?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Греческие вазы. Сатиры крупным планом
НЮ
cicerone2007
К числу наиболее симпатичных персонажей, которых мы встречаем на греческих краснофигурных вазах, безусловно, относятся сатиры. Это не только постоянные спутники Диониса. Довольно часто мы видим их изображенными «крупным планом» в роли симпосиантов. Только ведут они себя так, как достойным мужам вести себя в обществе не полагается. Оно и понятно – ведь это хвостатые полулюди-полузвери, не знающие меры.
В центре килика из коллекции Бостонского музея изящных искусств, созданного около 500 г. до н.э., изображен сатир с курносым носом, пышной бородой и лысиной, которую лишь слегка маскирует венок из плюща. Мастер Онесим придал его движениям резкость. Он словно пританцовывает, сидя на амфоре:

Килик мастера Онесима. Сатир




В сатира может превратиться любой мужчина, если он забудет о правилах, выпьет больше, чем следует. И будет смешон как сатир. Например, как другой персонаж Онесима, который на килике из собрания Виллы Гетти в Малибу тянется к женщине:


Килик мастера Онесима. Сатир и женщина
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/448430656/in/pool-ancient-ceramic

Три чаши я дарую благомыслящим
В моем застолье: первой чашей чествуем
Здоровье, а второю — наши радости
Любовные, а третьей — благодатный сон.
Домой уходит умный после этого.
Четвертая нахальству посвящается,
Истошным воплям — пятая, шестая же —
Разгулу пьяному, седьмая — синякам,
Восьмая чаша — прибежавшим стражникам,
Девятая — разлитью желчи мрачному,
Десятая — безумью, с ног валящему.
В сосуде малом скрыта мощь великая,
Что с легкостью подножки ставит пьяницам.

/Эвбул у Афинея. Пер. Н.Т.Голинкевича, под ред. М.Л.Гаспарова. Цит. по: Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008, с. 52-53/

Мы уже любовались менадами и сатирами: http://cicerone2007.livejournal.com/38565.html
Вот еще одна парочка мастера Пентесилеи из собрания Лувра. Менада здесь юная и хрупкая. Канфар она использует как щит, а тирс готова превратить в копье:

Килик Мастера Пентесилеи. Сатир и менада
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/Satyros_mainade_Louvre_G448.jpg


Впрочем, сатиры могут быть и вполне безобидными, как этот плясун на килике мастера Макрона. Большой канфар стоит на столике. Хвост не бросается в глаза, а пенис такого размера, который приличествует людям или богам:

Килик мастера Макрона. Пляшущий сатир
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/Satyros_Louvre_MNE961.jpg

Гораздо чаще сатиры изображаются итифаллическими существами (от слов «прямой» и «фаллос»). Кстати, патологически гипертрофированное половое влечение у мужчин именуется: «сатириазис».
Вот одно из самых забавных изображений возбужденного сатира на килике мастера Эпиктета. В руках у сатира свирели, а собственный фаллос он превратил в крючок, на который повесил чехол для музыкальных инструментов:

Килик мастера Эпиктета. Сатир со свирелью
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Satyros_Cdm_Paris_DeRidder509.jpg

Особняком стоит, вернее – сидит, вот этот персонаж, чье изображение сохранилось на сосуде из собрания музея в Палермо. Интересно, о чем он задумался?

Сатир из Палермо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Seated_satyr_MAR_Palermo_NI2158.jpg

А «под занавес» – великолепный псиктер из собрания Британского музея работы мастера Дуриса, созданный около 480 г. до н.э., с резвящимися сатирами:

Псиктер мастера Дуриса. Резвящиеся сатиры

  • 1
вдруг сообразил, что известный портрет Сократа - это изображение сатира:)http://www.countries.ru/library/culturologists/socrates/sokrat.htm

Спасибо за наблюдение. Я писал как-то о Сатире I Боспорском и эта тема мне интересна.

думаю, что наше представление о реализме античных портретов сильно искажается временем

Все началось, когда рассматривала псиктер в Британском музее. Он замечательный - очень смешной! А, когда встретила сидящего товарища в интернете, взялась за пост.

Правильно. Одно к одному. Пост замечательный. Любые тематические подборки хороши. Особенно для нас, для ленивых.

Что то мне подсказывает, что некоторые из представленных тут образцов ...гм, как бы это помягче сказать - не очень древние.

Неожиданный поворот! А какие вещи Вас смущают? И почему?

Второй сверху всяко, чуть не Бердслей. 4 и 6 весьма и весьма сомнительны. Конечно нужно в руках держать и смотреть, но если бы мне пришлось бы покупать ( а я иногда покупаю античные вещи) то по этим фотографиям кроме сатира и Женщины ничего бы не отобрал.
Сатир сидящий в Фас чисто писан рисовальщиком современной школы. с натурщика писали-с поворот ног и тела.

Готовя небольшую брошюрку о Сатире на боспорских монетах, я пересмотрел большое количество разных произведений посвященных Сатиру от античных до современных. Я сам художник и о стилях рисования сужу не по наслышке. Знаком с рисовальщиками которые пишут античные копии на керамике. Ну и так далее.

Я доверяю музейным специалистам, а это вещи из крупнейших музейных собраний. "Бердслея" я видела на Вилле Гетти. Этот килик не только в их каталоге, но и в фундаментальных научных сборниках.
Мои представления об античном искусстве, после того как я увидела вживе важнейшие античные музейные собрания мира, сильно изменились. Всякое может быть, но здесь есть та степень свободы, которой нет даже у талантливых мастеров подделок.
Поскольку я видела много сосудов из Великой Греции, сидящий сатир меня не смущает.

То что перед нами произведения искусства заслуживающие экспозиции несомненно, но насколько они античны другой вопрос, антику подделывают очень давно, она меняет хозяев обрастая историей. Специалисты тоже люди, приходят в сложившуюся коллекцию, находятся под властью авторитета и всякое такое...

В первой фразе явное противоречие. В экспозиции должны быть подлинники. Мне как-то довелось попасть в музей, где были сплошь фальшаки (в Каунасе). Кроме смеха и недоумения эта экспозиция ничего не вызывала. Я не знаю фальшаков, которые стали бы произведениями искусства.

МикельАнджело делал "под старину" мрамор на заре своей юности. Фальшивый Вермеер долго впечатлял и немцев и голландцев.

Видела. Знаю. "Вакха" Микеланджело сейчас никто бы не принял за античного. Глядя на работы Ван Мегерена, диву даешься, где были глаза. Впрочем, вряд ли Геринг или миллионер Беннинген разбирались в искусстве много лучше нашего Лужкова.
Аргументы мы с Вами исчерпали. Ставим точку. Нас могут рассудить только специалисты по античным вазам.

Я тоже всегда поражалась работам Ван Мегерена, видно очень хотелось Вермеера Бредиусу. А рисунки просто чудо, такие живые, хвостик фиолетовый! Подскажите, кто был мужем Флоры в мифологии?

Флору оттождествляли с Хлоридой, мужем которой был Зефир. У Боттичелли изображены одновременно и Хлорида и Флора. См.: Дж.Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве; Л.Импеллузо. Герои и боги античности.

Спасибо, не догадалась туда заглянуть.

(Deleted comment)
значит я не одинок в своем недоверии к зарубежным специалистам лучших музеев.

Сидящий особняком дядечка впечатляет. Нечасто встретишь изображение в анфас. А поза у него просто мыслительская!

Спасибо за пост! Очень интересно и мне полезно. А то я пока немного запуталась в сатирах, Силене и Пане.

  • 1