?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Греческие вазы. Аполлон прибывает на Делос
НЮ
cicerone2007
Одна из самых знаменитых ваз в собрании афинского Национального археологического музея – монументальная амфора VII в до н.э., на которой изображено прибытие Аполлона на остров Делос. Она относится к группе сосудов, найденных на Делосе. Центр производства подобных ваз точно не установлен. Исследователи считают, что их могли изготавливать на Мелосе или на Паросе, а может быть на этих кикладских островах одновременно. Прежде чем внимательно рассмотреть вазу с Аполлоном, обратимся к фрагменту другого сосуда из той же группы:

Мы смотрим на них, а они - на нас!



Именно так: широко раскрытыми глазами смотрела на людей и наша ваза. Просто на ней этот мотив сохранился гораздо хуже. Подобные монументальные вазы, как и во времена геометрики, были связаны с погребальным ритуалом.

Если глаза под ручками, оберегающие сосуд, почти стерты, то достаточно хорошо сохранились изображения на широкой высокой шее сосуда, на его тулове и на ножке. Центральная композиция посвящена встрече Аполлона и Артемиды. Богиня встречает брата, держа за рога оленя:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.

Аполлон, с лирой в руках, приближается к ней на колеснице в сопровождении двух дев. Он правит квадригой крылатых коней. Предполагают, что солнечный бог возвращается на родной Делос из северной Гиперборейской страны. Скорее всего, смысл сцены связан с идеей весеннего возрождения природы:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.

Чтобы рассмотреть все детали изображения, обратимся к прорисовке:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.
http://diglit.ub.uni-heidelberg.de/diglit/conze1862/0011?sid=6bfd6ed402231ea021fe616edeee043c

На прорисовке хорошо видны не только характерные типажи, активное использование цвета, но и боязнь пустого пространства. Разнообразными растительными и абстрактными символами, выражающими идею жизнеспособности, заполняются все промежутки между фигурами. Как пишет о вазописи этого времени Л.Акимова: «Вновь возвращаются забытые минойские образы – пальметты, розетты, расходящиеся волюты с усиками, цветы. И все это свернуто, скручено в спирали, выпускает стебли, бутоны, цветы, которые веерами расходятся в стороны. Ориенталистика в греческой живописи – это мир потенциальной растительности, мир цветения.» (Л.Акимова. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб, 2007, С.107).

А вот прорисовка сцены, которая расположена на шейке сосуда. В центральной части изображен поединок между Ахиллом и Мемноном. Наблюдают за происходящим их матери: богини Фетида и Эос. Между воинами – доспехи как напоминание о смерти Антиоха, за которого мстит Ахилл:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.
http://diglit.ub.uni-heidelberg.de/diglit/conze1862/0010?sid=6bfd6ed402231ea021fe616edeee043c

Героическая сцена отделена от ритуальной поясом с изображением птиц. Что это? Образ водной стихии? Птицы, в которых превратились спутники Мемнона, оплакивавшие его гибель? Или это перепелки Артемиды?

Кикладская ваза 7 в. до н.э.


Наконец, на прорезной ножке сосуда в обрамлении поясов меандра мы видим женские головы:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.


Аполлон и Артемида – дети богини Лето, которую преследовала ревнивая Гера. Ни один клочок суши не мог приютить Лето. Лишь плавающий остров Астерия, стал местом, где она разрешилась близнецами. Остров остановился и стал Делосом, который со временем превратился в общегреческое святилище, где нельзя было ни рожать, ни умирать:

Делос

Сейчас – это огромный археологический заповедник. На месте рождения богов – заросли тамариска. За ними видна терраса львов: http://cicerone2007.livejournal.com/916.html#cutid1

Место Священного озера

А этот громадный камень – часть колоссальной архаической статуи Аполлона:

Часть статуи Аполлона

Так выглядят Киклады со склонов горы Кинф на Делосе:

Киклады

А вот и ваза VII в до н.э. в собрании музея на Делосе. Сколько знакомых мотивов!

Ваза с острова Делос

  • 1
Древнегреческие вазы для меня это поход в детство, к кирпичного цвета книжке о греческих вазах, наверное Эрмитажных. Я их рассматривала и копировала. А сейчас очень интересно соотносить прорисовки и собственно вазы, но типажи удивляют. Это архаика?

Это то, что называют ориентализирующим стилем: время между геометрикой и архаикой. Чаще всего воспроизводят коринфскую керамику этого времени:

Сосуд из Коринфа

Кикладские сосуды тоже очень интересны. А типажи просто фантастические! Аполлон и Артемида меня просто умиляют.

Множественность лошадей остроумно показана.
Фигуры носатенькие :)
Спасибо за интересный рассказ!

Этот пост возник после знакомства с прорисовками в старых книгах: http://community.livejournal.com/ancient_ru/178548.html
Без них бы рассмотреть этот сосуд не удалось.

Благодарю также и за интересную ссылку!

Все хочу спросить: видели ли Вы воинов из Риаче? И насколько хорош музей Великой Греции?

К сожалению, нет. Для этого надо в Калабрию ехать, где я бываю лишь проездом.

Спасибо за интересный рассказ и замечательные фотографии. Свежий ветер с моря прямо чувствуешь :)

На Делосе прекрасно!

  • 1