Previous Entry Share Next Entry
Греческие вазы. Первоапрельское
НЮ
cicerone2007
Некоторые прекрасные греческие вазы можно решиться представить почтенной публике только в день смеха. Тем более что это весенний праздник. Может быть, древних греков веселило совсем другое, но нам самыми забавными из изображенных на вазах кажутся эротические сюжеты. Начну с самой безобидной сцены. Стыдливым под кат предлагаю не забираться.
На скифосе Мастера Персефоны из Вико Эквенсе, созданном в середине V века до н.э. и хранящемся сейчас в Бостоне, изображен анод Афродиты. Богиня выходит на землю из потустороннего мира. Сатиры с козлиными головами и конскими хвостами поют и скачут рядом с ней. Природа оживает: цветущий плющ украшает верхнюю часть вазы.

Мастер Персефоны. Скифос из Вико Эквенсе.



Один из самых впечатляющих сосудов в собрании Бостонского музея изящных искусств – колоколовидный кратер из Кум, созданный во второй половине V века до н.э. Блистательный вазописец, с которым сейчас исследователи связывают ряд сосудов, получил свое имя благодаря этому кратеру – его именуют Мастером Пана.
На одной стороне кратера представлен известный жестокий сюжет: Артемида и Актеон. Богиня-девственница безжалостно расправляется с молодым охотником, который имел несчастье увидеть ее обнаженной. Собаки грызут Актеона, а Артемида сейчас пронзит его стрелой.

Мастер Пана. Кратер из Кум.
http://zoom.mfa.org/fif=sc2/sc238460.fpx&obj=iip,1.0&hei=100&cell=1000,1000&cvt=jpeg

Совершенно неожиданно после этого зверства смотрится изображение на другой стороне кратера. На мой взгляд, здесь тоже зверство, но совсем другого характера:

Мастер Пана. Кратер из Кум.
http://zoom.mfa.org/fif=sc1/sc134.fpx&obj=iip,1.0&wid=960&cvt=jpeg

Пан с козлиной головою мчится за юным пастушком. Впрочем, пастушок готов постоять за себя: оглядываясь на преследователя, он заготовил плеть.

Мастер Пана. Кратер из Кум.

За спиной Пана высится герма Гермеса. Гермес – отец Пана. Оживающая на наших глазах статуя порадовала больше всего)))

Мастер Пана. Кратер из Кум.

Не менее выразительную герму удалось встретить в собрании Старого музея в Берлине. Это – пелика Мастера Персея.

Пелика Мастера Персея

В залах Старого музея собрано много замечательных ваз. Разумеется, представлена и героическая тематика, и спортивные достижения древних греков. Но трудно было пройти мимо женских образов. Изобразить в центре килика, чаши из которой пили вино, гетеру над ночным горшком…

Гетера над ночным горшком

Пора переходить к любовным сражениям. Одна из жемчужин берлинской коллекции – ойнохоя из Локр, созданная Мастером Шуваловской амфоры:

Мастер Шуваловской амфоры. Ойнохоя из Локр

Любовники здесь юны и изящны.

Мастер Шуваловской амфоры. Ойнохоя из Локр.

А вот в музее в Тарквинии довелось увидеть парочку зрелого возраста. Довольная дама, повернувшая голову на 180 градусов, произвела сильное впечатление:

Пелика из Тарквинии

На другой пелике из Тарквинии еще более запоминающийся сюжет. Не часто в истории искусства можно найти такое простое и убедительное изображение предвкушения)))

Пелика из Тарквинии

Тем, кто только вошел во вкус, разглядывая греческие вазы, предлагаю вспомнить о сатирах: http://cicerone2007.livejournal.com/39553.html

  • 1
Да уж... тетка на предпоследней фотографии порадовала!

Насколько естественно все выглядит на сосудах, и как все забавно затабуировано в современном мире :)

Куда же нам от ощущения греха деваться?

Некуда :) Сидит в генах, видимо.

Ойнохоя чудесна совершенно!

Спасибо, прекрасные какие фотографии ))

Ойнохоя просто фантастическая)

Какая прелесть! (вот уж воистину слово к месту :)))
Некоторые вещи из берлинских музеев я видела, другим рада. Видимо, грекам было свойственно совсем другое отношение к телу и сексуальности. Потом ведь никто так не умел. Знаете, я однажды увлеклась этим игривым предположением и прошла весь Лувр, отсматривая скульптуру под таким углом. Действительно, после греков никому не удалось добиться такой естественной раскованности в изображении тела. Даже у Микельанджело, даже у Кановы ощущается некая напряженность, ощущение преодоления чувства срама обнаженности и тем более гениталий. Только у греков - нет.

У них еще не было "зверской серьезности" по поводу сексуальности)

Спасибо, пары чудесные.

После вчерашнего моего просмотра "Сатирикона" Феллини, Ваш пост про эротику на вазах пришелся очень в тему))
Спасибо, очень забавно))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account