Previous Entry Share Next Entry
Мюнхен. Новая Пинакотека
НЮ
cicerone2007
Первая картина, перед которой я остановилась во время весеннего посещения Новой Пинакотеки в Мюнхене, была работа Габриэля фон Макса «Обезьяны как судьи искусства» 1889 года. Сначала эту вещь воспринимаешь просто как вариант посещения зоопарка, но название заставляет пристальнее всмотреться в картину. И тогда становиться ясно, на что так внимательно смотрит добрая половина обезьяньего сообщества. Они разглядывают холст в золоченой раме. Габриэль фон Макс держал у себя обезьян и любил изображать их в различных «человеческих» ситуациях. Но в данном случае, ситуация особая – явно намекающая на отношение художника к тем, кто вершит судьбы искусства, оценивает произведения мюнхенских художников.

Габриэль фон Макс


Поскольку и сам ты относишься к этому племени критиков и экспертов, то невольно начинаешь искать ту обезьяну, с которой хочется, чтобы отождествляли тебя. Тешишь себя надежной, что ты так и остался испуганным детенышем, который смотрит круглыми глазами на пугающий и прекрасный мир.

Габриэль фон Макс

Я ни в коей мере не считаю себя к знатоком немецкой живописи XIX века. Она была всегда где-то на периферии моих художественных интересов. И в Новую Пинакотеку в первый раз, в 2001 году, я попала почти случайно. Античные собрания в Мюнхене оказались на реставрации. Вместо того, чтобы с горя отправиться пить пиво, мы зашли в Новую Пинакотеку. И оказались в одном из самых комфортных и интересных художественных музеев мира. Он спланирован таким образом, что ноги сами несут тебя из зала в зал, от картины к картине. Вместо лестниц – система пандусов. И много пространств, где ты отдыхаешь от интенсивного знакомства с живописью.

Новая Пинакотека

Прекрасный свет, картинам просторно, и каждая из них воспринимается как шедевр. Современное здание было построено в 1981 году бароном Александром фон Бранки. Сама же Галерея современного искусства была основана в 1853 году Людвигом I. Ее здание, которое было создано в той же стилистике, что и Старая Пинакотека, было разрушено во время Второй мировой войны и снесено.

Новая Пинакотека

Скульптура в экспозиции Новой Пинакотеки словно аккомпанирует живописи. Большая ее часть располагается в зонах релаксации.

Новая Пинакотека

Если говорить о немецкой живописи XIX века, то главный зал для меня в Пинакотеке – зал Каспара Давида Фридриха. От его елей я не могла оторваться, как от елочки и сосенки на фреске из виллы Ливии http://cicerone2007.livejournal.com/90980.html Только там, в раю, было тепло и щебетали птицы, а картина Фридриха больше напоминает о кладбищенском холоде. Или точнее – о холоде вечности.
«Божественное начало, – говорил художник, – есть повсюду, даже в песчинке». По словам современного исследователя, пейзажи Фридриха «представляют собой скорее видЕние, а не то, что на самом деле было видимо. Их симметричный рисунок выдает присутствие взгляда, организующего природу».
/Цитата по кн: Д.Аррас. Деталь в живописи. СПб,2010, с.414/

Каспар Давид Фридрих

Красота и бескрайность мира открывается Фридриху не только в созерцании горных панорам, но и на плоском болотистом взморье с чахлой растительностью, рыболовными лодками и сетями, наброшенными на коряги.

Каспар Давид Фридрих

Сквозь свинцовые тучи прорвались закатные лучи, и вспыхнувшее серебристо-золотистое море поделилось своим сиянием с лужами, превратив скучный, неприглядный берег в преддверие мира мечты.

Каспар Давид Фридрих

Выйдем в одну из галерей музея, передохнем, и из мира романтических сущностей перейдем в залы, где собраны изображения того реального мира, куда стремились попасть немецкие романтики. Сменим побережье Балтийского моря на берега моря Тирренского.
«Ты знаешь край, где мирт и лавр растёт,
Глубок и чист лазурный неба свод,
Цветёт лимон, и апельсин златой
Как жар горит под зеленью густой?..
‎ Ты был ли там? Туда, туда с тобой
‎ Хотела б я укрыться, милый мой».
http://ru.wikisource.org/wiki/Ты_знаешь_край,_где_мирт_и_лавр_растёт_(Гёте/Тютчев)

Новая Пинакотека

В Новой Пинакотеке собрана целая галерея красавиц, расцветших под солнцем Италии. Больше всего мне понравилась Феличе Бернарди из Альбано, запечатленная Августом Риделем в 1842 году.
Как тут не вспомнить восторженные строки Н.В.Гоголя по поводу красавиц полу-немца К.П.Брюллова: «Женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами,— она женщина страстная, сверкающая, южная, итальянка во всей красе полудня, мощная, крепкая, пылающая всею роскошью страсти, всем могуществом красоты,— прекрасная, как женщина».
http://www.bibliotekar.ru/rusGogol/67.htm

Август Ридель

Юная римлянка Фридриха Вильгельма фон Шадова (1818 г.) еще не пылает страстью, что, впрочем, можно объяснить возрастом модели. Но все еще впереди!

Фридрих Вильгельм фон Шадов

С красавицами Фридриха Овербека все сложнее. Своим взглядом на модели он словно «подмораживает» их, оскульптуривая формы. Глядя на Витторию Кальдони (1821 г.), мы вспоминаем о Богоматери или изображениях святых. Виттория была одной из самых прославленных итальянских красавиц своего времени. Сохранилось множество ее изображений, выполненных не только живописцами, но и скульпторами. Совсем юной ее запечатлел Александр Иванов. Замуж она вышла за Григория Лапченко и вместе с ним уехала в Россию.
http://www.mknews.de/article/2013/02/27/817842-devushka-iz-albano.html

Фридрих Овербек

Черты Виттории угадываются и в образе Италии в знаменитом живописном манифесте Овербека «Италия и Германия» (1828 г.).

Фридрих Овербек

О реальной жизни романтиков или о распространенном мифе о них, согласно которому истинный художник и поэт не могут получить признания при жизни, напоминает картина Карла Шпитцвега «Бедный поэт» (1839 г.). Как и наш Павел Федотов, Шпитцвег был самоучкой и мастером рассказа через детали. И еще их роднит соединение иронического и любовного отношения к своим персонажам.

Карл Шпитцвег

Опять пройдемся по галереям, посмотрим на дворик, где журчит вода:

Новая Пинакотека

После этого можно порезвиться в волнах вместе с персонажами Арнольда Бёклина (1883 г.):

Арнольд Беклин

И если по поводу привлекательности наяды есть сомнения, то загорелый тритон просто неотразим!

Арнольд Бёклин

Закончим знакомство с немецкой живописью XIX века на спокойной и благостной реалистической ноте.

Адольф Хёльцер

«Домашний обряд» Адольфа Хёльцера (1888/91 гг.) – трогательный рассказ о простом человеке, его представлениях о красоте, порядке и духовных устремлениях.

Адольф Хёльцер

  • 1
Очень хорошо! Жаль, что быстро прочитала.
Тритон и правда прекрасен.
С благодарностью).

Продолжение следует)

Замечательное знакомство)) Большое спасибо!

Ой, спасибо, взаимно!))

Спасибо! особенно порадовали "Обезьяны как..." - хочется их рассматривать... Детёныш чудный. остальные - всевозможные типы человеческих характеров, целый рассказ...
И, конечно, красавица Виттория, безответная любовь Александра Иванова...

Ивановская девочка в дверях гораздо лучше)

О да, за тритона спасибо!
Красавица Виттория, будто в предчувствии русского брака, сидит в позе венециановской крестьянки :)
А интересно, эти прелестные обезьянки не являлись ли заодно карикатурой? Там не замечено портретного сходства с критиками той эпохи?

У него большая обезьянья серия. Судя по всему, его больше интересовали индивидуальности самих хвостатых, чем портретное сходство с тем или иным критиком)

Блестящий пост,оставивший сожаление о том, что будучи в Мюнхене и имея свободное время,не побежала в пинакотеку, а пошла бесцельно бродить по какой-то центральной улице...
Спасибо!

Значит надо ехать еще раз)

Спасибо. Как раз были там в июне.

А до Мурнау добрались?

Не планировалось: дорога наша была дальше на юг. Но побывали в собрании Бухгайма (Бернрид на оз. Штарнберг), там отличная выставка группы "Мост". А Мурнау видели в большом количестве у "синих всадников" в Мюнхене (Ленбаххауз, например).

Мне очень понравились картины в Новой Пинакотеке. В Москве у меня была немецкая книга "Пинакотека Дрездена" с роскошными иллюстрациями. Я тогда узнала, что художественная галерея в Дрездене зовется Пинакотекой. В Новой Пинакотеке мне понравились обезьяны, а детеныш, и правда, хорош. Женские портреты очень понравились. Я как-то больше знала старых мастеров, а теперь узнала и мастеров XIX века. Очень интересный пост. Спасибо.

http://izvestia.ru/news/525853

Edited at 2013-11-04 10:37 pm (UTC)

Старая Пинакотека в Мюнхене фантастическая! Есть еще Пинакотека модерна, куда мы не попали. Она была закрыта. Есть еще повод приехать в Мюнхен)

От всей души желаю вам попасть в Пинакотеку модерна, и еще раз в Старую Пинакотеку. Я заинтересовалась немецкими художниками 19 века. Модерн - он, конечно, модерн, но раннего Пикассо я люблю больше. Но будем ждать ваш репортаж о немецком модерне. Жалко, что я жила в Германии в Нижней Саксонии в маленьком очень живописном городке, до Мюнхена и Кельна не добралась.

Впервые вижу Обезьян фон Макса, хорошая трезвая картина, благородно по цвету, напоминает брейгелевскую притчу. Впечатляет гораздо больше чем романтические итальянские красавицы. Спасибо)

Русским мастерам итальянские красавицы удавались лучше) Кстати, картины с обезьянами Максу удавались лучше, чем исторические полтна и портреты)

Прекрасный обзор, большое спасибо!

Вы написали, что искали обезьяну, похожую на вас. Я тоже решила примерить на себя обезьяний типаж, хотя я и не критик, а любитель. Более менее я похожа на обезьяну слева прямо около золоченой рамы. Ее голова выше всех. У фон Макса десятки обезьян жили на его вилле на Штернбергском озере. Повидимому он для них обустраивал какие-то теплые помещения: ведь в Германии зимы холодные. Вообще-то, я все смотрю ваш пост, и мне картины все больше нравятся: и поэт, и Виттория. и обезьяны. Смотрю с удовольствием.

Вы напомнили мне эпизод из студенческой жизни. 5 курс, пишем дипломы. Чтобы разрядиться, я предложила подругам отправиться в Зоологический музей МГУ, мимо которого мы много раз проходили, но ни разу не были. На первом этаже там было большое количество чучел обезьян. Мы сразу превратились в детей, и с хохотом каждый стал искать ту обезьяну, от которой произошел)))

А я вспомнила, как на 6 курсе мы должны были заниматься в спецбиблиотеке, сдавать экзамен по ОВ (я же химик). Позанималась часов до 9-ти, и поехала в Кузьминки. Мы там жили с мужем, его мамой и ее родителями. Идти надо было через пустырь, дома стояли к нему спиной. Ну, не пустырь, а свободное пространство между домами. Там его было много, и зелени тоже. Была зима, холодно, безлюдно. пока доехала. уже было часов 10. А в это время в Москве ходил Мосгаз( кажется Оганесян, его потом все же поймали). Мобильных тогда еще не было. Я помню, как я быстро шла через этот пустырь, а внутри был страх. Но ходила так месяца два.
Сейчас еще раз посмотрела на Витторию, такое необычное лицо. У Иванова тоже на нее посмотрела. Ее история, может, не такая печальная, но и не очень счастливая. Но ведь прожила с ним всю жизнь, до самой его смерти.

Замечательный музей и фото. Спасибо.

Мне очень понравилось. Интересно, познавательно, спокойно. И размышления и разъяснения. Спасибо, Наталья Юрьевна.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account