Previous Entry Share Next Entry
Раннее христианство: виноградная Лоза
НЮ
cicerone2007
На стыке античной и христианской культур настойчиво повторяется мотив виноградной лозы и сбора винограда. Мы встречаем его в росписях, мозаиках и на саркофагах.
« Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец мой – Виноградарь;
Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода», – говорит Христос /Евангелие от Иоанна 15: 1–8/
Сплошным кружевом оплетает виноградная лоза саркофаг середины IV века, находящийся сейчас в собрании Ватиканских музеев:

Саркофаг со сценами сбора винограда



В центре композиции изображен бородатый «Добрый пастырь», а углы фланкируют еще два безбородых. А между этими спокойными фигурами снуют с корзинками крылатые младенцы, отправляющие виноград в давильню.

Саркофаг Юния Басса из Ватикана более известен своими фигурными сценами из Ветхого и Нового Завета:

Саркофаг Юния Басса

Но боковые его части также украшены сценами сбора винограда.
Как тут не вспомнить образы Апокалипсиса: «Пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.
И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.
И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». /14: 18–20/

Саркофаг Юния Басса

Пластика этих саркофагов – это еще язык античности. Но в него теперь вкладывается содержание для посвященных. «Осенний пир природы» уже лишен «ясности и легкой прохлады античных рельефов». «Более сложный их символизм, их двойственность говорят о каком-то новом душевном расколе, о создании двух отдельных миров. <…> И есть что-то таинственное, даже жуткое, в деле этих детей-гениев, так мало похожих на детей. Собранное ими не останется на земле. Иной мир возьмет себе плоды, произведенные ее долгим античным летом, и земля опустеет». /Муратов П.П. Образы Италии, т.2. М., 1994.С. 40-41/

Вино – это и кровь Христа. Винно-красный порфир в сочетании с мотивами сбора винограда в саркофаге Констанции делает еще более явным символический смысл изображений:

Саркофаг Констанции

Боковые стенки этого саркофага, где три младенца давят ногами виноград, заставляют нас вспомнить об античных саркофагах с дионисийскими сценами. Сама форма римских саркофагов нередко воспроизводила ванны-давильни со стоками для сусла. Виноград погибал в них, но, перебродив, обретал новую жизнь в благородном вине. Смерть тела и вечная жизнь души проступали в этих античных образах.

Саркофаг Констанции

Порфировый саркофаг находился в мавзолее дочери императора Константина – Констанции. Это – одно из самых ранних христианских сооружений Рима. Снаружи все очень скромно:

Мавзолей Констанции

Как и в базиликах – главное внутреннее пространство. Таинственное в затемненных галереях с глубокими нишами и наполненное потоками света под парящим куполом.

Мавзолей Констанции

К сожалению, мозаики купола не сохранились. Сейчас он украшен более поздней живописью:

Мавзолей Констанции

«Сама Констанция, хотя и причисленная к лику святых западной церковью, была далека от характеров римских матрон и праведниц, чьи имена до сих пор соединены с основанными ими катакомбами. Скорее она была первой из тех женщин, которые своими страстями и пороками окрасили впоследствии в драматические цвета придворный быт Византии. Но к этому равнодушны были художники, построившие и украсившие ее мавзолей». /Муратов П.П. Образы Италии, т.2. М., 1994.С. 40/

Мавзолей Констанции

Сдвоенные колонны несут арки, за которыми видны мозаики:

Мавзолей Констанции

«Мозаики на сводах круговой галереи переросли односложный лепет изображений в катакомбах. Еще с большей свободой расцветшее воображение христианских мастеров обратилось теперь к античным образцам. Медальон с изображением молодого Христа, напоминающего Диониса классическим поворотом, завитками волос и улыбкой, окружен сценами виноградного сбора. Приземистые сельские человечки срезают лозы, нагружают гроздьями тележки, опирающиеся на пару больших круглых колес, и давят виноградный сок ногами, соединяя по древнему обычаю свой труд с ритуальной пляской.

Мавзолей Констанции

«Vindemia» [сбор винограда] чередуется с богатым орнаментом. Это немного наивное античное богатство, еще далекое от византийской роскоши. Простое накопление предметов, которые любил глаз античного человека, образует его — множество птиц, веток, цветов, рогов изобилия и маленьких летящих гениев. И почти исключительно два цвета во всем, белый и синий, к которым лишь кое-где примешивается желтый цвет — осенний цвет виноградных листьев». /Муратов П.П. Образы Италии, т.2. М., 1994.С. 40/

Мавзолей Констанции

  • 1
мавзолей неимоверный...

И никаких толп туристов. Тихий уголок Рима.

Необыкновенно интересно! Спасибо и за фотографии, и за комментарии.

Спасибо, очень люблю это время.)

Только что вернулись из кино. Смотрели "Агору". Сложное было время...

про "плохих христиан"))?

Про фанатизм, нетерпимость, ненависть к разуму, манипулирование толпой. Там все "хороши": язычники, иудеи, христиане... Но вопрос нормальные люди задают себе - почему мы такие?

Мне фильм не показался объективным.Начиная от исторического факта что христиане не жгли александрийскую библиотеку-наоборот,именно они сохранили удобоваримые списки - от Гомера до Иосифа Флавия.

Да и это время золотой христианской нравственности,великих святых - образцов нравственности - св.Антония Великого,Макария Великого и прочих.Причем они почитаются и на христианском западе,там также довольно серьезное к ним отношение.. и вдруг - такая необективная картина.

А Вы знаете объективные фильмы? А Гипатия существовала? Была растерзана? В фильме - хороший конец по сравнению с тем, как она была убита.
Как Вы догадываетесь, я не против христианства. Я против инквизиции, иконоборчества, фанатизма. Я против отступления от христианства. И поэтому о Гипатии надо помнить. Особенно сейчас, когда пастыри так слились с властью, и когда культурное наследие нашей страны в очередной раз перед угрозой уничтожения.

проблема сложна тем,что фанатизм бывает не только религиозный,но и атеистический.Ведь Гипатию свт.Кирилл ни пальцем ни словом не трогал,он-то как раз не при чём.Да и Александрийскую библиотеку христиане не уничтожали,это факт.Наоборот,Мендель или Ньютон совмещали веру и науку.

Может,так.

Простите, но я не о том, кто хуже: атеисты или христиане. Я о том, что христиане должны быть христианами и не творить зла. Так как "погуляли" атеисты в нашей стране после революции мы все знаем. А вот, что мне рассказали недавно. В Соловецком монастыре, в храме, где заключенные оставили на стенах свои последние предсмертные записи, монахи сейчас эти записи закрасили! Там же погибали люди и за веру! Это все равно, что граффити первых христиан где-нибудь в Коллизее уничтожить!

безусловно,огорчен,что замазали надписи.Но с другой стороны,насколько я понимаю,важен Сам Дух,который есть в христианах настоящих и помогает кому-то из святых хранить чудеса,хранить совесть..Иначе как объяснить,что Крест Самого Христа разобрали по частям ещё в первых веках,лестница Пилата сохранилась,а статуя,которую поставила ему кровоточивая женщина-нет и т.п.

Скажите, а Вы бы замазали эти надписи? И те,кто это сделал сейчас, - они христиане?

Тут дело не совсем в этом.Известно,что и христиане попадают в тюрьму.Но официальная статистика говорит,что в российских тюрьмах атеистов в разы больше.Понимаете,о чем я?

На вопросы Вы не отвечаете. Поэтому дальше общаться на эту тему бессмысленно.

христиане.Ошибающиеся,может,но христиане.Вообще,христианство учит о том,что человек ошибается и находит в себе мужество это признать..

Ну я, конечно, имела в виду искусство этого времени. Оно еще не утратило античную живость, но уже наполнено христианской духовностью и символизмом.)))

Я с Вами совершенно солидарна. Когда-то со студентами ездила по Македонии. Какие там прекрасные мозаики полов 4-5 вв. в базиликах, баптистериях! А еще одно сильнейшее впечатление - Равенна.

Ох! Это вообще особый разговор. Вы там были?
Я собираюсь в августе этого года.)
А полы македонские есть на снимках?
Кстати, может вы еще не знаете - я открыла новое сообщество по орнаменту и ДПИ. А у вас есть прекрасные посты по этой теме...:-)

В Равенне полумрак, снимать тяжело. Есть только несколько удачных снимков. Полы на слайдах. Что делать со слайдами? И жалко, и жаба душит, когда видишь цены в лабораториях.

Какое счастье, что все это сохранилось. Просто чудо.

по Лактанцию,насколько помню,вполне она была достойная женщина.

Доброй ночи!
Подскажите, пожалуйста, известны ли Вам все сцены, изображенные на Саркофаге Юлия Басса. Особые сомнения одолевают по поводу 5, 6 и 10 сцены, если смотреть на сюжеты с верхнего ряда с лева на право. Заранее спасибо и простите за беспокойство.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account