?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Кровь Христа
НЮ
cicerone2007
Национальная Пинакотека в Болонье – музей солидный и интересный. Здесь собраны произведения, которые на протяжении нескольких столетий были эталонными для учеников европейских академий. Сама идея академии художеств родилась в Болонье, где братья Караччи создали «Академию вступивших на правильный путь». Но на искусство болонцев XVII века сейчас смотришь с той или иной мерой иронии или уважения, а задевает тебя что-то совсем другое.
Для меня гораздо более интересными оказались залы музея, где представлены работы XIII-XV веков. Очень выразительно там смотрелись несколько больших живописных распятий. Они создавались для болонских церквей местными мастерами.
Когда ты видишь круцефикс не высоко над головой в алтаре церкви, а прямо перед собой на стене, то первое, во что упирается взгляд – кровь Христа. В «Распятии» Джованни Марторелли (начало XV в.) она течет по камням, попадает в расщелины и достигает черепа Адама, над которым, по преданию, и был распят Христос:

Фрагмент Распятия



Кровь Христа, обагрившая череп Адама, смывает первородный грех.

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=214


В «Распятии» Микеле ди Маттео (1435 – 1445 гг.) кровь из ран Христа стекает по синему кресту,

Фрагмент Распятия

основание которого обнимает плачущая Мария Магдалина:

Фрагмент Распятия

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=224


Марию Магдалину Микеле ди Маттео изображает и в другом «Распятии» для церкви Сан Доменико (1430 – 1435 гг.). Но здесь она изображена скорее в молитвенной позе, а капли крови, падая на нее, превращаются в нимб. Кровь Христа смывает грехи.

Фрагмент Распятия

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=225


Джованни да Модена тоже работал в Болонье в XV веке. Он шокирует зрителей размерами гвоздя, которым прибиты к кресту ноги Спасители.

Фрагмент Распятия

В нижней части «Распятия» художник изображает стигматизацию Св.Франциска. Мастер тактично разводит два сюжета: скала отгораживает святого от Голгофы.

Фрагмент Распятия

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=2&IDOpera=159


В круцефиксах XV века символика и натуралистические детали образуют особый сплав: почерневшие, распухшие ноги на золотом фоне, страшные гвозди, яркие пятна крови приобщают нас к страданиям Христа. Полтора столетия раньше это выглядело иначе. Капли крови Христовой превратились в готическом «Распятии» Ринальдо ди Рануччио (1265 г.) в орнаментальный мотив. И тело Христа, и кровь его стали достоянием вечности.

Фрагмент Распятия

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=3&IDOpera=290


Увидеть детали мне помогла выставка современного фотографа Марио Креши, которая растекалась по всему музею. Рядом с готическим «Распятием» стоял один из ее экспонатов:

Фрагмент Распятия

Жаль, что сайт музея пока еще очень скромен:http://www.pinacotecabologna.it/index.php
С выставкой можно познакомиться здесь: http://ingalleria-bologna.blogautore.repubblica.it/2010/12/09/mario-cresci-forse-fotografia/

  • 1

Спасибо..Прекрасно!!

Спасибо..Хороший пост.. А перепост нелдьзя сделать?? Было бы хорошо его далее перепостить..?? Материал очень интересный!!

Re: Спасибо..Прекрасно!!

Можно.

Ну так давайте..как это сделать??

У меня еще вопрос..

Если Вас интересует искусство и в таком ракурсе.. Очень интересная тема..это рассмотрение образа распятия Христа в развитии .. ООчень интересная тема.. Он на протяжении всего развития как средневековья..так и в Новое время на полотнах художниках изображался по-разному. На одних полотнах акцентировались страдания..на других покорность воле Отца Небесного.. на других другие моменты..и интересно..как тот или иной ракуср изображения был обусловлен общественной жизнью..восприятием..реальностью..если бы Вы собрали такую подборку..то было ооочень интересно посмотреть..осимылить.. Это весьма интересная и важная тема..!! Подумайте!!

Спасибо, очень интересно. Вы и действительно затронули и показали очень необычный ракурс в теме Распятия. Во всяком случае для меня лично.

Только что была в Пинакотеке Бреры в Милане: удивительное собрание.
Интересно, что я именно там задумалась о веяниях и манере в различные эпохи.
И Ваш пост так удивительно эти мои размышления обогатил. Спасибо!

Ой, наверное это- шедевр, но мне страшно от такой святости в искусстве. Так, прямо гвозди, кровь...Ладно, Марина картины ада показала, то там хоть злодеи, грешники, так по их делам их.... А тут......

Это не самые страшные "Распятия", есть и пострашнее: http://www.wga.hu/art/g/grunewal/2isenhei/1view/1view1c.jpg
http://www.wga.hu/art/g/grunewal/2isenhei/1view/1view1c5.jpg
Но это не садизм, а желание художника самому пережить муки Христа.

спасибо за чудесный иллюстративный материал, очень интересно было посмотреть эти вещи с акцентом на одной детали

Приятно узнать, что знатокам это интересно. У Вас было очень интересное "Распятие" из Будапешта: http://punto-di-vista.livejournal.com/46750.html
Там изображена чаша Грааля?

для будапештского распятия выбран другой иконографический тип - Христос, победивший плоть, не типичный для Ренессанса, скорее тяготеющий к средневековому искусству. Чаша, разумеется, с кровью Христа, считается, что и крест (т.н. volto santo), и чаша были привезены в Лукку святым Никодимом.

Очень интересная тема,большое спасибо! У меня был необычный случай в Эрмитаже. Это было летом во вторую половину дня. Я рассматривала «Распятие» 13 века, написаное Уголино ди Тедиче, мастером из Пизы. Обычно этот зал затенён, а тут неожиданно выглянуло яркое солнце, лучи упали на "Распятие", и оно неожиданно ожило и заиграло. Словами не скажешь, но впечатление было очень сильным.

В интернете это "Распятие" нашла. Надо будет к нему обязательно подойти, когда окажусь в Эрмитаже.

Стало быть, Он, за нас так страдает, за нас недостойных пошел на такие муки, а художники стараются это пережить сами через свое творчество.

Я вчера как раз наткнулась на описание канонических круцефиксов, но, правда, XVIII в.: Ermeneutica della pittura, Dionisio di Fournà. Там невероятное количество обязательных деталей: помимо черепа Адама, омываемого кровью Христа, конный солдат, протыкающий копьем ребра Христа, Богородица на руках у толпы, Святой Иоанн, ее утешающий... Мария Магдалена, кстати, почему-то не упоминается.

Спасибо за прекрасно поданный материал.
очень интересная тема
Хотелось бы перепостить на Сайте благочинном (alchevskpravoslavniy.ru/), только не понял , вы разрешили только для
timursim 2011-02-23 16:13
или всем?
Ангела хранителя.

Пожалуйста - размещайте. Разумеется со ссылкой на мой журнал.

  • 1