Previous Entry Share Next Entry
Пиза. Часть вторая: Новая жизнь «Триумфа смерти»
НЮ
cicerone2007
На Поле Чудес, среди моря туристов, трудно поверить, что буквально в нескольких шагах от падающей башни есть царство тишины. Просто надо зайти в ворота кладбища Кампосанто. Посетители здесь редки, и можно спокойно рассматривать «этот грандиозный памятник искусства, поглощенного острой и грозной мыслью о смерти.

Кампо Санто



В нем снова поражаешься суровостью и величием чисто пизанскими, но еще и глубокое скорбное чувство примешивается здесь к этому. На этом кладбище покоится сама историческая судьба Пизы. Оно было закончено Джованни Пизано уже после несчастной битвы под Мелорией, где могущество благороднейшего города было сломлено корыстолюбивыми и ничтожными генуэзцами. Начатое с мыслью о прежней и грядущей славе, оно превратилось в последнее убежище, где укрылось под привезенной из Палестины святой землей столько несбывшихся замыслов, разбитых верований и погубленных надежд. В то время как на стенах Кампосанто работали сменявшиеся поколения тосканских frescanti [фрескистов], оно видело на протяжении XIV вежа последние попытки Пизы подняться и ее медленное угасание». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 238./

К сожалению, нам уже не дано увидеть то, что видел П.Муратов. Пизанский некрополь, сооружение которого началось в конце XIII века, сильно пострадал во время Второй мировой войны. Пожар, который возник от артиллерийского обстрела Пизы американскими войсками, уничтожил большую часть знаменитого фрескового ансамбля Кампосанто.
На этих стенах когда-то были фрески:

Кампо Санто

Реставраторы проделали огромную работу, и несколько фресок были буквально собраны по кускам. Среди них и самая знаменитая – «Триумф смерти», которая датируется серединой XIV века. Имя ее создателя точно неизвестно. Чаще всего его просто именуют «Мастером Триумфа смерти». В современной литературе часто упоминается Буонамико Буффальмакко, жизнеописание которого оставил Вазари.
Чтобы составить представление о деталях этой фрески, сейчас нужно обратиться к старым описаниям и прорисовкам:

Триумф смерти
http://redkayakniga.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st001.shtml

Вот как описывает фреску Ипполит Тэн: «У подножия горы едет кавалькада кавалеров и дам; это современники Фруассара: вот яркие и пестрые одеяния той эпохи, шапочки, горностаевые меха, ручные соколы и маленькие собачки - вся та роскошь, которую Валентино Висконти встретил у Людовика Орлеанского. Фигуры также вполне реальны: это тонкая и изящная госпожа на коне под своей вуалью, - настоящая средневековая дама, меланхолическая и задумчивая. Эти знатные персоны, баловни своего века, вдруг замечают перед собой трупы трех королей в трех различных стадиях разложения, каждый в своем открытом гробу: один - раздувшийся, другой - кишащий червями и змеями, третий - уже показывающий кости скелета. Они остановились в трепете: один наклоняется на шею коня, чтобы лучше видеть, другой зажимает нос. Это - морализирующая сцена, подобная тем, которые играли тогда в театрах. Художник хочет дать публике нравоучение и в этих видах нагромождает вокруг главной группы всевозможные комментарии. Наверху горы - монахи в их убежищах: один читает, другой ведет за собою лань; между ними звери пустынь — ласка, журавль. Добрые люди, смотрите: вот созерцательная и христианская жизнь, святая жизнь, которой чуждаются сильные мира сего; но является смерть и восстановляет равновесие. Вот она идет - курносая старуха с седыми волосами. С косою в руке, она приближается, чтобы поразить этих счастливцев и развратников - дам и молодых господ, толстых и завитых, забавляющихся в рощице. С жестокой иронией она косит тех, кто ее боится, и обходит тех, кто к ней взывает: группа безруких, хромых, слепых и нищих тщетно зовет ее - ее коса не для них. Так идут дела в этом злополучном мире, немощном и мрачном, а конец, к которому он стремится, еще мрачнее. Это всеобщее разрушение - зияющая яма, которая поглотит каждого в свой черед и всех одинаково. Короли и королевы, папы и епископы, с их министрами и их коронами, лежат там в общей куче, а их души, маленькие нагие дети, выходят из тела, чтобы вступить в страшную вечность. Некоторых из них собирают ангелы, но большую часть хватают демоны - отвратительные и гнусные существа с телом козы или червя, с ушами летучих мышей, пастью и когтями кошки; их уродливая стая скачет вокруг своей добычи». /И.Тэн. Путешествие по Италии, т. 2. М., 2008. с. 60-61/

Триумф смерти
http://redkayakniga.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st001.shtml

Для И.Тэна живопись треченто – это пример «художественного бессилия», искусство переходной поры: «уже больше не гусеница, но еще и не бабочка». Для нас же, пристально всматривающихся в эту руинированную фреску с поблекшими красками, открывается прелесть деталей. Вот лошадиные морды у раскрытых гробов:

Триумф смерти

Вот пес, сопровождающий всадников:

Триумф смерти


Иначе, чем И.Тэн, оценил фреску П.Муратов: «На одной из стен Кампосанто находится знаменитая фреска неизвестного мастера XIV столетия, изображающая «Триумф смерти». Внимание, которое она привлекает, объясняется не столько ее художественными достоинствами, сколько тем, что дух времени можно прочесть по ней, как по раскрытой книге. Monito di penitenza, «наставление кающихся» — так более точно называют ее теперь иные ученые. Монашествующее искусство треченто создало в ней памятник, исполненный незабвенного величия. Оно обращалось здесь к чувству и воображению, оттого какая-то внутренняя правда до сих пор не покинула его, в то время как давно никому не нужны живописные символы монашеской идеологии на стенах Испанской капеллы во флорентийской Санта Мария Новелла. Художник, написавший «Триумф смерти», не раз выходит из границ, назначенных для живописи треченто гением Джотто. Но такова сила убежденности, такова страстность воображения, что, несмотря на это, зрителю передается неистовый трагизм группы нищих, жестокая ирония группы всадников и улыбка сквозь черный флер группы влюбленных. Размах, решительность, желание идти во всем до конца, обнаруженные автором фрески, являются чертами пизанского душевного склада».

Группу влюбленных в саду и сейчас можно рассмотреть достаточно хорошо:

Триумф смерти
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pisa,_Camposanto_trionfo_della_morte_14_scena_cortese.JPG

В процессе реставрации фрески расслоили. Обнажились подготовительные рисунки на стене – синопии. Появилась возможность их экспонировать отдельно. Для того, чтобы их увидеть, надо покинуть кладбище, пересечь площадь и войти в Музей синопий. Вот и наши знакомые:

Триумф смерти

Рядом с рисунками развернута выставка костюмов, которые созданы по мотивам «Триумфа смерти». Это – платья дамы и кавалера, изображенных в центре группы:

Триумф смерти

А это платье лукавой рыжеволосой музыкантши:

Триумф смерти

Можно полюбоваться и воссозданными головными уборами:

Триумф смерти

А потом опять вернуться к синопиям. Вот один из самых выразительных фрагментов сцены «Страшного суда». Эту фреску также считают работой «Мастера Триумфа смерти»:

Синопия

Завершим наше первое путешествие по Музею синопий образом из другой фрески XIV века. Нам, странникам, он особенно близок:

Синопия

  • 1
Удивительно интересно. ))) Жаль, что я уже к аечеру тексты читать не могу. Но мне и каринок хватило. )))

Постараюсь показать синопии еще одного художника.

Чудо какое, спасибо за рассказ!

Ваша похвала меня всегда вдохновляет на новые посты)))

Замечательно. Спасибо.

Очень интересно. А обувь не была реконструирована?

Нет,обуви там не было. Если интересна обувь этого времени, то вот реконструкции: http://community.livejournal.com/costumology/116706.html#cutid1

Потрясающе. И сюжет, и исполнение.
Восторг.

Как всегда, потрясающе! Странно, но я полюбила Ренессанс только тогда, когда увидела фрески "живьем" в Италии. Им столько столетий, а они смотрятся абсолютно современными, живыми. Всё в них движется, поёт; лают собаки, фырчат кони, изгибаются в танце девушки...
За костюмы - отдельное спасибо! :-)

Буду благодарен за кросс-пост в сообществе ancient_tombs:
http://community.livejournal.com/ancient_tombs

Сказано - сделано. Отправила.

Круто, спасибо большущее!!

Замечательно! Спасибо!

Пиза мне очень понравилась. Писать о ней - удовольствие)

Во всем этом меня даже не сама фреска удивила, а тот уровень научного мастерства, благодаря которому удалось не только собрать фреску по кусочкам, но даже расслоить ее и демонстрировать наброски отдельно!

Да, реставраторам надо отдать должное!

Большое спасибо. Замечательно.

Всегда рада вашим отзывам!

Очень интересно!
Спасибо большое!

Замечательно! Интересно сравнить описания Тэна и Муратова. Без них некоторые детали фрески я бы не поняла. Здорово, что воссозданы платья главных фигур фрески - глубже погружение в ту эпоху. Большое спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account