Previous Entry Share Next Entry
Вечный сон Гастона де Фуа
НЮ
cicerone2007
Мраморное надгробие прекрасного рыцаря в Кастелло Сфорцеско я увидела впервые пять лет назад. Оно сразу же запало в душу. Поэтому среди тех старых знакомых, которых надо было непременно навестить жарким днем этого лета, значился рядом с юной дамой из Польди-Пеццоли и Гастон де Фуа из Кастелло Сфорцеско. Перед отъездом в отпуск я купила книгу Аркадия Ипполитова «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI». В ней я нашла две странички об этом надгробии. Проиллюстрирую их своими фотографиями.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа




«Даже среди замечательных ломбардских памятников надгробие Гастона де Фуа выделяется особо. На мраморных подушках с мраморной же вышивкой покоится голова молодого придворного рыцаря, совсем юноши.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Его лицо украшено легкой курчавящейся бородкой, видно, только что отросшей, первой, руки скрещены ниже пояса и держат мраморный меч, чей конец по-фрейдистски обломан временем.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Лицо юноши, с полными губами и закрывающими глаза округлыми веками, очень красиво многообещающей юношеской красотой, ведь красота, по Стендалю, - это обещание счастья. Гастон де Фуа, воссозданный резцом Бамбайи, воплощает собой обещание счастья, и от его мраморной смерти веет таким покоем, что она совсем не страшна, а благостна, - чего ж бояться, если, умерев пятьсот лет тому назад, можно оставаться таким красивым и обещать так много счастья. Благоуханный покой ломбардской смерти.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Юный принц Гастон де Фуа, сын Жана де Фуа и Марии Орлеанской, был внуком Элеоноры Арагонской, королевы Наварры. Любимец короля Людовика XII, он погиб в битве против испанцев при Равенне в 1512 году, в возрасте двадцати трех лет; это была большая потеря для французского рыцарства, так как, несмотря на свою юность, Гастон де Фуа уже заслужил прозвище Молния Италии за свои подвиги.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Французы, тогда контролировавшие Милан, устроили ему пышные похороны и заказали гробницу лучшему из миланских скульпторов, Агостино Бамбайе.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Гробница была готова только в 1517 году, спустя пять лет после смерти Гастона, и представляла собой большую и сложную конструкцию, включавшую множество мраморных скульптур святых и рельефов с изображениями событий из жизни юного герцога Немурского.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Впоследствии гробницу размонтировали, некоторые ее фрагменты попали в различные музеи, в том числе в лондонский Музей Виктории и Альберта и туринскую Галерею Сабауда, но большая часть осталась в Милане, в том числе и само изображение Гастона де Фуа, перейдя в музей Кастелло Сфорцеско, где ему посвящен целый зал.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Скульптуры святых и рельефы тончайшей работы, окружающие молодого воина, покоящегося на вышитом мраморном ложе, как-то удивительно хрупки, и мраморная хрупкость ансамбля гробницы замечательно соответствует образу юного рыцаря, умершего в двадцать три года: смерть столь же сильно любила Гастона де Фуа, как и король Людовик XII. Вырвав его юность из-под власти времени, смерть наделила Гастона способностью вечно обещать счастье.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Мраморы Бамбайи изъедены временем: многие головы на рельефах отбиты, в скульптурах и в самом надгробии есть многочисленные утраты, так что они производят впечатление кусков сахара, тающих в воде, или тающего снега.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Сияние тающего мрамора ореолом окружает спящего Гастона де Фуа, вечное таяние во времени, и что-то истомленное, истаявшее висит в воздухе вокруг лица юноши с округлыми веками и только-только пробившейся бородкой, что-то легкое, нежное и опасное, как знаменитый ломбардский туман, описанный всеми, но сегодня из Милана практически исчезнувший, так как его изгнала из города современность.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

В творениях Бамбайи есть эта особая ломбардская туманность, смягчающая очертания предметов, и поэтому, быть может, готика и ренессанс в них не то чтобы смешиваются, но сливаются, и это слияние - особая черта все того же lo stile visconteo. Хотя впрямую Агостино Бамбайя с фамилией Висконти никак не был связан, его произведения, его мраморные вышитые подушки, его тающие рельефы, его Мадонны, наделенные грацией фарфоровых статуэток, очень близки изощренной роскоши вкуса первых герцогов.

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

Надгробие Гастона де Фуа, наверное, лучшее произведение Бамбайи из дошедших до нас и самое впечатляющее, но когда-то его мраморные фасады, составленные из скульптур и рельефов, обильно украшали Милан, создавая ему славу одного из красивейших городов Италии, - мраморы исчезли, как и туманы, - сегодня впечатление о них можно составить лишь в зале Гастона де Фуа в Кастелло Сфорцеско и перед фасадом Павийской Чертозы».
/А. Ипполитов. Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI. М., 2012, с.48-50/

Бамбайя. Надгробие Гастона де Фуа

  • 1
Замечательно, спасибо.
Семь лет как хочу увидеть это надгробие...

Башня на родине героя мне очень понравилась)

храбрый француз теперь надо понимать покоится без надгробия :-(
совершенно прекрасная работа скульптора

В замке замечательное собрание пластики. Венчает все "Пьета Ронданини" Микельанджело.

Да, мертвецы тех времён - единственные посланцы времени, приносящие нам живое чувство той жизни. Если бы не они и их изваяния, во много раз превосходящие даже современную фотографию, нам бы в наследие достался бы лишь шелест их имён - Гастон де Фуа, Гастон Верный, Гастон за Веру! Оставить такой значительный, такой вещественный и ощутимый след и донести до нашего взгляда и до прикосновения нашей руки - может это и есть достойная задача, извиняющая даже саму Смерть!
Здравствуй, Гастон! Встань, отложи сломанный временем меч! Пригуби чару доброго ломбардского вина. Покори лучшую из красавиц-девушек, войди к нам!
Молчит... Лишь дрогнуло тяжёлое веко... Я с вами... Я всегда буду с вами... Но, вот так, лёжа, с мечём... Это моя вера. Фуа...

Замечательно!
А вино, которое мы с Юрой купили на рождественской ярмарке в Милане, вспоминаем до сих пор. Было оно из Фриули)

Спасибо за рассказ. Меня это надгробие тоже поразило - и рельефы там тончайшие.

Я его как-то не оценила, стремясь поскорее увидеть Микеланджело. В следующий раз обязательно рассмотрю, спасибо.

Я каждый раз открываю в этом музее что-то очень интересное)

а я как раз тоже "застряла" возле надгробия прекрасного Гастона, уже не спешила к Микеланджело. Дейстьвительно, запоминающийся памятник. Интеерсно, а Иларию дель Карето Вы также цените и любите?

Илария оказалась не такой, какой я представляла ее себе по фотографиям. Она мертва( А здесь - сон.

А как Вам книга Ипполитова, кстати? Меня очень напряг стиль, во многих местах сниженная лексика совершенно неоправданна, на мой взгляд. Ну и снобизм так и прет, так и прет... Но, может быть, Вы автора знаете лично? :)

Книга Ипполитова неровная. Где-то интересно, где-то сомнительно. Даже этот фрагмент не мешало бы почистить от повторов. Мне когда-то очень понравился его путеводитель по Венеции. А здесь, чтобы тягаться с П.П.Муратовым, над текстом надо было бы еще поработать.

Спасибо, очень впечатляет!

Восхитительные скульптура и текст!)) Большое спасибо за такую красоту!

За текст спасибо Ипполитову) А Бамбайя действительно замечательный скульптор. Несколько рельефов с этого надгробия хранятся в миланской Амброзиане.

очень интересно, спасибо

Спасибо, как всегда дарите истинное наслаждение.

Мой принцип: надо делиться)

"воплощает собой обещание счастья, и от его мраморной смерти веет таким покоем, что она совсем не страшна, а благостна, - чего ж бояться"...смерть не страшна ...страшна словом "никогда".
Спасибо...Вас всегда приятно читать. :-)

Здесь виноват Ипполитов) Я отвечаю лишь за картинки))

Юноша прекрасен! Чувственные губы, застывшее движение волос, застывшие складки одежды. Спасибо! Благодаря Вам я, в очередной раз, открыла для себя недосягаемую Красоту.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account