Previous Entry Share Next Entry
Греческие вазы в ренессансном дворце
НЮ
cicerone2007
Один из самых запоминающихся экспонатов Археологического музея в Ферраре – фигурный сосуд в виде гротескной мужской головы. Кто это может быть? Есть предположение, что – Харон, перевозчик мертвых через подземную реку Стикс. Странно. Но только на первый взгляд:

Фигурный сосуд



Из уст Харона гости на пиру вполне могли бы услышать такие слова:

Желал бы я всем смертным посоветовать
Приятно провести жизнь быстротечную.
Ничто умерший, он лишь тень подземная:
Пока ты жив, короткой жизнью пользуйся.

/Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.420/

А менада, бегущая по горлышку сосуда, может рассматриваться как образ быстротекущей жизни.
Этот ритон связывают с мастерской Сотада, из которой в середине V века до н.э. вышли поразительные и разнообразные сосуды. Продукцию мастерской Сотада я уже показывала: http://cicerone2007.livejournal.com/45175.html
http://cicerone2007.livejournal.com/45175.html

Фигурный сосуд

В собрании музея Феррары множество первоклассных греческих ваз. Ритоном в виде головы мула нас уже не удивишь, но вещь тоже прекрасная. Найдены эти сосуды в некрополях этрусского города Спины, который когда-то располагался в дельте По и был важнейшим портом Средиземноморья. Расцвет Спины пришелся на VI-III вв. до н.э. Потом город был заброшен. Археологии обнаружили его в XX веке. Находки из Спины и составили экспозицию музея в Ферраре. Кстати, несколько погребений представлено в залах целиком .

Фигурные сосуды

Сегодня я покажу лишь те сосуды, которые дополняют коллекцию греческих ваз, собранную в моем журнале. Вот очень интересный фигурный канфар, составленный из двух голов: с одной стороны на пирующих смотрел Геракл, с другой то ли амазонка, то ли царица Омфала. На сосуде сохранились даже следы позолоты. Он отлично дополнит ряд сосудов в виде голов: http://cicerone2007.livejournal.com/24657.html

Фигурный сосуд

На большом кратере, который датируется началом V века до н.э. и атрибутируется «вазописцу Голухова», менада воюет с возбудившимся сатиром. Он схватил ее за ножку, а она уже вцепилась в бороду и готова ударить его тирсом. Это парочка вполне впишется в нашу компанию сатиров и менад: http://cicerone2007.livejournal.com/38565.html

Менада и сатир

В Ферраре собрана великолепная коллекция рыбных блюд. Их очень интересно сопоставить с блюдами из Эрмитажа: http://cicerone2007.livejournal.com/43014.html

Рыбное блюдо

Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу
Сладостной негой пиров - после смерти ведь нет нам отрады.
В прах обратился и я, Ниневии великий властитель.
Только с собой и унес я, что выпил и съел и что взято
Мной от любви; вся же роскошь моя и богатства остались.

По преданию, такая надпись была на могиле Сарданапала. /Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.420/
Но также думали греки и римляне.

Рыбное блюдо

Рыба была главным лакомством. Блюда с изображениями разнообразных рыб вполне сопоставимы с литературными творениями античных гурманов:
Кефаль пусть будет в ломтиках,
Да окунь, вдоль расщепленный,
Печеный скат, бока тунца,
Кальмар нафаршированный
И сростнозуб зажаренный,
Да главка морда, голова
Угря, кефали чресла,
И ската шиповатого
Хребет, морская ласточка,
Желудок «черта», камбала
Малюсенькая и анчоус,
Креветка - пусть же ничего
Не будет здесь пропущено.
/Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.368/

Рыбное блюдо

Рыбное блюдо

Археологическая коллекция экспонируется во дворце, который считался резиденцией Лодовико Моро. На самом деле он принадлежал Антонио Костабили. Дворец начали возводить в первые годы XVI века, но не достроили, замысел архитектора был воплощен в жизнь лишь частично.
Спустимся по мраморной лестнице, ступени которой украшены орнаментальными мотивами, во двор.

Палаццо Костабили

Палаццо Костабили

Мы были в Ферраре в первые дни нового года. Город окутывала туманная дымка. В галерее стояла рождественская елка:

Палаццо Костабили

Палаццо Костабили

Когда мы подошли к полихромному порталу, стало проглядывать солнце:

Палаццо Костабили

Из садовой лоджии можно было попасть в зал, где экспонируются огромные лодки, выдолбленные из стволов деревьев. Их тоже нашли при раскопках в дельте По.

Палаццо Костабили

А в противоположном «Зале сокровищ» находится недавно отреставрированный плафон работы Гарофало, отдаленно напоминающий фреску Мантеньи в Камере дельи Спози:

Палаццо Костабили

На потолке мы видим феррарских дам и кавалеров, резвящихся путти и мартышек:

Палаццо Костабили

Гризайлью выполнены сцены из мифа об Эросе и Антеросе:

Палаццо Костабили

Во дворе палаццо воссоздан ренессансный сад:

Палаццо Костабили

Палаццо Костабили

Посетителей даже в воскресный день было совсем немного, уличный шум сюда не доносился, и мы бродили по дворам и залам, словно по чертогам спящей принцессы. Тихий Археологический музей в ренессансном дворце останется одним из лучших воспоминаний о Ферраре:

Палаццо Костабили

Узнала я о существовании этого музея из журнала raf_sh, за что его сердечно благодарю.
Скромный сайт музея: http://www.archeobologna.beniculturali.it/Ferrara/index.htm

  • 1
Какие красивые вазы! Спасибо вам за интересный рассказ!:)

Там еще много прекрасного. Я показала только то, что дополняло мои предыдущие посты.

Какой потолок!!!

В Ферраре было много неожиданного. Одна вещь меня страшно заинтриговала. 1932 год. Как это можно интерпретировать?

Феррара

Красота!!
Смотрел, восхищался и отдыхал!!!
Спасибо! :)

Рада, что понравилось)

Спасибо огромное!
Кувшин под номером 42 скопирую для себя. Уж очень красивый!

Он прекрасный! Но датировки на этикетке не было. Где произведен - тоже непонятно. Сказано лишь, что ойнохоя с растительным орнаментом.

Великолепно, спасибо.
Для желающих, линк к моему репортажу:
http://raf-sh.livejournal.com/312127.html

Спасибо. Зима - лето)))

прекрасно. менада, схваченная сатиром за лодыжку, очень похожа на одну знакомую мне даму )

А сатир никого не напоминает?

и как всегда прекрасные фотографии)) спасибо!

единственное, фигурная голова на Харона совсем не похожа) ну, я никогда не встречала подобной иконографии.

Так, со знаком вопроса, считают музейщики. Мне это показалось остроумной гипотезой. Античная иконография Харона знакома мне лишь по вазам. Что-то похожее есть.

Спасибо за прогулку! Очень интересные экспонаты.

Спасибо! Однако здесь меня потрясла скульптура, видимо новеченто. Буду искать.

Это Вы про выброшенных детишек?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account