Previous Entry Share Next Entry
Гварди. Венеция в Лувре
НЮ
cicerone2007
Искусство в Лувре измеряется километрами. Когда мы после знаменитой галереи итальянской живописи в корпусе Денон поняли, что это еще не все – впереди огромный раздел итальянского искусства XVII – XVIII веков, сил хватило только на заглядывание в залы. Но в последних открылось второе дыхание – там была Венеция XVIII века и любимый Франческо Гварди.
На стенах Лувра во всем блеске предстала праздничная Серениссима, с толпами людей, многочисленными лодками и гондолами, серебристой лагуной и солнцем, пробивающимся сквозь облака.

Гварди



Радостная суета на воде, разряженная публика и трепещущие флаги свидетельствуют о каком-то особом событии. И это действительно так. На первом полотне художник изобразил прибытие дожа на Буцентавре, роскошном церемониальном корабле, к церкви Сан-Николо в Лидо. Это так называемый праздник обручения дожа с Адриатическим морем, когда он бросал в воду кольцо.

Гварди

Этот холст вместе с другими девятью луврскими картинами входит в серию из двенадцати полотен, посвященным празднествам, устроенным в честь дожа Альвизе IV Мончениго в 1763 году.

Гварди

Картины написаны значительно позже – лет через двенадцать. Исследователи так датируют этот цикл на основании дамских причесок и живописной манеры художника. В 1760-е годы он только начинал заниматься ведутой, и колорит картин был иным – более темным. Здесь же краски прозрачны, мазки легки. Художник передает влажный венецианский воздух и ласковый солнечный свет.

Гварди


На другой картине – коронование дожа на Лестнице гигантов во дворе Палаццо дожей. Торжественная сцена очеловечивается свободной группировкой зрителей, несколькими резвящимися псами.

Гварди

На самом деле, это полотно, как и другие картины серии, очень точно повторяет гравюры Джамбаттисты Брустолона, которые в свою очередь создавались по рисункам Каналетто. Гравюры были напечатаны в 1760-х годах и были широко известны. Вот лист из коллекции Эрмитажа:

Джамбаттиста Брустолон
http://www.hermitagemuseum.org/tmplobs/WT76PVYMFIMGY70_403.jpg

Поразительно, что Гварди повторил не только композицию листов, но и точно воспроизвел стаффажные фигуры. И даже собаки перекочевали на холст из гравюры!

Гварди

Откуда же такое ощущение жизни в этих холстах? Думаю, что благодаря тому, что он передает в них изменчивую венецианскую атмосферу, что мазки его необыкновенно точны и легки.
Очень интересны в картинах Гварди временные архитектурные сооружения. В гравюре их временность почти не передается, другое дело трепетная живопись.

Гварди

Гварди

Еще один пример деревянной постройки находим в картине «Праздник Жирного четверга на Пьяцетте».

Гварди

В Санкт-Петербурге около Никольского Морского собора до сих пор живет каменная родственница этой праздничной башни.

Гварди

Карнавальная толпа здесь особенно многолюдна. Дож наблюдает за происходящим из дворца.

Гварди

Акробаты, экспрессивно жестикулирующие статуи, гирлянды, цветы и серебристый венецианский свет:

Гварди

Свет, преображающий все вокруг, льется сквозь огромные окна и в залы дворца. В одном из них дож дает банкет в честь иностранных послов:

Гварди

Кажется, что художника интересуют не столько люди, собравшиеся в зале, сколько его потолок с плафонами и золоченой резьбой. Впрочем, это неудивительно: где были во времена Гварди люди с рисунков Каналетто? А залы Палаццо дожей продолжали свою жизнь, и солнечные лучи все также скользили по живописи и архитектурным деталям.

Гварди

Люди, даже на банкете, сливаются у Гварди в толпу. Он, вслед за своими предшественниками, показывает нам их со спины, а персонажи на первом плане одеты в баутты.

Гварди

На другой картине дож произносит слова благодарности в зале Большого совета во Дворце дожей. Море однотипных париков. Люди в одинаковых облачениях. Это и есть образ той жёсткой, отлаженной государственной машины, которая продолжала выполнять свои функции даже в те десятилетия, когда карнавал в Венеции длился полгода.

Гварди

Гварди

Еще две картины сохранили память о том, как дож Альвизе IV Мончениго посещал знаменитые венецианские церкви: Санта Дзаккария и Санта Мария дела Салюте.

Гварди

Интересно сравнить свежеотреставрированный фасад Санта Дзакаккария с тем, что запечатлел Гварди: http://cicerone2007.livejournal.com/4196.html

Гварди

На небольшой площади теснится процессия вельмож в пышных париках, похожих друг на друга. На переднем плане несколько стаффажных фигур, благодаря которым театрализованная постановка становится чуть ближе к реальной жизни.

Гварди

Архитектура на этом полотне теплая и чуть-чуть игрушечная:

Гварди

Санта Мария дела Салюте изображена в день 21 ноября, когда через Большой канал сооружается понтонный мост, по которому процессия движется от Сан Марко к церкви, чтобы в очередной раз принять участие в молебне в честь избавления от чумы.

Гварди

И опять трудно поверить, глядя на холст, что картина создавалась не экспромтом. Все так легко и непосредственно. Может быть уместно сравнение Гварди с исполнителем-виртуозом?

Гварди

Он играет по «нотам» Каналетто. Но только он может исполнить «мелодию» с такой фантазией и блеском.

Гварди

Наслаждаясь зрелищем сливающегося с небесами купола Бальтасаре Лонгены, я вспоминала концерт из произведений Вивальди в церкви Сан-Видал. Давно знакомые произведения звучали здесь так, словно это была импровизация. Воздух и свет – вот стихия Гварди. И это умение передавать мимолетное позволило ему из копииста превратиться в поэта.

Гварди


Венеция. Вспоминая Гварди: http://cicerone2007.livejournal.com/40648.html#cutid1

  • 1
Чудесно, спасибо!
(опечатка "в 1863 году")

В Жакмар-Андре есть один замечательный Гуарди, "Воображаемый портик". И два, кажется, Каналетто.

Спасибо! Исправила. В Жакмар-Андре мне все остальное затмил Тьеполо(

Я был на блестящей выставке в Национальной Галерее "Каналетто и соперники" (http://www.nationalgallery.org.uk/whats-on/exhibitions/venice-canaletto-and-his-rivals). Одна из самый запомнившихся выставок для меня, пожалуй. Они подбирали визуальный ряд одного и того же пейзажа глазами разных художников. По мне, все-таки, Каналетто непревзойден. Это мое видение, потому что я всегда воспринимал людей на фоне архитектуры как досадное недоразумение. Гварди все-таки слишком интересуется персонами. Он не слишком геометричен. Смотрите: купол не идеален, углы завалены, видно, что его это не слишком волнует. Каналетто педант, в его картину хочется запрыгнуть.

Лучшее у Гварди - маленькие этюды лагуны и "дворики".

Просто нет слов. Не хочется писать ничего умного, все равно никакие слова не выразят... Спасибо. Надо же, я сегодня пообещала двум маленьким девочкам картинки Венеции. Предполагала что-то совсем из другой оперы. Пошлю это, пусть начнут именно так. Еще раз спасибо.

Для маленьких девочек есть интересная история про мою львицу: http://cicerone2007.livejournal.com/916.html#cutid1

Много движения в картинах - это чувствуется, да.

Силён! Спасибо за крупные фрагменты, у него очень ловкая живопись, загляденье.

"Ловкая" - правильное слово)

изумительно, стоило задержаться-таки в Лувре!

Гостиницу мы сняли в двух шагах от Лувра, и за эту поездку была там четыре раза)

Спасибо! Я тоже очень люблю Гварди!

Какое, действительно, все живое на картинах. Все движется, шумит, галдит... Потрясающе! Спасибо!)))

Там, где без помощи Каналетто, все тихо:

Гварди

Вот и повод пойти в Лувр!
А какой прекрасный Гварди в мадридском Тиссене.

Виды Большого канала?

Спасибо за изящную поэму, гимн в честь творчества Гварди!

Рада, что Вам понравилось)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account