Previous Entry Share Next Entry
Портреты и люди: «Сириянка»
НЮ
cicerone2007
Каждый раз, приходя в Эрмитаж, стараюсь увидеть два произведения. Одно из них – «Сириянка». Этот великолепный портрет II века я полюбила еще на втором курсе. Я даже какой-то доклад делала, сравнивая два римских портрета – эрмитажную даму и мальчика из ГМИИ.
Фотографировать «Сириянку» очень сложно из-за полировки мрамора. Но вот в последний раз мне, похоже, что-то удалось:

"Сириянка"



Интересно, что я писала о портрете на втором курсе? Да, цитировала О.Вальдгауера, который отмечал в ее облике семитские черты и говорил о «лукиановском настроении». Старалась в описании передать совершенство круглой пластики, поскольку с изменением нашего взгляда на портрет, меняется настроение дамы – она то грустит, то слегка улыбается:

"Сириянка"

Красавицей «Сириянку» назвать нельзя, но она прекрасна. Более того, ты не просто любуешься ею, но очень хочешь понять, о чем она думает. Меня немного позабавило смелое предположение на сайте Эрмитажа о том, что «может быть, эта неизвестная молодая женщина, современница императора-стоика Марка Аврелия, разделяла его философские взгляды». С другой стороны, почему нет? Только вот чем это можно подтвердить?

"Сириянка"

Когда я любуюсь ее профилем, то вспоминается любовная лирика. Например, эта элегия Секста Проперция:

Я удивился, увидев Камен ранним утром —
они пришли на рассвете и встали у моей постели.
Они напомнили мне, что сегодня день рождения моей девушки,
и трижды ударили ладонью о ладонь в знак счастья.
Пусть этот день не будет омрачён ни одним облаком,
не колышется воздух, а грозная волна нежно плещет о берег.
Мне не хочется видеть, чтоб кто-то печалился в этот день,
и самый Ниобин камень — да сдержит он слёзы!
Пусть клюв гальционы отдохнёт от вечных жалоб,
пусть мать не сетует об отнятом у неё Итисе.
А ты, моя дорогая, рождённая под знаком счастливой птицы,
вставай и требуй от богов заслуженного — они сами ждут этого.
Но прежде стряхни с себя сон чистой водою,
приведи в порядок и уложи прекрасные волосы;
затем, в каком платье ты впервые пленила взор Проперция,
то и надень, и не забудь убрать голову цветами;
проси, чтобы красота, твоя сила, была вечной,
а власть твоя надо мной не знала конца.
Потом, когда ты освятишь благовониями увенчанные алтари
и весь дом засияет благотворным пламенем,
надо позаботиться и о трапезе — пусть ночь пройдёт за чашами,
а мирровый оникс усладит обоняние душистым шафраном.
Пусть флейта охрипнет во время ночных плясок,
а ты без стесненья говори всё, что придёт в голову.
Пусть сладостный пир избавит нас от скучного сна,
и вся соседняя улица огласится ночным шумом.
Будем и гадать — толкователем станет бросок костей —
кого ударит своим тяжёлым крылом этот мальчишка.
Когда же достаточно времени пройдёт за обильными чашами,
Венера станет помощницей наших ночных таинств,
и мы отметим годовщину в нашем брачном покое
и так завершим торжество — твой день рождения.

"Сириянка"

Она живая! Вот в чем чудо. И это не противоречит тому, что исследователи из Эрмитажа считают, что этот портрет – часть заупокойной статуи. Опять вспоминается Проперций:

Маны – не совсем ничто, и не все кончается со смертью;
бледная тень ускользает от поверженного костра.
Недавно мне явилась Кинфия: она лежала, облокотившись на ложе, –
Кинфия, недавно погребенная в самом конце шумной улицы…

Сейчас портрет стоит так, что рассмотреть его можно со всех сторон, полюбоваться изысканной прической, прядками волос на нежной шее. Во времена моего студенчества портрет стоял около стены, на более высоком постаменте. До сих пор помню как служительница в зале, наблюдая за мной и понимая, что я не смогу рассмотреть прическу, предложила мне встать на ее скамеечку. В зале кроме нас никого не было, она на всякий случай стояла в дверях, а я рассматривала, как маленькая косичка поднимается вверх от шеи и распускается веером внутри короны из больших кос. Сегодня это увидеть может каждый:

"Сириянка"

Считается, что наша дама – представительница римской провинциальной знати. Это тоже возможно. Тем более что восточные и южные провинции могли в это время соперничать с самим Римом. Если уж даму величают «сириянкой», то вот что осталось от сирийских городов римской эпохи:
http://maximus101.livejournal.com/11930.html
http://nikidel.livejournal.com/26271.html
http://nikidel.livejournal.com/25995.html#cutid1
На фоне такой архитектуры совершенство эрмитажного портрета вполне объяснимо:

"Сириянка"

Проперция я цитировала по изданию: Секст Проперций. Элегии в четырех книгах. Перевод и примечания А.И.Любжина. М., 2004, с.145-147, 203.

  • 1
да прекрасная, помню ее по книжкам. не знал, что у нее так уложены волосы сверху и сзади.
скорее всего взгляды стоиков разделяла рабыня, которая мастерила эту прическу )

А в каком зале живет чудесная Сириянка?

Спасибо!
Буду в Петербурге, зайду к Сириянке лично познакомиться.)))

От Вашего поста аж дыхание перехватило. Моя любимая Сириянка! СПАСИБО!!!

Спасибо! Я рада, что мы сошлись в пристрастиях))

У нее есть неточность во взгляде, которая добавляет задумчивости. Наверное, поэтому так заметно меняется выражение ее лица в разных ракурсах. Полная противоположность тем портретам, которые следят за тобой, куда бы ты не отошел:)

Очень интересное наблюдение!

Очень изысканная головка. Мне она всегда нравилась. Хочется смотреть и смотреть.

Любовь моего детства... :)
Впервые увидела портрет Сириянки в одной из детских энциклопедий, и дома тоже всегда были книжки с её изображением. Во времена своих первых самостоятельных прогулок по Эрмитажу, в 10-11 лет, где бы я ни бродила, всегда оказывалась в зале Юпитера, и подходила к первому столпу по левую руку, заглянуть в глаза и в очередной раз восхититься прической ))

Сейчас вот думаю, как будет своя квартира, я эрмитажный слепок куплю... чтобы в любой момент можно было подойти и взглянуть на косичку :)

Боюсь, что в копии она будет совсем не такая живая. Здесь так велика роль поблескивающей, полупрозрачной поверхности мрамора...

Фотографии чудные! Но действительно она такая разная, профиль словно другой женщины, но это мое восприятие.

Это на фотографиях так, поскольку все застывает. А когда рядом, то все плавно "перетекает". "Сириянка" - по-настоящему "круглая" пластика. Ходишь вокруг, как завороженный.

Правильно.
Чуть ли не единственное интересное в этом зале....
Помню когда она ещё скромненько стояла в уголочке у саркофага :))))

Не могу согласиться с тем, что единственное. Как минимум, еще два шедевра там есть)

.... по мне так только Люций Вер но до сериянки он полюбасу не дотягиваетЪ.

Извиняюсь что начал этот разговор просто ваш ЖЖурнал всплул в поисковике а мне фотки понравились.
Мало кто знает что сириянку нуЖЖнА смотреть и с обратной стороны, даЖЖ скорее с обратной :))))
Вот причина: http://ingr.livejournal.com/1545088.html#comments

Замечательное эссе. Спасибо большое. И - самые лучшие фотографии этой загадочной статуи, которые мне удалось найти в Сети. Одну из них я позволила себе использовать в качестве иллюстрации к моему стихотворению. Я ведь тоже в своё время была поражена этой "Сириянкой" в самое сердце. Стихотворение можно прочитать, в частности, здесь: http://www.stihi.ru/2014/07/27/3155

а может быть, это пленница из Сирии? например, правительница Сирии, Зенобия, взятая в плен и закованная в золотые цепи?

Название условно)

зато это бы объясняло и утонченность, и грусть, и иронию:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account