Previous Entry Share Next Entry
Ферапонтовские небеса
НЮ
cicerone2007
Небо я увидела, когда мы вышли из церкви Рождества Богородицы. Монастырская ограда отсекала нас от суетного мира, и после фресок Дионисия глаза устремлялись только к небесам. А может быть, все, что мы увидели в храме, просто приблизило нас к горнему миру?

Ферапонтово



Первое паломничество в Ферапонтов монастырь я совершила на третьем курсе. Группа студентов-искусствоведов впервые в истории истфака МГУ победила в социалистическом соревновании. На заседании комитета комсомола я предложила нашу группу премировать поездкой в Ферапонтов. Самое смешное, что так и сделали, освободили нас на несколько дней от занятий, оплатили дорогу и ночлег. Было это безумно давно. В памяти от той поездки остались озерная ширь и нежная голубизна фресок. Что-то было закрыто лесами реставраторов. Сейчас музей показался мне вполне обустроенным. С экскурсоводом нам повезло: с собором нас знакомила хранитель фресок Дионисия.

Ферапонтово

Первая фреска, которую видит посетитель музея, когда-то находилась снаружи. Она украшает западный портал храма. У двери нас встречают архангелы Михаил и Гавриил. В средней зоне повествование о рождении Марии, а выше расположен Деисус.

Западный фасад ц.Рождества Богородицы

Каменный собор Рождества Богородицы был построен в 1490 году, а расписан Дионисием с сыновьями в 1502. И эти нежнейшие сцены из жизни Богоматери возникли тогда же, когда Леонардо да Винчи писал «Джоконду», а Микеланджело ваял «Давида».

Рождество Богородицы

Как ни прекрасны фигурные сцены, но благоговейно любуешься не только ими, но и декоративными деталями: «полотенцами» с медальонами и рельефным терракотовым пояском:

Западный фасад ц.Рождества Богородицы

А какой чудесный орнамент стелется по килевидным аркам!

Богоматерь с младенцем. Воплощение с Иоанном Дамаскиным и Козьмой Маюмским

И все это – преддверие того чуда, что ждет внутри собора. Росписи Дионисия –единственный целостный древнерусский ансамбль, дошедший до нас без поновлений. Мастер, работавший в Успенском соборе Московского кремля, монастырях вокруг Москвы, известен нам сейчас как фрескист благодаря росписям в далеком храме на берегу северного Бородаевского озера. К нашему счастью, монастырь беднел, потом был закрыт, а у далекой приходской церкви не оказалось средств на обновление росписи. Именно это спасло росписи Дионисия, которые не были сбиты или записаны мастерами последующих веков. Их просто время от времени мыли. Реставраторы в течение нескольких последних десятилетий вели очистку росписей от многолетних загрязнений и укрепление красочного слоя.

В куполе одноглавого собора – традиционное изображение Христа Пантократора,

Христос Вседержитель

В простенках между окнами – Архангелы, а ниже, в медальонах полуфигуры Праотцов. В парусах располагаются Евангелисты. На подпружных арках – многочисленные изображения Святых.

Ц.Рождества Богородицы

В конхе апсиды – Богоматерь на престоле с Архангелами Михаилом и Гавриилом. На подпружной арке – изображения Пророков. Многократное повторение круга при изображении сияний и нимбов позволяет создать ощущение гармоничного мира, в котором парят фигуры. Время лишь усилило этот эффект. Слой красок истончился, сегодня фигуры смотрятся полупрозрачными.

Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом

Такими легкими тенями смотрятся сейчас Отцы Церкви, чьи изображения расположены на стенах апсиды. Их белые и крестчатые облачения словно источают свет.

«Служба святых отец»

В люнетах над конхой мы опять видим Богородицу. Сначала в сцене Покрова, а еще выше с младенцем Иисусом на груди. К ней обращены четыре Архангела. На подпружной арке, разделяющей эти изображения, – первосвященники Аарон и Мелхиседек, а в сияниях над ними два Серафима. Над благословляющей Богоматерью по восемь полуфигур Праотцов с каждой стороны и Серафимом между ними.

Покров Богоматери

Остановимся, переведем дух, чтобы продолжить созерцание фресок в следующий раз. Кстати, у музея очень хороший сайт: http://www.dionisy.com/rus/

Последний раз я была там в те далекие времена, когда все было в лесах, но помню эти фрески до сих пор, хотя прошло уже много лет! Очень жду продолжения!

Постараюсь) Мы за эту поездку еще хорошо рассмотрели Ростов Великий.

Большое спасибо.

Вспоминаю с удовольствием)

И я там была лет 25 тому назад, почему-то со студенческой "социологической экспедицией", все было в лесах, кое что нам высветили фонарями, но купол отчетливо помню. Сегодня уже писала в другом комменте, как хорошо, благодаря ЖЖ, снова оказаться там, где была давным давно, - многое забыто, что-то смутно вспоминается, что-то ярко. Буду ждать продолжения!

Если есть возможность - туда надо ехать. Сейчас там хорошо.

Несравненная Красота!

Приятно, что вас порадовала)

Очень волнующее. И потрясающая гамма: голубое (небесное) с коричневым (земное). Очень понравилось Ваше: "Слой красок истончился, сегодня фигуры смотрятся полупрозрачными". Красивый пост, спасибо большое!))

Спасибо! Есть много профессиональной съемки фресок. Но мои любительские фотографии передают немного ощущение атмосферы. При специально поставленном свете это исчезает(

Спасибо Вам огромное!!Вы всегда пишите прекрасно, но этот пост о любимом, родном особенно лег на сердце,согрел. Очень удачные вышли фотки, вполне сопоставимы с работами Юрия Холдина - наполнены светом Нетварного мира.

Нетварный мир это - то самое)

Спасибо, не знал, что рельефные пояски терракотовые

Я тоже их впервые разглядела)

Мы проехали от Вологды до Архангельска через Ферапонтово в 1980 г. Путешествовали втроём на дорожных велосипедах после окончания художественного училища . После выхода из собора Рождества Богородицы, впечатление от цвета фресок Дионисия было светло-сиреневое.

На велосипедах от Москвы? В лучших традициях Петрова-Водкина)

был там очень давно. Незабываемые ощущения.
Спасибо большое за репортаж!)

Рада, если Вам понравилось)

Спасибо Вам за экскурсию и замечательные фото. И, конечно, как и все, как и Вы, повторюсь, что была здесь когда-то (после 3-его курса:) на практике по живописи благодаря замечательному Захарову (преподавателю), вывезшему свои две группы Мархи. Были чудесные фактически белые ночи, живопись продолжалась с ночи до утра. Фрески были частично в лесах, и их копировали ленинградцы-мухинцы, тоже на практике. Незабываемо.

ЧУдесно, когда в молодости есть такие впечатления!

Спасибо. Я тоже застала Дионисия в первой реставрации. ))) там работал наш друг реставратор.
Да и до 82г. там бывала. Что говорить. Это чудесно. Всё чудесно. И даже комары и скошенные травы.

На наше счастье, комаров на майские еще не было)

Социалистического соревнования на истфаке МГУ?! Это что еще за жуть? -:)
Спасибо большое! Я как раз туда на июнь планирую поездку

Может быть, вы и нормы ГТО не сдавали? И военный билет сестры для ГРОБа не получали?)))

?

Log in

No account? Create an account