Previous Entry Share Next Entry
Где Святая София – там и Новгород
НЮ
cicerone2007
Плана осмотра Новгорода у нас не было. Вышли морозным утром из гостиницы и отправились к Детинцу. А там ноги сами вывели к Софийскому собору. Как же красив он в снежный день на фоне голубого неба:

София Новгородская




Софийский собор, первый каменный храм Новгорода, возвели в 1045-1050 гг. по повелению Ярослава Мудрого и его сына Владимира. Прототипом для собора была Св.София в Киеве. Как считают исследователи, мастера, строившие храм, тоже могли быть из Киева. Белым, оштукатуренным, собор стал не сразу. Как и в Киеве, и в Византии, он строился в технике смешанной кладки из камня и плинфы. На центральной апсиде реставраторы оставили неоштукатуренным кусок стены, чтобы можно было воссоздать в воображении первоначальный облик собора:

София Новгородская

Размерами новгородский собор меньше киевского, но стены толще, детали лапидарнее. Пять глав образуют плотную, устремленную вверх группу. Шестая глава, которая находится над лестницей, ведущей на хоры, своим асимметричным расположением делает композицию храма более живой. От Св. Софии исходит ощущение мощи и силы, но не подавляющей, а защищающей, надежной.

Плавные очертания закомар повторяет аркатурный фриз, который украшает верхнюю часть барабанов. На кресте, венчающем центральную главу, укреплен голубь. Появление этой своеобразной скульптуры связано с легендой о голубе, окаменевшем от зрелища страшной резни, которую учинил в Новгороде Иван Грозный:

София Новгородская

Из Софийского собора происходит древнейшая русская икона, сохранившаяся до наших дней – «Апостолы Петр и Павел». Она когда-то украшала алтарную преграду в соборе и датируется серединой XI века. Как проповедники и учителя представлены в этом образе апостолы. Сохранилась икона плохо. Лики полностью были переписаны в XVI веке. Но кусочки подлинной первоначальной живописи, пропорции фигур, их свободная постановка свидетельствуют о мастерстве иконописца. Увидеть эту икону сейчас можно в Новгородском музее, для чего надо лишь перейти через площадь:

Петр и Павел

Вернемся в собор. Первые пятьдесят лет его украшали только иконы и единичные или парные изображения святых на стенах собора. Сохранилось лишь одно такое изображение конца XI века – фигуры Св. Константина и Елены на северном пилоне Мартириевской паперти. Здесь использована не традиционная фресковая техника, а роспись по тонкому слою сухой штукатурки. Сейчас это изображение находится под стеклом. Рассмотреть его можно, но фотографировать очень сложно: http://fotki.yandex.ru/users/leto062007/view/137094/?page=0
Поэтому пришлось отсканировать иллюстрации в «Истории русского искусства» /т. 1, М.: Северный паломник, 2007. С.483-485/:

Константин и Елена

Роспись поразительная: рисуночная, акварельная, особняком стоящая в истории русского искусства. В центре – крест, который придерживают Константин и Елена. Пышные императорские облачения создают декоративное обрамление креста и ликов. Удивительно, что, несмотря на условность художественного языка, ощущается разница в возрасте: мы видим мать и сына. Лицо Елены с огромными глазами и слегка изогнутым носом тяжеловато, и вместе с тем значительно:

Елена

Образ Константина более имперсонален:

Константин

Рядом с древними росписями сейчас находятся фрески и иконы других столетий, проходит служба, совершаются обряды. Храм живой, с многочисленными напластованиями более поздних веков. И только это хрупкое изображение позволяет нам сейчас соприкоснуться с тем, что было вначале.

Одно из главных чудес Новгородского музея – комплекс икон-«таблеток» из Софийского собора. Они датируются XV-XVI веками. Эти маленькие (они даже чуть-чуть меньше, чем сейчас на экране) двухсторонние иконки были обнаружены в начале XX века в ризнице собора, за сундуком, реставраторами Г.О.Чириковым и П.И. Юркиным. Эти иконки клали на аналой в дни церковных праздников или поминовения святых. На лицевой стороне, как правило, давалось изображение праздника, на оборотной – фигуры святых. Вот, например, преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений:

Икона-"таблетка" из Софийского собора

Возможно, эти иконки могли использоваться и как образцы при написании икон:

Икона-"таблетка" из Софийского собора

Краски наносились на пролевкашенный холст. Сохранность «таблеток» достаточно хорошая. К счастью, их миновала участь большинства древних икон, пострадавших не только от многочисленных записей и подчисток, но и поврежденных гвоздями, которые использовались для крепления окладов.
Вот изображение «Чуда архангела Михаила в Хонех». Жгут в центре иконы – это водный поток, который укрощает архангел по молитве пономаря Архипа:

Икона-"таблетка" из Софийского собора

Большая часть иконок находится сейчас в собрании Новгородского музея. В 1987 году музей получил в дар от госпожи Рокфеллер еще одну «таблетку», на одной стороне которой изображена Богоматерь Одигитрия, а на другой – Троица:

Икона-"таблетка" из Софийского собора

Икона-"таблетка" из Софийского собора

Перед отъездом из Новгорода мы опять пришли в Св. Софию. Храм убирали белыми цветами к Рождественской службе. И сам он белый на белом навсегда останется в нашей памяти:

София Новгородская

  • 1
Елена какая изумительная!

Да, это поразительная роспись: она просто впечатывается в сознание.
Я с интересом смотрю Ваши подборки по фрескам Сербии и Македонии. Перед самым распадом Югославии я видела все эти ансамбли. Но в памяти остались совсем другие образы.

Спасибо, рассказ как всегда супер:-) Новгород обожаю люто:-) Похоже, это там у меня была первая любовь с монументальной живописью: помню, как в течение двух недель университетской искусствоведческой практики (куда я присобачилась по блату%:-)) будучи студенткой Гнесинского училища)каждый день бегала на Феофана Грека глядеть.
А вот про голубя на кресте у меня отдельно есть:-) http://ofena.livejournal.com/26261.html

Спасибо за голубя! В Новгороде и Пскове была только на практике. Осталось ощущение чуда. Потом даже боялась ехать - вдруг не повторится. К счастью, январская поездка не разочаровала.

(Мечтательно): Ах, вот бы мне первую фотографию - да в Китай! :)
А в Спас на Ильине удалось попасть? Или он - как всегда, впрочем, - зимой закрыт?

Надеюсь, что в Китай Вам еще придется съездить:) Феофана посмотрели в последний день, хотя в информационном бюро нам твердили, что он закрыт, а в Спаса на Нередице без группы не пустят. Музей в горячую пору работал на одну треть. Организованным туристам показывали только Витославлицы и Хутынский монастырь. Жуть!

И я надеюсь - переговоры двигаются успешно. :)

И я тоже лет д...цать после практики ждала возможности увидеть Феофана Грека. Но теперь мы с новгородскими коллегами пару раз в год ...эээ... повышаем друг другу квалицикацию. :))

Странно как. Там же в межсезонье пустота.

Спасибо за экскурсию! Белое на белом!

Мне очень нравится как белое дополняет теплый колорит икон 15 века.

Бо-о-оже, КАКАЯ красота! Спасибо!
 

Спасибо! ЭТО благоухает сейчас?

Увы, в прошлом году)))

Прекрасный рассказ и фотографии. Сразу снова в Новгород потянуло. Хотелось бы его опубликовать в моем сообществе "На Северо-Западе России" http://community.livejournal.com/gardarike/

Спасибо. Примите - с удовольствием размещу.

Да. Образец один. Череп Адама в новгородской "таблетке" очень похож на древний замок из археологической коллекции того же музея.

Красота какая. Эх а мы были там страшную жару и жили от колонки до колонки

  • 1
?

Log in

No account? Create an account