Previous Entry Share Next Entry
Эксекий. Глядящие из прошлого
НЮ
cicerone2007
Об этом эффекте, когда на тебя устремлен неожиданный взгляд персонажа из картины, я уже писала в посте о Карпаччо: http://cicerone2007.livejournal.com/63778.html Именно картины, а не портрета, поскольку в портрете такие взгляды запрограммированы самим жанром. В Старом музее Берлина, где находится одно из лучших собраний античного искусства, я вновь пережила ощущение неожиданного контакта с одним из персонажей пинаки, расписной терракотовой таблички, предположительно созданной одним из самых великих вазописцев Древней Греции – Эксекием. Эффект неожиданного обращения к тебе возникает просто: лишь один из персонажей погребальной процессии изображен в фас, все остальные – в профиль.

Пинака



Профильные изображения абсолютно доминируют в древнегреческой вазописи. Изображения в фас в периоды архаики, ранней и высокой классики чрезвычайно редки. Более того, взгляд глаза в глаза – это прерогатива завораживающих масок. В первую очередь, так изображается Медуза Горгона, от взгляда на которую человек должен окаменеть. Вот, например, горгонейон на гидрии из Спарты, она датируется VI веком до н.э.:

Гидрия из Спарты

Еще одна завораживающая маска – это маска Диониса. Так она выглядит на амфоре мастера Антименеса, которая датируется тоже VI веком до н.э.:

Амфора с культовой маской Диониса

Кстати, я уже как-то показывала килик, где внутри помещена голова Медузы, а снаружи – фронтальное изображение сатира: http://cicerone2007.livejournal.com/49832.html

Вернемся в зал Старого музея. Пинаки с росписями использовались для украшения гробниц. В витрине берлинского музея экспонируются обломки пинак, найденные в Афинах. На них разворачивается траурное шествие. Идут мужчины:

Пинака

Великолепные кони везут колесницу с умершей знатной женщиной. Лошадиные морды просто замечательные! Рассматривая «корону» из ушей, чувствуешь, как напряглись кони. Не совсем понятна разница в масштабе изображенных: кто эти большая женщина и маленький мужчина? Это богиня, незримо присутствующая среди скорбящих? Или обнаженный мужчина небольшого роста – слуга, оказавшийся среди господ?

Пинака

Кусочками разбитой пинаки иногда просто любуешься, поскольку разобраться в том, кто изображен, уже невозможно.

Пинака

Но есть и несколько очень выразительных фрагментов с лицами плакальщиц:

Пинака

Особенно хорош фрагмент, где рядом мы видим скорбящих мужчину и женщину. Отточенность каждой линии просто поразительна. Интересно, что совершенно по-разному изображаются глаза мужчин и женщин. Повышенная эмоциональность пинак, которая проявляется, прежде всего, в жестах персонажей погребального шествия, отличает их от знаменитых ваз Эксекия. Оно и понятно: сюжеты, которые использовал для своих росписей сосудов знаменитый афинский мастер, взяты из арсенала мифов, а здесь мы соприкасаемся с миром конкретных людей, с трагедией какого-то знатного афинского семейства.

Пинака

Эксекий работал в VI веке до н.э. Его композиции – одна из вершин изобразительного искусства архаики: http://en.wikipedia.org/wiki/Exekias

  • 1
Ещё рез спасибо.Древние лики отражаются в нас.

Спасибо Вам большое.

Рада, что Вам понравилось)

В связи с плакальщиками Эксекия вспоминается знаменитый древнеегипетский рельеф на этот же сюжет из ГМИИ.

Да, но там больше экзальтации,

Да, действительно, крайне редки изображения в фас. И, видимо, для этого должна была быть серьезная причина. Эта ваза
Посмотреть на Яндекс.Фотках
у моих студентов всегда вызывает смех. А у меня удивление, так как в данном случае мне не понятна причина. Думаю это Триптолем?

Полагаю, по причине того, что анфас не настолько характерен и прост в изображении как профиль.

Мы привыкаем, а студенты непосредственно реагируют на забавного парнишку)

На амфоре маска Диониса окружена изображениями как будто бы глаз? Что это?

Да, это глаза. Глазастых ваз множество,

Cпасибо большое за интересную информацию. Задумалась! А обломки пинаки великолепны.

Здравствуйте! Гидрия просто фантастическая! Прямо вскрикнула. Наверное, на фото она кажется больше, какого она размера? ммм - Какая сохранность.

Размер обычный, ничего сверхъестественного. А прекрасных ваз в Британском музее множество)

На последней фоте бледнолицый говорит по мобильнику.

А темнолицый бьется головой о колонну(((

Да, неожиданно лицо в фас, словно бы нас, рассматривающих, "застукали" изображенные :-)) Всегда думала, что если роспись на вазе - то только в профиль, ан нет. Спасибо, как всегда, очень интересно!

Вот этого прекрасного товарища в фас я уже показывала:

Сатир из Палермо

Люблю таких персонажей. Для меня они "входная дверь" в изображение

Спасибо! Кажется, что персонаж Эксекия разглядывает нас из своего бесконечного прошлого. :)

С большим удивлением смотрит:))

Не ожидал, бедняга, что Человечество настолько изменится.:)
Я, по прежнему, читаю все Ваши материалы. Спасибо!

Спасибо за профессионализм

Добрый день! Уже 2 недели изучаю Ваш блог, перерисовываю сюжеты для последующих расшифровок с точки зрения символики. Я по профессии архитектор, сфера профессиональных научных интересов - символика в архитектуре. Очень помогает Ваш блог - с прекрасными снимками музейных экспонатов и профессональным искусствоведческим описанием, трактовками. Еще раз огромное Вам спасибо!!! С уважением, Антонина

Re: Спасибо за профессионализм

Спасибо за добрые слова) Увы, времени на жж в последние годы совсем нет. Могу лишь пригласить в гости в Царицыно, где у нас сейчас выставка "Палладио в России": http://www.tsaritsyno-museum.ru/events/2015/palladio_in_russia/index.php

Спасибо, но далековато ))

Большое спасибо Вам за приглашение! Тема выставки - интереснейшая. Но сейчас проживаю в Виндхуке (Намибия) - немного далековато для посещения... Потихоньку постигаю африканскую культуру... А так мы с мужем из Одессы. А Вы - москвичка? У Вас очень светлое, одухотворенное лицо... словно произведения искусства, которые Вы изучаете, дарят Вам частичку своей истории, света и тепла, освещая Ваш внутренний мир и ретранслируя его окружающим... в виде света знаний, вдохновения и любви к искусству...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account