстриках бронзовых не вижу, ни симпатичного, ни отталкивающего. Rocks on the road. Ну, типа глух я и слеп к такому творчеству. Я не могу представить себе внутреннего мира человека, который лепит настолько неэкспрессивные образы.

Думаю, что Гете учился всю жизнь. Мы ведь растем над собой, когда нам открывается что-то другое, до этого чужое и непонятное. Я сама Мура начала понимать только в Йоркшире. Но, если честно, то Микельанджело с Рафаэлем тоже не сразу становятся доступны. Высказывание Гете раскрывает механизм восприятия подлинной культуры.
Кстати, о Микельанджело - а как Вам "Пьета Ронданини"? http://cicerone2007.livejournal.com/21130.html

Это очень круто. Я никогда об этой скульптуре не слышал. Благодарю за рассказ. Что характерно, в скульптуре экспрессия художника, его состояние выражены с максимальной полнотой.

Ронданини - это спонсор? Надо альбом Микельанджело посмотреть, он у меня на полке лежит. Недавно купил, дальше первых страниц еще не продвинулся, и неизвестно когда. Чертова жизнь.

Точно не знаю, но думаю, что она была в коллекции Ронданини. Чаще всего названия закрепляются таким образом: по последнему владельцу, от которого вещь попала в музей. "Мадонна Бенуа". "Мадонна Литта" и т.д.

Большое спасибо! С большим интересом прочитала Ваш разбор. Очень интересно - разные ракурсы вызывают разные ассоциации. Громадное впечатление!

Это - высшая ступень искусства скульптуры, то что называют "круглой пластикой": когда образ не статичен, а изменчив. Первый раз я пережила это чудо около "Четырнадцатилетней балерины" Э.Дега. Я готова была кружить вокруг нее бесконечно)

Прекрасные посты)) И удивительные скульптуры, прекрасно вписанные в пейзаж)) Спасибо, как всегда получила массу удовольствия!

Признаюсь, что Мура я начала понимать только в Йоркшире. Кстати, там его родина. Парк замечательный, с перепадами высот. И еще там я поняла, что главный герой Английского пейзажного парка - это небо.

  • 1