Previous Entry Share Next Entry
«Голубятня» из Римского Национального музея
НЮ
cicerone2007
Только во время своей первой поездки в Рим я не была в залах Палаццо Массимо, где разворачивается экспозиция Римского Национального музея. И то лишь потому, что дворец был тогда закрыт на реконструкцию. Как магнитом меня тянет в залы, где выставлены древнеримские фрески. Кажется, всё уже знакомо, но взгляд вдруг останавливается на том, что раньше разглядеть не удалось. Вот, например, птица с длинным клювом и хохолком тянет травинку из корзины с фигами:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили



К той же корзине подбирается и другая. Птицы словно выпорхнули из соседнего зала, где обитали в прекрасном саду Ливии: http://cicerone2007.livejournal.com/14130.html Только теперь вместо листвы и небесной синевы их окружает белый фон – абстрактное пространство вечности. Это фрески колумбария, обнаруженного на вилле Дория Памфили.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Колумбарий переводится как голубятня. Такое название эти сооружения получили из-за того, что ниши для урн с прахом напоминали углубления, которые устраивались в голубятнях. Как правило, колумбарии сооружались членами императорской семьи или патрициями для своих рабов или вольноотпущенников. Колумбарий, найденный на вилле Дория Памфили, сохранил фресковые росписи.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Большую их часть занимают изображения разнообразных птиц. Поскольку краски сильно стерлись, живопись приобрела особое очарование. Акварельная нежность легких мазков сообщает образам птиц дополнительную легкость.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

А некоторые просто превращаются в невесомые тени. «Огонек жизни трепещет на фоне смерти», как пишет Паскаль Кианьяр.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Птица, готовая упорхнуть, куры, выклевывающие последние зерна, корзины со спелыми фруктами и сломанные ветки с плодами – все это, по словам французского писателя, «свидетельства преходящего мира».
/П.Кианьяр. Секс и страх. М., 2000, с.116/

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Вот встрепенулся петух:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

А вот и сама смерть в кошачьем обличье настигла птицу:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Похоже, что у этих росписей не было программы. Но собрано здесь то, что соотносится на разных уровнях с темой жизни и смерти. Рядом с птицами сцены из полной опасностей жизни пигмеев и изображения животных. Вот коза с крохотным козленком:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Попадаются и сельские виды с животными и птицами:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Наконец, есть и люди, порхающие над землей почти как насекомые:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Словно из тумана выплывают очертания скульптуры и архитектурных сооружений. Человек предстает как странник по дорогам жизни.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Все конкретное стерлось. Остались тени людей, храмов, алтарей.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Таинственный обряд у стелы на фоне дерева. Амфора, оказавшаяся на какой-то немыслимой высоте. Что это? Может быть, уже потусторонний мир?

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

И что тогда пытается поймать рыбак в странном головном уборе?

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Тающие фрески стилистически близки росписям виллы Юлии, найденным около виллы Фарнезина, которые сейчас также находятся в Палаццо Массимо. Датируют колумбарий первым веком нашей эры. В нем нашли свое успокоение около 500 человек.

  • 1
спасибо! какое лёгкое пространство!

Да, при всей простоте, это очень "щемящие" образы.

и воздушная я бы сказал перспектива..

Очень интересно! Спасибо вам!:)
Не смотря на то, что рисунки "тают", как вы говорите очень поэтично и образно, видно, насколько они мастерские и выразительные!

Если в росписях погребальных комплексов для бедных или домов провинциального города (Помпеи) такая изобразительная культура, то что было на Палатине!

(Deleted comment)
Вот, открыла латинско-русский словарь. Там columbarium 1. голубятня; 2. подземная усыпальница, колумбарий; 3. гнездо (для брусьев, балок); 4. гнездо для весла, уключина; 5. ковш (в водоподъемном колесе). Короче, все – какие-то углубления.

А фрески действительно очень трогательные.

Спасибо.

Первое значение - голубятня.

Очень обаятельные фрески.

спасибо, это невероятно, я в восторге!

Удивительные фрески, необыкновенные.

Спасибо! Очень воздушные фрески. Настолько тонкий рисунок, что даже не верится...

Все-таки они о главном...

Edited at 2012-11-06 07:48 pm (UTC)

"Я уношу в своем странствии странствий
Лучшее из наваждений земли"

Фрески в зале Палаццо Массимо.

Когда-то лет пять назад читала Даниила Андреева "Роза мира", там описывалось место, где находятся души умерших людей. Прожив не очень праведную жизнь, они бродят в сером тумане среди неясных силуэтов зданий,пытаясь найти успокоение. По крайней мере так отложилось в моей памяти. Последние фрески очень напоминают эти картины.

Re: Фрески в зале Палаццо Массимо.

Интересная аналогия)

С каким мастерством фрески написаны, сколько изящества в линиях, а что за техника использовалась? Я помню по выставке в Метрополитен музее, что в 1в. н.э. на римских погребальных портретах использовалась темпера, а живопись маслом появилась позднее?

Фреска - это и есть техника (живопись по сырой штукатурке). Может дорабатываться "по сухому". Но, то что кладется по сухому, держится гораздо хуже. Живопись маслом появилась в 15 веке, через полторы тысячи лет после этих фресок.

Спасибо, уточнила свое понимание, у меня слово "фреска", в первую очередь, вызывает ассоциацию с живописным панно на стене/поверхности. О времени возникновения масляной живописи я задумалась после той выставки в МЕТ, знала что она возникла позднее, но не задумывалась отчетливо, "насколько". )

Чудесно! Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account