?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Пиза. Часть первая. После дождя
НЮ
cicerone2007
«В Пизу надо приехать во время дождя, чтобы лучше понять ее особенную красоту. Сделать же это нетрудно, ибо Пиза — один из самых дождливых городов во всей Италии. В дождь здесь быстро бегут облака над приморской равниной, и горы синеют глубже; в дождь вздувается Арно и полнее катит мутно-зеленые волны. В дождь безлюднее улицы и прекраснее старый пожелтевший мрамор. Но горные дали, Арно, делящее город пополам, безлюдье и старый мрамор — все это как раз составляет типическую красоту Пизы».
П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 233.

Как «прописал» Пал Палыч, мы приехали в Пизу в дождливый осенний день. Правда, высшие силы нас пожалели, и гроза с ливнем прогромыхала ночью. Когда утром мы вышли на набережную Арно, лишь свинцовые тучи еще напоминали о ночном разгуле стихии. В солнечных лучах сияли дворцы на противоположной стороне реки, которая успокоилась и превратилась в зеркало:

Набережная Арно



Мы перешли на другой берег и медленно побрели по направлению к Кампо деи Мираколи. Было тихое воскресное утро, под арками Борго Стретто нам встретилось лишь несколько человек. Но, на самом деле, Пиза не показалась нам мертвым городом, о котором пишут не только Муратов, но и современные путешественники. В будние дни на улице яблоку негде упасть – центральная часть города наполнена студентами и преподавателями местного университета. Утром в воскресенье эта публика, видимо, отсыпалась после бурного субботнего вечера.

Борго Стретто

Вот и первая церковь на нашем пути – Сан Микеле ин Борго. Пожелтевшее мраморное кружево ее фасада сплетено из романских и готических мотивов:

Сан Микеле ин Борго

Церковь была построена еще в X веке на руинах античного храма, а украшалась до XIV века:

Сан Микеле ин Борго

Чуть дальше на улице встретились остатки античной архитектуры. Фигурные римские капители III века стали частью более позднего сооружения:

Древнеримская капитель

На одной капители изображены Церера, Серапис, Гиппократ и Исида:

Древнеримская капитель

На другой – Юпитер, Минерва, Меркурий и Юнона:

Древнеримская капитель

Неподалеку от места обитания античных богов находится Пьяцца деи Кавальери, образованная сейчас ансамблем зданий XVI-XVII веков. И если днем на площади толпы студентов, а по вечерам здесь звучит музыка и прогуливается местная публика, то утром, омытая дождем, она была тихой и торжественной:

Пьяцца дей Кавальери

Пьяцца дей Кавальери

Пьяцца дей Кавальери

Самое импозантное здание на площади – Палаццо деи Кавальери. На этом месте стоял дворец Анциани, который перестраивал Джорджо Вазари по приказу Козимо I Медичи. По сути дела, это здание показывало пизанцам, кто теперь здесь хозяин. Не только памятник самому флорентийскому герцогу, но и бюсты великих герцогов тосканских в овальных нишах говорили о том же.

Палаццо дей Кавальери

Мокрый серый мрамор лестницы прекрасно аккомпанировал бело-серым сграффито, которыми как ковром украшен фасад здания:

Палаццо дей Кавальери

Палаццо дей Кавальери

Здание строилось как штаб-квартира Кавальери ди Сан-Стефано, рыцарского ордена, который Козимо I основал в 1561 году для защиты тирренских берегов от мусульманских набегов.

Палаццо дей Кавальери

Палаццо дей Кавальери

С высокой лестницы площадь обозревается прекрасно.

Пьяцца дей Кавальери

Вазари приложил руку и к сооружению Палаццо дель Оролоджо, названному так благодаря часам над аркой, соединяющей два перестроенных средневековых здания. Одно из них было муниципальной тюрьмой, другое «прославилось» как Башня голода. В ней был замурован граф Уголино Герардеска со своими детьми. Памятная доска напоминает об этом жутком событии:

Палаццо дель Оролоджо

В Аду Данте, ведомый Вергилием, видит в ледяной яме Уголино, грызущего голову архиепископу Руджери. Граф Уголино был правителем Пизы в период войн гвельфов и гибеллинов. Он спасает город ценой территориальных уступок Флоренции и Генуе. Благодаря козням архиепископа, его, тем не менее, объявляют предателем и заточают вместе с детьми и внуками в башню, обрекая на голодную смерть. На миниатюре XV века, выполненной Приамо дела Кверча, за Данте и Вергилием мы видим зловещий сон Уголино: собаки гонятся за его детьми. После этого сна происходит то, что изображено в центре: стражник забивает вход в башню. А в башне – страдающий от голода и грызущий свои руки Уголино и умирающие дети.

Иллюстрации к "Божественной комедии"
http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/ILLUMIN.ASP?Size=mid&IllID=8226

Дворец часов совсем не выглядит зловеще. Остатки фресок, которые когда-то покрывали его фасады и свод арки, отсылают нас не к адским мукам, а скорее к горнему миру:

Палаццо дель Оролоджо

Палаццо дель Оролоджо

Палаццо дель Оролоджо

Храм, фасад которого выходит на площадь, естественно, посвящен Святому Стефану. И это тоже творение Джорджо Вазари.

Санто Стефано дей Кавальери

Мы любовались храмом уже вечером, когда возвращались с Кампо деи Мираколи. Декорация из цветных мраморов прекрасно смотрелась при мягком закатном освещении:

Санто Стефано дей Кавальери

Вдруг, солнце вынырнуло из-под облаков и подарило нам еще один образ храма:

Санто Стефано дей Кавальери

И позолотило на прощание фасад Палаццо деи Кавальери:

Палаццо дей Кавальери

Почему-то после всего этого поставить точку в нашей первой прогулке по Пизе, мне хочется инициалом «Р» из той же прекрасной иллюминированной рукописи «Божественной комедии» XV века. Наверное, потому, что там изображено море. Пиза ведь была морской республикой, в XI-XIII веках ее мощный флот господствовал в западном Средиземноморье. Море отступило, но и сейчас в городе чувствуется его дыхание. Все три дня пребывания в Пизе мы с наслаждением вдыхали этот морской воздух.

Инициал из иллюстраций к "Божественной комедии"
http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/ILLUMIN.ASP?Size=mid&IllID=8229

как я люблю небанальные фотографии:)
спасибо!

Спасибо! Но до Кампо деи Мираколи я все-таки в своем журнале дойду)))

После Флоренции, Пиза - мой второй любимый город в Италии. Там какая-то невероятная атмосфера, я была летом, студентов не было, было тихо и немного пустынно (но не на Площади Чудес, конечно). Я тоже с удовольствием бродила по городу и заходила в маленькие, но внутри - большие (как мы с Вами уже обсуждали) церквушки))) Спасибо Вам за такой прекрасный пост! Словно снова побывала в Пизе, осенью и после дождя :-)

Спасибо! Я отсняла костюмы-реконструкции в Музее синопий. Не знаю, знакомы ли Вы с этой экспозицией. Если нет, то ждите подарка)

Ах, как бы я хотела там побывать!

Ирина, всегда рада видеть Вас среди своих гостей!

Дивная пара снимков - предсумеречный и нежно-лучезарный.

Вдохновляющее путешествие!

Вы к нему тоже причастны: поддержали мое стремление увидеть Тоскану осенью)

Замечательный рассказ! Очень личностный. Как я рада была увидеть Пизу именно Вашими глазами!

Спасибо! Перед поездкой просмотрела отзывы о Пизе. Ехала в этот город с опаской: глазами других людей Пиза смотрелась скучной, однообразной. А, на самом деле, нам бы еще день там пожить)

Замечательные текст и фотографии, спасибо Вам! Муратов был абсолютно прав)

Прекрасное место и прекрасный рассказ! Спасибо вам!
Серый орнамент на фасаде в солнечных лучах - волшебное зрелище.
Что-то так малолюдно в городе, необычно это :)

Это же воскресное утро)))

Спасибо за фото и рассказ.
Особенно первое понравилось!

Первый снимок такой величественный, а пизанские дома просто потрясли! теперь я поняла, что после петербургских ампирных домиков я больше всего люблю полустертые фрески на домах.

Фрески на фасадах - очень интересная тема. Мне не нравятся современные росписи в Германии и Швейцарии, а вот полустертые фрески в Италии - другое дело. Постараюсь выложить то, что отсняла во Флоренции.

Присоединяюсь! ЧУДесные фотографии! Это Вы сами?
Пойду собирать чемодан.... в ПизУ!!!

Амир, у меня и в других постах мои фотографии. Если использую чужие, то обязательно даю ссылку)

Спасибо большущее, Вы как по заказу!! Жду второй части!

Почему как? По Вашему заказу и публикую)

Чудесная Пиза, яркая и отмытая! Не то, что летом в жару... А как вам Scuola Normale?

Внутрь мы не заходили. А снаружи творения Вазари мне понравились)

спасибо!так свежо и красиво!

Может быть, потому что не сильно вмешивался? Я специально посмотрела его записки. О работах в Пизе он упоминает только вскользь.