?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Скульптура Парфенона в Британском музее. Часть третья: ионийский фриз
НЮ
cicerone2007
Ионийский фриз с изображением Панафинейского шествия занимает огромный зал Британского музея. Лишь несколько его плит сейчас находятся в других собраниях. Процессия афинских девушек с восточной стены – в Лувре: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Egastinai_frieze_Louvre_MR825.jpg
Посейдон, Аполлон и Артемида – в Музее Акрополя: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1643
Там же есть еще несколько плит. Но только в Британском музее можно составить целостное представление об этой части скульптурного декора Парфенона.
Перед нами угол западной и южной стены. Мужская фигура выглядит очень странно: тело изображено в фас, ноги повернуты в одну сторону, голова в другую. Движение тем самым остановлено:

Зофорный фриз Парфенона.



Длина фриза, который шел по стенам целлы храма, за колоннами – 160 метров, его высота – 1 метр.
На западной стене изображалось приготовление к шествию. Какие-то персонажи уже едут, какие-то стоят. Поток основного движения направлен влево, но некоторые фигуры обращены вправо. В этой части фриза мы видим только мужчин:

Зофорный фриз Парфенона

Сейчас на самом Парфеноне размещены копии рельефов. Вот как выглядит западный фасад:

Парфенон

Панафинейская процессия на фризе – это образ, а не детальный документ. Скульпторы изображают самое главное, не вдаваясь в детали. Процессия афинян раздваивается: по южной и северной стене смертные люди движутся по направлению к богам.

Зофорный фриз Парфенона

Всадников скульпторы изображают с особым удовольствием. Процессия многоплановая. На фризе все уплощено, иногда, как узлы, приходится распутывать ноги коней и всадников. В соседнем зале есть специальная мультимедийная программа, трансформирующая плоскостное изображение на фризе в пространственное. Очень увлекательно! Кстати, когда все было раскрашено, планы разделялись более четко.

Зофорный фриз Парфенона

Насколько индивидуализировано движение коней и позы всадников, настолько похожи все юноши. Просто братья! Господствует идеальный тип, ничего личного.
Это вам не армия Цинь Ши Хуанди.

Зофорный фриз Парфенона

Что же представляло собой Панафинейское шествие, изображенное на фризе?
«Праздник был многодневный, торжественный и пышный; он требовал присутствия на нем всех афинян (а со времен Писистрата формально и всех эллинов). Главный его обряд заключался в принесении на Акрополь из нижнего города нового огня. Брали его в роще Академа, насаженной при Клисфене в конце VI в. до н. э. на алтаре Эрота или Прометея зажигали факелы, и юноши, выделенные каждой из десяти афинских фил (территориальных единиц), в эстафете несли его на Акрополь. Победитель получал странный приз: гидрию с водой. Однако в ритуале космогонии он вполне закономерен: ведь эта «вода» является родительницей «огня». Действо принесения огня было ночным — в соответствии с ночным ритуалом страстей бога-солнца в подводном мире.
Рано утром, с восходом солнца, близ афинского кладбища Керамик составлялась процессия. В нее входили все полноправные граждане, кроме рабов, — коренные жители и переселенцы-метеки, старики, юноши и девушки. Во главе шла девушка-жрица с ритуальной корзинкой-кануном, в которой среди ячменя, предназначенного для корма животному-жертве, скрывался нож. Далее, в начале процессии, шли таллофоры — знатные старцы в белых одеждах, с цветущими ветвями в руках, Коренные афинянки несли для богов два дифроса — торжественных трона без спинок. За ними шествовали жертвенные животные, коровы и овцы, в сопровождении юношей и музыкантов, далее шли метеки в пурпурных одеждах — мужчины несли на плечах тяжелые ладьевидные скафосы с медовыми сотами и прочими дарами богам и гидрии с водой, женщины – зонтики. Третью часть, хвост процессии, составляли конные юноши-эфебы в черных плащах». /Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. – СПб.:Азбука-классика, 2007, с.184/

Зофорный фриз Парфенона

«Процессия, подходя к Акрополю, брала модель корабля в Пританее, здании, где заседали городские магистраты, где хранилась государственная печать и прочие символы Афинского полиса. На мачте корабля укрепляли новосотканный шафранный пеплос, развевавшийся и сиявший, как солнце. При входе на Акрополь корабль оставляли внизу и несли пеплос на снятой с него мачте-стюлис, конные эфебы спешивались. Остальная процессия поднималась по крутому склону наверх. Дойдя до Парфенона, шествие распадалось на два рукава — один обходил храм с севера, другой с юга, а встречались они у дальнего торца храма, где находился Большой алтарь и где приносились жертвы. После приношения жертв, центрального события праздника, богине дарили новый пеплос. С восходом солнца двери храма растворялись, и в наосе взорам участников открывалось необычайное зрелище: их встречала во всем великолепии, освещаемая первыми лучами солнца, колоссальная (ок. 12 м высотой) статуя Афины Парфенос работы Фидия, сделанная из золота и слоновой кости. Прежде, в храме Полиады, пеплос возлагали на колени сидящей богини. В Парфеноне, где статуя была стоящей, после церемонии он поступал в храмовую сокровищницу. Затем начинались многодневные агоны». /Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. – СПб.:Азбука-классика, 2007, с.185/

Зофорный фриз Парфенона


До сих пор мы рассматривали рельефы северной стороны. На южной стене видим тот же набор персонажей, просто сгруппированы они иначе.

Зофорный фриз Парфенона

Всадники чередуются с колесницами:

Зофорный фриз Парфенона

Мужчины ведут жертвенных животных:

Зофорный фриз Парфенона

Совершенно иначе выглядит восточный фриз. Здесь люди приближаются к богам. Движение становится медленнее и постепенно люди останавливаются.

Зофорный фриз Парфенона

Зофорный фриз Парфенона

В центральной части рельефа жрец и жрица принимают священные дары – пеплос и дифлосы:

Зофорный фриз Парфенона

Люди и боги находятся рядом, и одновременно как бы в разным мирах. Они не взаимодействуют. Боги общаются только друг с другом. Люди стоят, а боги сидят. При этом сохраняется принцип изокефалии (равноголовия), так как боги больше людей:

Зофорный фриз Парфенона

Гермес, Дионис и Деметра:

Зофорный фриз Парфенона

Деметра и Арес:

Зофорный фриз Парфенона

Ирида, Гера и Зевс:

Зофорный фриз Парфенона

Рельефы не только лишились раскраски. Во многих частях они сильно повреждены.

Зофорный фриз Парфенона

Но мы-то уже воспитаны скульптурой нового времени, мы знаем о незаконченности работ Микеланджело! Поэтому эти «тающие» изображения полны для нас такого очарования. Мы словно видим, как рождались эти прекрасные образы:

Зофорный фриз Парфенона

Метопы Парфенона: http://cicerone2007.livejournal.com/1675.html

Фронтоны Парфенона: http://cicerone2007.livejournal.com/29008.html

  • 1
Очень интересно! Конечно я знаю, что все было раскрашено, но так уже впиталась в сознание белизна античных статуй, что фантазии не хватает представить все цветным)) И то, что "тающее" - тоже прочно прилипло к античности, кажется органичным))А про ритм, движение очень интересно! Спасибо, пойду бродить дальше по Вашему замечательному ЖЖ!

К вопросу о цвете: Альма Тадема изобразил Фидия, который показывает друзьям фриз Парфенона:

Альма Тадема

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:1868_Lawrence_Alma-Tadema_-_Phidias_Showing_the_Frieze_of_the_Parthenon_to_his_Friends.jpg

Забавно, что здесь изображен тот самый угол, с которого я начала рассказ.

Я помню эту картину! Мне подруга-искусствовед ее показывала, иллюстрируя свой рассказ о росписи античных скульптур. А вот картинки общей все-равно в моей голове не получается, как-то беленькое кажется более античным. Это я к тому, что столько видишь белой скульптуры, что трудно изжить это из сознания. Когда смотрела сериал "Рим" (та же подруга насоветовала), резало глаза многоцветье...
Спасибо Вам, очень надеюсь Вы не раздражаетесь на мою глупую упёртость :-)

О каком раздражении можно говорить? Я и сама такая. Видела на Вилле Гетти выставку с раскрашенными греческими и римскими статуями. Шок. Очень похоже на Тадему. Объясняю это тем, что краска на мраморе и на гипсе смотрятся по-разному. Все дело в тонкостях! Знаем, что были раскрашены, но не знаем как.

А как красиво смотрится раскрашенным!!!

Спасибо очень интересно!!!
У меня в ленте сегодня два парфенона:) Вы и еще подруга из Загреба в Афинах побывала:)

А подруге не удалось поснимать в музее Акрополя? Мне не удалось в сети найти фрагменты фриза со всадниками в шляпах.

Она кажется написала, что там нельзя снимать:)

в мемориз однозначно :)

Мне тут написали, что в музее Акрополя не разрешают фотографировать. Неужели это правда? Сильно задумаешься, ехать ли в Афины. Национальный музей в свое время поразил меня отсутствием подобающих такому собранию изданий. Но фотографировать там разрешали.

да, это правда. в новом музее Акрополя далеко не так тесно, но фото запрещены категорически. с книгами в магазине музея тоже так себе обстоят дела.

И они еще хотят, чтобы англичане скульптуру вернули!

Спасибо за рассказ.А это о цвете- http://www.kulturologia.ru/blogs/200810/12935/?c=99893#c99893 ,поиски продолжаются. Но мне ближе "чистый" мрамор.

Спасибо за ссылку, но статья предельно упрощенная. Я видела вживе результаты этой работы: они удивляют, но не убеждают. Дело ведь в тонкостях. Известен пигмент, но как накладывались краски мы не знаем. Сохранившие свою раскраску египетские статуи прекрасны. А эти реконструкции скорее пугают.

Согласен,смотрятся они "диковато" в цвете.

Наталья Юрьевна, спасибо за пост и за блог в целом!
Заинтересовала тема цветных античных скульптур. Не могли бы вы подсказать, когда стало известно о том, что греки (и римляне?) раскрашивали статуи и барельефы? Здесь, например (http://ria.ru/culture/20090616/174533160.html#13735243309464&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration), это преподносится чуть ли не как научная сенсация (2009 г.) Или вот статья из журнала Смитсоновского института (2008 г.) - http://www.smithsonianmag.com/arts-culture/true-colors.html?c=y&page=3
Между тем, Гаспаров даже в популярной "Занимательной Греции" упоминает о цветных статуях как о само собой разумеющемся и известном...
Или же "сенсационность" исследований с использованием инфракрасного излучения связана с тем, о чём вы пишете (знаем, что раскрашены, но не знаем, как именно)? То есть это первый опыт реконструкции раскраски в полном виде, так сказать?

Только что увидела Ваш вопрос. Насколько помню, именно мраморы Парфенона, привезенные в Англию, сохранили остатки раскраски. В графических и живописных реконструкциях начала и середины 19 века греческая скульптура и архитектура предстают цветными)

  • 1