Previous Entry Share Next Entry
«Золотой век» Джандоменико Тьеполо
НЮ
cicerone2007
«Некоторые полагают, что золотого века не было вовсе: напротив, он не только был, но в отдельных уголках существует и поныне. Возможно, вы рассмеетесь, если я скажу, что в Венеции очень многое напоминает о золотом веке». Это написал в 1760 году в «Венецианской газете» Гаспаро Гоцци. Каким был этот «золотой век»? О нем рассказал в своих мемуарах Джакомо Казанова, а показал его Джованни Доменико (Джандоменико) Тьеполо, сын знаменитого Джованни Баттиста Тьеполо.

Джандоменико Тьеполо




В Лувре есть две картины Джандоменико, написанные во второй половине 1750-х годов. В них все бурлит, венецианская жизнь раскрывается изнутри. Это не кукольный мир Пьетро Лонги. Гораздо ближе к этим полотнам страницы книги Казановы. Глядя на «Менуэт», вспоминаешь описание бала в монастыре.

Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bc/Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_Carnival_Scene_(The_Minuet)_-_WGA22379.jpg?uselang=ru

Про монастырь надо пояснить, тем более что такое развлечение для монахинь как нельзя лучше характеризует атмосферу «золотого века» Венеции.
«От Лауры я узнал, что в один из дней в главной гостиной монастыря будет бал, и решился отправиться туда в такой маске, чтобы подружки мои не могли меня узнать. Я не сомневался, что повидаю их. В Венеции женским монастырям разрешается во время карнавала доставлять это невинное удовольствие монахиням. В приемной танцуют, а они, расположившись по другую сторону обширных решеток, наблюдают прекрасный праздник. К вечеру празднество кончается, все расходятся, и они удаляются в кельи весьма довольные, что присутствовали на этом светском развлечении».
http://www.modernlib.ru/books/kazanova_dzhakomo/istoriya_moey_zhizni/read_13/

Джандоменико Тьеполо

Вот и мы теперь, как монахини, которые не могут принять участие в действии, наблюдаем за праздником жизни. И хотя на картине Джандоменико нет Пьеро, чем хуже Казановы кавалер в красном, с перьями на голове?
«Предо мною множество Полишинелей, Скарамушей, Панталоне, Арлекинов; у решеток я вижу всех монахинь и всех воспитанниц — кто сидит, кто стоит. Не останавливая взор свой ни на одной, я все же примечаю М. М., а по другую сторону — юную К. К., что стоя наслаждается зрелищем. Я обхожу круг, шатаясь, словно пьяный, и оглядывая всякого с головы до ног; но самого меня рассматривали еще пристальней. Все не спускали с меня глаз.
Остановившись перед прелестной Арлекиной, я грубо хватаю ее за руку и тащу танцевать менуэт. Все со смехом освобождают для нас место. Арлекина танцует восхитительно, как и подобает ее маске, а я — как подобает моей: все время делая вид, будто падаю, однако ж неизменно держа равновесие. Общий страх сменялся смехом, и я доставил всем величайшее удовольствие».
http://www.modernlib.ru/books/kazanova_dzhakomo/istoriya_moey_zhizni/read_13/

Джандоменико Тьеполо

В этом бурлящем море масок можно легко представить себе дальнейшее развитие событий: «После менуэта протанцевал я двенадцать необыкновенно бурных фурлан и, запыхавшись, решил упасть и притвориться спящим; заслышав мой храп, все уважили сон Пьеро и пустились танцевать контрданс, каковой продолжался целый час. Его я решил пропустить; но после контрданса является вдруг какой-то Арлекин и нахально, как дозволяется его маске, начинает лупить меня по заду своей деревянной саблей. Это Арлекиново оружие. Я был Пьеро, а потому безоружен; я хватаю его за кушак и таскаю бегом по всей приемной, а он продолжает колотить меня саблей пониже спины. Арлекина его, та самая милашка, что танцевала со мною, спешит дружку на помощь и тоже колотит меня саблей. Тогда я кладу Арлекина наземь, вырываю у него саблю и, взвалив на плечи Арлекину, со всех ног бегаю с нею по приемной и луплю ее по заду под общий хохот и вопли ужаса малышки, которая боялась, что если я упаду, все увидят ее ляжки или панталоны. Всю эту комическую битву расстроил один несносный Полишинель, который дал мне сзади такую жестокую подножку, что я не сумел удержаться на ногах. Все освистали его. Я быстро вскочил и, весьма уязвленный, затеял с наглецом борьбу по всем правилам. Мы были одного роста, но он был неловок и умел только брать силой; я повалил его на землю и так отделал, что одеяние его расстегнулось, и он потерял горб на спине и накладное брюхо. Монахини били в ладоши и хохотали — быть может, прежде им никогда не доводилось наслаждаться подобным зрелищем; а я, улучив момент, пробился сквозь толпу и удрал».
http://www.modernlib.ru/books/kazanova_dzhakomo/istoriya_moey_zhizni/read_13/

Джандоменико Тьеполо

Удивительно как спокойны дамы среди клокочущих маскарадных страстей. И даже чашечка с шоколадом не дрожит в руке венецианки!

Джандоменико Тьеполо

А дама на балконе и вовсе смотрит на шумную и разгоряченную толпу внизу как на участников спектакля:

Джандоменико Тьеполо

В картине «Шарлатан» толпа еще более пестра. В ней не только дамы и кавалеры, но и простолюдины. Маскарад выплеснулся на городской рынок. Почти полгода в Венеции XVIII века можно было ходить в маске. А в «скоромные дни начинался собственно маскарад. Тогда наряду с баутами, которые хотя и скрывали лицо, но не изменяли полностью всего облика, на улице появлялись люди в маскарадных костюмах. Среди них были персонажи комедии дель арте – Траканьины или Арлекины, Бригеллы, Доктора, старики Панталоне, Пульчинеллы, словом, <…> та самая толпа, где рядом с нобилями в пудреных париках и дорогих костюмах весело отплясывает самый разный люд, переодетый кто во что горазд: черти с надутыми пузырями, шуты, обвешанные колокольчиками, амазонки, мавры, лихо скачущие вокруг площади Сан-Марко, медведи, которых для пущей убедительности тянут на цепочках, короли со скипетрами, германцы в рогатых шлемах, евреи, оплакивающие карнавал, турки, курящие трубки, и целое созвездие уличных ремесленников: башмачники, птицеловы, кондитеры, старьевщики, трубочисты, цветочницы, продавцы песка, дрессировщики сурков, мусорщики, угольщики, галантерейщики, торговцы полентой, плетельщики стульев. Патриции пользовались карнавальным временем, чтобы безнаказанно подебоширить, а пополаны – чтобы пощеголять в адвокатских мантиях или даже в патрицианских одеждах, баутах, полумасках и роскошных шляпах».
/Франсуаза Декруазетт. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М.; 2004,с.112/

Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b7/Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Charlatan_(The_Tooth-Puller)_-_WGA22380.jpg/800px-Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Charlatan_(The_Tooth-Puller)_-_WGA22380.jpg

Выступление шарлатана на площади – все тот же театр. Судя по реакции публики, новизной это представление не блещет. Внимание зрителей рассредоточено.

Джандоменико Тьеполо

Обезьянка, сидящая на столе, гораздо выразительнее своего хозяина-зубодера.

Джандоменико Тьеполо

Помимо Лувра композиции Джандоменико Тьеполо на те же сюжеты есть в испанском собрании. В них меньше простонародных персонажей, они скорее о жизни венецианских аристократов. Руина, арка с балюстрадой – это уже не рыночная площадь. И видим мы чаще не лица, а спины.

Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/70/GiGiovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Charlatan_-_Google_Art_Project.jpg/800px-GiGiovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Charlatan_-_Google_Art_Project.jpg


А танцы и вовсе происходят на вилле. Галантное празднество на венецианский манер. В этих картинах нет живого нерва луврских полотен. «Золотой век» отодвигается в область воспоминаний.


Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/55/Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Minuet_-_Google_Art_Project.jpg/800px-Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_The_Minuet_-_Google_Art_Project.jpg


Сам Джандоменико Тьеполо простился с ним в конце столетия. В двух фресках, одна из них находится на вилле Вальмарана, другая была на семейной вилле Дзианиго, а сейчас экспонируется в Ка’Реццонико, изображена толпа, увлеченная чем-то, что зрителю не видно. Оказывается, предметом интереса здесь стал волшебный фонарь Il mondo nuovo, что значит "Новый мир" или "Новый свет".

«Который открывает вашему взору чудеса
Посредством магии оптических стекол,
И вам ни за что не понять, откуда эти чудеса взялись.
Изобретатели поставили на Сан-Марко несколько таких аппаратов,
И народ, словно обезумев, во время карнавала
Толпился вокруг, желая посмотреть…
Всего за одно сольдо вы и посмеетесь, и посмотрите диковины,
Увидите битвы и посольства,
И регаты, и королев, и императоров».
/Франсуаза Декруазетт. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М.; 2004,с.115/

Джандоменико Тьеполо
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/20/Giovanni_Domenico_Tiepolo_-_Mondo_Novo_-_WGA22394.jpg?uselang=ru

Среди любопытных Джандоменико Тьеполо изобразил своего отца и самого себя. Нами же эта толпа в костюмах эпохи французской революции невольно воспринимается в контексте прощания со «старым режимом» – «золотым веком».

Фрески Джандоменико Тьеполо на вилле Вальмарана: http://cicerone2007.livejournal.com/26111.html

  • 1
Спасибо за красоту "золотого века" и карнавал. Здесь на картинах он не такой определённый - он сказочный и воздушный. И на всех картинах Пульчинеллы присутствуют - до чего же популярны:) http://lusiol.livejournal.com/277111.html

Пульчинелла - его главный герой)

Джандоменико меня заворожил куда больше, чем его папа.
Хочется рассматривать его ещё.
Красота нарядов, праздник для всего народа, и он весь на земле, а ДжанБатиста в небесах, и очень избыточен (имхо, как говорят)...

Edited at 2013-03-06 12:22 pm (UTC)

В Лондонской национальной галерее вчера любовалась работами Джандоменико) Чем дальше, тем больше мне кажется, что он недооцененный художник)

И я тоже так думаю теперь, когда его узнала.
Просто виртуоз. И умение, и чувство, и настроение, и фантазия...
И загадка.

Тьеполо произвел на меня впечатление в Венеции, в Ка Реццонико, я даже купила там в подарок другу сумку с его Пульчинеллами. Очень живые, насмешливые картины, написанные с эмоцией. Большое спасибо за прекрасный пост, я по ним соскучилась))

И очень буду рада увидеть его перепост в сообществе!

Новая работа совсем не оставляет свободного времени. Завтра, вернувшись из командировки, отправлю пост любителям красоты)

у дамы в жёлтом платье из «Менуэта» мушка на правой шеке –
на языке мушек – это траур по любезному предмету,
при этом она так бойко отплясывает,
что вспоминается анекдот про "медленно и печально"

Узнав про тайный язык мушек, пригляделась и с вами не соглашусь: она скорее печальна и пляшет машинально)

Спасибо большое, найду и посмотрю обязательно!

Про картины Тьеполо.

Спасибо за интересный рассказ.Так все живо запечатлено: и костюмы роскошные, и сам танец, движение, лица любопытных. Рука мастера.

Re: Про картины Тьеполо.

Недооцененного мастера(

Re: Про картины Тьеполо.

Но мы же его имя знаем. Значит, он упоминается? Наверно, искусствоведы посчитали,что он недостаточно ярок? Но ведь они все единогласно его недооценили? Как,вообще, оценивается мастер? Например, мне очень понравилась Вена. А в буклете о Вене написано, что архитектура Вены это псевдоготика, ничего ценного. А вы как считаете?

Re: Про картины Тьеполо.

Он все время находится в тени отца, когда пишут о венецианском искусстве 18 века.
Про Вену. Мне там нравится модерн. 19 век сильно уступает русской архитектуре.

Да, мне там тоже понравился модерн. Но, когда наш автобус въезжал в Вену, то здания на том берегу реки как-то меня пленили, а потом Хоффбург, памятник Марии Терезии, здания вокруг, зеленые кусты самшита в декабре, ратуша, широкие улицы, дорожки для велосипедов. Все так солидно, чисто, аккуратно. Да, я согласна, что Питер - архитектурно богаче. Но,когда приехала в Москву, наш Земляной вал показался поблекшим.

Re: Про картины Тьеполо.

Теперь все ясно: я знаю фамилию, а то, что у Джанбатисты Тьеполо было два сына, не знаю. Посмотрела картины и фрески отца и сына Джандоменико. Я бы сказала, что у сына ничуть не хуже. Просто, ему пришлось доказывать, что он тоже - великий художник.
Обнаружила еще и двух дожей Тьеполо.

Re: Про картины Тьеполо.

Я про Джандоменико узнала на студенческой скамье.Его картина досталась мне на семинаре по атрибуции.

Спасибо! И так вовремя! )))

Как мило, как очаровательно - "золотой век" Венеции. Ну да, если учесть, что основа этого очарования в беспрецедентном ограблении и кровопускании Константинополя, организованного Венецией во время 4 крестового похода. А так, да - всё так мило и задушевно.

Да, грабили( Но причем крестовые походы в 18 веке? 500 лет прошло. Это все равно, что говоря о сегодняшней нашей жизни, вспоминать взятие Казани Иваном Грозным)))

Взятие Казани.

А вы знаете, я уже слышала какие-то упреки от татар за взятие Казани,где-то в прессе промелькнуло. Я думаю, вспомнят.

С удовольствием посмотрела и почитала) Мы как раз оттуда, но разве можно сравнить:)

Сейчас лучше или хуже?

Костюмы,может, и пошикарнее будут. Но подлинность, увы, осталась в прошлом.

спасибо! отличный рассказ! ))

Венеция - зачарованный, заколдованный, ни на что не похожий мир. Спасибо! Интересно было окунуться в Золотой век.

Edited at 2013-02-12 02:34 pm (UTC)

Джандоменико - хороший проводник)

Про эти картины.

Чем больше я их рассматриваю, тем больше нравится. Кавалер в красном,"Менуэт" нравятся больше всех, но сегодня разглядывала здания на картинах, так все выписано: старые стены, скульптуры. Ну, а про типажи я уже и не говорю - великолепные.

Про профессию.

Я любила математику, и выбирала между матаматикой и химией (тогда химическое производство развивалось бурно), а уже в институте увлеклась поэзией, архитектурой, древней Грецией, древним Римом, мы стали собирать буклеты, книги о памятниках мировой культуры. И сейчас, когда все позади, я себя спрашиваю: Почему я не выбрала профессию искусствоведа?

Re: Про профессию.

Когда я выбирала профессию искусствоведа, не думала что стану менеджером, а потом и чиновником(((

Re: Про профессию.

Время такое. Главное, что вы сумели вписаться в новые реалии. Я недавно краем уха слушала "Эхо", и вдруг слышу вашу фамилию. По какому поводу, не поняла. Да, и некоторые посты - это высказывания не искусствоведа, но политика. А я из инженера- технолога на определенном этапе превратилась в пожарного, только не с брандспойтом, а с лабораторной установкой по тушению разных гадостей. Правда, все это было еще в прошлой жизни. Я ведь постарше вас.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account