Previous Entry Share Next Entry
Путешествуя вместе с Коро
НЮ
cicerone2007
После нескольких часов в залах живописи Лувра мне хотелось «на волю»: к Сене, в Тюильри, чтобы просто отдохнуть от ярких впечатлений. Но, оказавшись в зале с маленькими работами Жана Батиста Камиля Коро, я словно обрела второе дыхание. Их простота и покой подействовали как глоток свежего воздуха. Какие-то картины были хорошо знакомы по репродукциям, какие-то я видела впервые. Вот давний знакомец – «Мальчик на террасе виллы д’ Эсте». Коро создал этот вид Тиволи во время своего третьего путешествия по Италии.

К.Коро. Сад виллы д'Эсте



Серебристая дымка, кристаллы домов, темные кипарисы, свежая трава и облака цветущих деревьев. В Тиволи я тоже была весной. И гуляя по вилле, все старалась понять, где та терраса, с которой запечатлел окрестности Коро.

К.Коро. Сад виллы д'Эсте

Наивная! Через сто шестьдесят лет окрестности, конечно же, изменились. Но в этом-то и особенность образов Коро, что время в его картинах останавливается. Он видит Италию в ее сущностных проявлениях. Современные «фанаты» Италии продолжают любить холмы, кипарисы и пинии в соседстве со средневековыми башнями, античными руинами и мраморными ренессансными или барочными балюстрадами.

К.Коро. Сад виллы д'Эсте

Вид на Флоренцию из садов Боболи был создан после второй поездки художника в Италию, во второй половине 1830-х годов. Коро воспринимает город как единое целое вместе с холмами и деревьями. Любование Флоренцией во время прогулок по окрестностям – любимое занятие тех, у кого замирает сердце при взгляде на купол Брунеллески. Несколькими десятилетиями позже Коро так же любовался Флоренцией Ипполит Тэн: «Выходишь из города и подымаешься на какую-нибудь возвышенность, чтобы окинуть одним взглядом город и его долину - всю эту чашу, округленную вокруг него: нет ничего более приятного для взора; благосостояние и благополучие заметны здесь повсюду. Тысячи деревенских жилищ усеяли своими белыми точками долину; видно, как они ползут с откоса на откос, вплоть до самых вершин. По всем склонам головы олив кудрявятся, как скромное и полезное стадо овец; местами почва подпирается стенками и образует террасы; догадливая рука человека направила все к своей пользе и вместе с тем - к красоте. Земля, таким образом благоустроенная, принимает архитектурные очертания; сады идут этажами посреди балюстрад, статуй и водоемов».
/И.Тэн. Путешествие по Италии. Т.II. М., 2008, с.70./

К.Коро. Флоренция. Вид из садов Боболи

Венецианская Пьяцетта на луврском этюде Коро похожа на раскаленную пустыню, которую населяет восточный люд:

К.Коро. Венеция. Пьяцетта

На Рим художник смотрит с Палатина, из садов Фарнезе. Эти картины созданы во время первого путешествия в Италию в 1826 году. К счастью, и сегодня, обратив взор к Колизею, видишь ту же картину.

К.Коро. Вид на Колизей из садов Фарнезе

Но вот повернувшись к Капитолию, увидишь не только то, что запечатлел Коро, но и нависающий над Форумом памятник Виктору Эммануилу. Да и такая тишина, такое безлюдье остались в прошлом. Тот Рим, который изобразил Коро, видели Н.Гоголь и А.Иванов. О нем писал И.Тургенев: «Рим – именно такой город, где легче всего быть одному. А захочешь оглянуться – не пустые рассеянья ожидают тебя, а великие следы великой жизни, которые не подавляют тебя чувством твоей ничтожности перед ними, как бы следовало ожидать, а, напротив, поднимают тебя и дают душе настроение несколько печальное, но высокое и бодрое».
/Знаменитые русские о Риме. М., 2001,с.376-377/

К.Коро. Вид на Форум из садов Фарнезе

Иначе сейчас смотрится и Тибр поблизости от Замка Св.Ангела. Коро был современником нашего Сильвестра Щедрина. Но «Новый Рим» русского художника выглядит по сравнению с работой Коро значительно архаичнее. Ларчик открывается просто: у французского мастера нет в римских пейзажах стаффажных фигур, его картина ближе к этюду, а потому и более живая.

К.Коро. Замок Св.Ангела

На выставке рисунков из французских собраний, показанных два года назад в Третьяковке, был набросок Коро с церковью Сан Кайо в Риме. Рисунок сохранил исчезнувший уголок Рима. Через 50 лет пинию срубили и церковь снесли, чтобы построить на этом месте огромное здание военного ведомства.

К.Коро. Рисунок

Совсем иначе выглядит сейчас Шартр. Прекрасным видом на знаменитый готический собор я завершу показ работ Коро из собрания Лувра. Художник смотрит на собор издалека. Глыбы камня на первом плане, холм, поросший нежной травой, молодые тополя, тянущиеся к небу, все это вместе – природный парафраз собора. Готика Коро – плотная, естественная, земная, совершенно иная, нежели в интерпретации его современников немецких романтиков. А красочный слой заставляет вспомнить «вкусное» pate Шардена – «жирные сливки», как говорил когда-то А.Бенуа.

К.Коро. Собор в Шартре

Разглядывая эти маленькие холсты Коро, я все пытаюсь понять – чем же они меня так завораживают. Должно быть, одновременным наличием и отсутствием временной дистанции. Наличием – потому что в Шартре уже нет этого холма, а в Риме нет этой церкви и пинии. Отсутствием – потому что мы и сейчас любим то, что любил Коро, фотографируем с тех же самых точек, и воспринимаем памятники прошлого в естественной связи с реальным природным окружением.

  • 1
Спасибо, замечательно.
Свет у него совершенно особый.

Люблю раннего Коро. Дымчатые "пейзажи настроения" все-таки выродились у него в штамп(

Интересное у вас эссе получилось, конечно.

Но мне лично Коро не близок. Вы действительно узнаете все эти места? Я - нет. Я вопринимаю их как пародию. Коро не только отображает то, что видит, он преломляет действительность и огрубляет ее. Смотрите, лагуна в Венеции стала в десять раз мельче, колонны лишились деталей,брусчатка превратилась в пустыню. Вид из садов Боболи не такой! Собор, да и холмы существенно дальше, но деталей в них больше. Замок Св. Ангела похож скорее на свою собственную схему. И так далее.

Как я думаю, Коро рисовал пространство. Простите мои дилетантские рассуждения. Мне кажется, его герой - это воздух, элементы пейзажа просто парят в нем, придавая уникальность рисунку. Я отнюдь не выступаю за фотографизм. Просто мне кажется, что места настолько значимые заслуживают больше уважения.

Я был в Лондоне как-то раз на великолепной выставке "Каналетто и его соперники". Там были выставлены картины разных художников, сделанные с одной точки. Больше всего после Каналетто был представлен Гуарди, а также племянник Каналетто. Вы знаете, это одна из самых удивительных выставок в моей жизни, потому что разница в подходе и мастерстве художников была представлена исключительно наглядно. Мое сердце отдано Каналетто как наиболее тонкому и чуткому рисовальщику. Он и художник, он и фотограф, он и историк.

Ну да, в общем, все импрессионистские пейзажи не для меня. Коро не исключение.

Зря Вы так венецианский этюд расчехвостили) Каналетто прекрасен, но если бы в истории искусства все были как Каналетто, то было бы очень скучно))) Про уважение к значимым местам Вы тоже хватили лишку) По этой логике художникам остается только натюрморты писать...

да ну, не так все плохо. я не такой уж формалист.

спасибо: многого не видел. как точно взят тон цвета!

Как ощущается прогретый солнцем светящийся воздух Италии!
Хотя для меня Коро больше поэт трепетной непогоды. Волшебник сдержанных благродных и неброских и одновременно тонких и нежных женских портретов...
Спасибо.

От трепетной непогоды он сам в конце-концов начал уставать. В конце жизни у него вновь появились городские пейзажи, близкие к ранним.

Спасибо! В Лувре скорее всего прошла их стороной, из-за "передозировки". Зато сейчас посмотрела с большим удовольствием. Как-то благодарила автора фоторепортажа и писала, что очень люблю смотреть то, где была сама, но "давно и многое забыла", а здесь - вдавойне\втройне: и "репортаж", и проплывший мимо в Лувре Коро, да еще и с временной дистанцией.

Я тоже в Лувре мимо много пробежала(

Даже приспособилась ходить туда одно время поздно вечером, то ли раз в неделю, то ли раз в месяц. Кажется, это был "бесплатный четверг". Не помогло)

Спасибо! Я его тоже в Лувре не запомнила, впрочем, от "типичных" пейзажей Коро я скучаю. А эти интересно рассматривать, и воздух, и свет, да.

Как он чудесно передал свое отношение к Италии!)) Ох, и Флоренция, любимая... Через два дня буду ею любоваться воочию. Большое спасибо за прекрасный пост!

Удачного путешествия!

Charming and interesting, because I know those places !

Спасибо!
Именно по этюдам Коро складывалось мое первое ощущение Италии.
Помнится, я даже расстроилась, когда не удалось увидеть Флоренцию такой :)

А я, увидев венецианский этюд, порадовалась, что в Венецию мы ездили зимой)

Венеция совсем какая-то фантазийная получилась :)

Edited at 2012-05-08 07:26 pm (UTC)

Спасибо Вам за рассказ!

Мне кажется вот этот кадр очень похож на пейзаж "Мальчика..." http://domir.ru/l-art/images/tivoli/tivoli-020_small.jpg

Прекрасно! Это в Тиволи?

Да, в Тиволи, на вилле Д'Эсте.
Арка, кажется та же самая?

Спасибо! Огромное!

Рада что Вам понравилось)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account