Previous Entry Share Next Entry
Вечная молодость
НЮ
cicerone2007
Древнегреческая скульптура ранней классики (начало V в. до н.э.) отмечена особым очарованием. Чрезвычайно интересен сам переход от архаики к «суровому стилю»: перед нами все те же куросы (юноши), но в них уже почти ничего не остается от улыбающихся идолов с огромными глазами, сложными прическами из длинных завитых волос, схематическими телами, где акцентированы суставы, а мышцы образуют орнаментальный узор. Тело обретает мягкость и упругость, в моду входит короткая стрижка, исчезает улыбка. Только движение еще сковано, человек словно делает первые самостоятельные шаги по земле, пробудившись от сна. Именно так выглядит одна из самых прекрасных греческих скульптур в собрании Британского музея – так называемый Аполлон Странгфорда:

Аполлон Странгфорда



В диалоге Платона «Хармид» Сократ видит юношу:
«Я-то, мой друг, здесь совсем не судья: в вопросах красоты я совершенный неуч, почти все юноши в поре возмужалости кажутся мне красивыми. И все же он мне представился тогда на диво прекрасным и статным, и показалось, что все остальные в него влюблены — так они были поражены и взволнованы в момент его появления; многие же другие поклонники следовали за ним. Со стороны нас, мужчин, это было менее удивительно, но я наблюдал и за мальчиками, и никто из них, даже из самых младших, не смотрел более никуда, но все созерцали его, словно некое изваяние.

Тогда Херефонт, обратившись ко мне, сказал:

— Как нравится тебе юноша, мой Сократ? Разве лицо его не прекрасно?

— Необыкновенно прекрасно, — отвечал я.

— А захоти он снять с себя одежды, ты и не заметил бы его лица — настолько весь облик его совершенен.

И все согласились в этом с Херефонтом.».

Аполлон Странгфорда

На самом деле, все гораздо серьезнее, поскольку красота тела должна соответствовать красоте души. Сократ продолжает:

«— Геракл свидетель, вы справедливо называете его неотразимым! Если бы только ему было присуще еще нечто совсем небольшое.

— Что же это? — спросил Критий.

— Если бы он от природы обладал достойной душою. А ведь именно таким ему подобает быть, Критий, раз он принадлежит к твоему семейству.

— Но, — возразил Критий, — и в этом отношении он в высшей степени достойный человек.

— Так почему же нам, — спросил я, — не снять одежды именно с этой его части и не предаться ее созерцанию прежде, чем созерцанию его внешности? Во всяком случае, в таком возрасте он уже готов к собеседованиям».

/Диалоги Платона. Хармид/
http://www.nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/harmi.htm

Аполлон Странгфорда

Побеседовать с «Аполлоном Странфорда» нам не дано. Остается любоваться его нежным телом и гадать, то ли бог, то ли человек перед нами.

Аполлон Странгфорда

Если вдуматься, то это – одна из важнейших черт древнегреческого искусства: люди прекрасны как боги, а боги выглядят как люди. И если не сохранились надписи или атрибуты, то отличить человека от бога мы не можем.


Аполлон Странгфорда


«Есть племя людей,
Есть племя богов,
Дыхание в нас – от единой матери,
Но сила нам отпущена разная:
Человек – ничто,
А медное небо – незыблемая обитель
Во веки веков.
Но нечто есть,
Возносящее и нас до небожителей, –
Будь то мощный дух,
Будь то сила естества, –
Хоть и неведомо нам, до какой межи
Начертан путь наш дневной и ночной
Роком».

Пиндар

Аполлон Странгфорда

Интересно, что целый ряд статуй, сохранивших посвятительные надписи, – это памятники умершим. Вот одна из таких статуй, созданная на рубеже VI-V вв. до н.э.. Это – памятник Аристодика из собрания Национального археологического музея в Афинах. Здесь эффект «пробуждения» еще сильнее:

Памятник Аристодика

Слегка склонилась голова:

Памятник Аристодика

Он осторожно передвигает ноги. Но к какой жизни пробуждается этот прекрасный юноша? Может быть, к жизни вечной?

Памятник Аристодика

Про куросов я вспомнила после посещения в Риме музея Барракко. Да-да Барракко, а не барокко. Это фамилия «патриота и коллекционера», как написано на баннере у входа. В этом маленьком музее собрана прекрасная коллекция греческой скульптуры. И одна из ее жемчужин – голова куроса из Великой Греции, которую датируют тоже рубежом VI-V вв. до н.э..

Голова куроса

Глаза были инкрустированы. Архаическая улыбка озаряет бесстрастное лицо.

Голова куроса

«Любимцы богов умирают молодыми» /Плавт/. Когда жрица Геры, мать Клеобиса и Битона, попросила наградить ее благочестивых сыновей, Гера даровала им высочайшую милость – они умерли во сне, во цвете лет.

Голова куроса

И все же, глядя на образы этих юношей, невольно задаешься вопросом: какими люди должны быть Там?

Голова куроса

Наверное, очищенными от всего случайного, наносного. Спокойными и просветленными. Такими, как эти куросы.

Голова куроса

  • 1
Как всегда, проглотила пост с необычайным удовольствием)) Прекрасные юноши, с красивыми лицами и телами и не менее прекрасными душами... Хотела бы оказаться в то время рядом с ними! Сейчас если попадается, то что-нибудь одно: либо прекрасное тело, либо замечательный человек :( Огромное спасибо Вам за пост!

Спасибо! Ваша фраза: "Хотела бы оказаться в то время рядом с ними!" -вызвала в памяти мой короткий опыт работы со школьниками. В начале 90-х я работала в элитарной гимназии с девятиклассниками. Повела их в Пушкинский музей. Завела в Итальянский дворик. Самая разбитная девченка, увидев Давида, с горящими от восторга глазами закричала на весь зал:"Наталья Юрьевна, скажите, неужели такие красивые мужчины в жизни бывают?" Кстати, больше половины класса, в котором учились дети весьма известных родителей, оказались в ГМИИ впервые(

прекрасно! почитал и посмотрел с удовольствием

И чему они все же улыбаются? :)

Должно быть, Там хорошо...

Спасибо, есть в них какая-то загадочность,почему-то щемящая и нежная. Они как дыхание молодости.

Ваша характеристика перекликается с тем, что Плутарх писал о храмах Акрополя: "сохраняют свой вид не тронутым рукою времени, как будто эти произведения проникнуты дыханием вечной юности, имеют не стареющую душу!"

Ничего себе, я и Плутарх :)) Наши переживания совпали, не смотря на огромный пласт между нами.

Я тоже предпочитаю другой античности период сразу до и после Персидских воен. Такого сочетания мастерства и скрытой энергии, иногда принимаемой за скованность более уже не было. Эти полу-улыбки и взгляды, одновременно погруженные в себя-и устремленные в вечность. И своеобразная статичная динамика - вечный свастический бег./Это, если кто не понял, я описывал свой юзерпик!/

Отличная характеристика!

Я тут ,кажется понял, почему у Зенона Ахилл не может догнать черепахи. Потому,что оба/е/ бегут в вечности/или вечно/. Т.е. с равной скоростью.Оба- воплощение идеи "бега". Прогресс, то есть конечность времени, грекам был чужд и враждебен.Они жили одновременно текущим моментом и неизменно-цикличной вечностью. Вот уж где была "уверенность в завтрашнем дне"!

Да, это очень интересно. Я не задумывалась раньше, что вечность и идеальность неразрывно связаны. А это объясняет и суть греческой классики. Когда идеальность начинает разрушаться, в искусстве появляется конкретика, разрушается и греческий мир...

Спасибо! у вас замечательный ЖЖ (слежу через подписки на fb)

Спасибо! Потрясающе.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account