Previous Entry Share Next Entry
Альгамбра: Прогулка по раю. Часть первая
НЮ
cicerone2007
Абу Муса рассказывает: «По словам Пророка, для каждого мусульманина в раю есть шатер, украшенный жемчугом, а внутри – пустой, пространством в шестьдесят кос; в каждом углу праведника будут ожидать его жены, которые друг с другом не встретятся, и мусульманин будет поочередно любить их»
Томас Патрик Хьюз, «Словарь ислама» (1935)
/Книга ада и рая. Составили Хорхе Луис Борхес и Адольфо Бьой Касарес. СПб., 2002, с. 102/


Наше посещение рая началось рано утром. По Интернету мы заранее заказали билеты во дворцы Насридов, и наш сеанс начинался в восемь утра. Это было правильное решение. Альгамбра – сверхпопулярный туристический объект, и оказаться здесь хоть какое-то время в тишине, без шумных толп экскурсантов дорогого стоит.

Зал Абенсеррахов



Солнце осветило не все цветники и водоемы, сосны и кипарисы все еще казались посланцами тьмы, но радостное ощущение чуда охватило нас сразу же, как только мы прошли через ворота:

Альгамбра


Хотя надо было как можно скорее достичь входа во дворцы, пройти мимо роскошных кипарисов и не остановиться было невозможно:

Альгамбра

Щебетали птицы, журчала вода, благоухали розы. Пышные цветы, бархатная зелень… Впрочем, этот чудесный сад был лишь преддверием рая.

Альгамбра

Вход в рай, во дворцы Насридов, выглядит так:

Мешуар

Первое пространство, куда мы попали, называется Мешуар (Королевская трибуна). Еще этот двор называют «Золотистой комнатой». Здесь происходили общественные приемы и суды. Роскошный резной декор, ковром покрывающий фасад, вызывает восхищение.
Дворцы в Гранаде создавались на протяжении нескольких веков, потом переделывались, ветшали, поновлялись и реставрировались. Реставрация Альгамбры продолжается и сейчас. Но как бы не бросалась в глаза новизна некоторых деталей, невозможно не попасть под обаяние целостного ансамбля. Он сложился в основном в XIV веке.

Мешуар

В центре двора находится чашеобразный фонтан:

Мешуар

Одна из дверей Мешуара ведет в Миртовый двор или, как его еще называют, двор Альберка.

Миртовый двор

Спокойная гладь огромного бассейна отражает не только синь небес, но и кружевную архитектуру вместе с ласточками, непрерывно рассекающими пространство парадного двора:

Миртовый двор


Неясно, что прекраснее: отражение или реальность. Сказочно и то, и другое:

Миртовый двор

Вероятно, поэтому «Сказки Альгамбы» Вашингтона Ирвинга, американского дипломата и писателя, посетившего Гранаду в 1829 году, до сих пор могут служить путеводителем. В музейном магазине я приобрела их в новом русском переводе. Забавно, что свою поездку в глубь Испании американец предпринял в компании русского дипломата. Но нашему соотечественнику не повезло, ему пришлось вернуться к делам, а В.Ирвинг прожил в покоях Альгамбры несколько месяцев.
Вот как американец пишет о Миртовом дворе: «Перемещение было просто магическим. Казалось, что в мгновение ока мы были перенесены в другие времена и в другой мир и проходим по сценам арабской истории. Невозможно выразить ту огромную разницу, которая существует между видом крепости снаружи и тем, что предстало пред нашими глазами, когда мы вошли внутрь Аламбры. Мы находились на большом patio, выложенном белым мрамором и украшенном лёгкими мавританскими колоннами. Двор этот называется Patio de la Alberca - Дворик Альберка (от арабского слова al beerkah - колодец). В центре его находится огромный бассейн, или пруд, ста с половиной футов в длину и тридцати - в ширину, в котором плавают золотые рыбки и который окружён изгородью из розовых кустов. Над всем этим возвышается величественная La Tone de Comares.»
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 43/

Миртовый двор

Перед тем как зайти внутрь башни Комарес любуешься боковыми нишами, украшенными изумительно легкой резьбой и сталактитовым сводиком, кое-где сохранившим следы раскраски:

Миртовый двор

Войдем в башню. «Массивная башня, производящая впечатление величия и силы, возвышается и доминирует над всей крепостью, нависая над крутым склоном холма, обрывисто спускающегося к реке Дарро. Через мавританскую сводчатую галерею мы прошли в обширный зал, находящийся внутри башни и служивший ранее большим аудиенц - залом для мавританских монархов; именно поэтому он называется Salon de Embajadores - Зал Послов. На нём всё ещё лежит отпечаток былого величия. Стены богато украшены арабесками, сводчатый потолок из кедрового дерева, такой высокий, что в темноте его почти не видно, всё ещё отсвечивает богатой позолотой и блестящими красками в мавританском стиле. По трём сторонам салона расположены глубокие окна, вырубленные в огромной толщины стенах, украшенных балконами, смотрящими вниз, в зелёную долину реки Дарро, на улицы и монастыри квартала Альбайсин, и господствующих над раскинувшейся в отдалении Vega».
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 46/

Дворец Комарес


Современные реставраторы, бережно восстанавливающие вязь сложнейших резных узоров, не покушаются на воссоздание цветовой среды.

Миртовый двор

Сочетание темного дерева потолков и оконных ставен с золотистыми стуковыми орнаментами очень красиво само по себе.

Миртовый двор

Лишь воссозданный изразцовый цоколь зала и двора позволяет чуть-чуть приблизиться к первоначальной полихромии покоев Альгамбры.

Миртовый двор

Восхищаясь парадным двором, трудно представить, что наиболее сильные архитектурные впечатления еще впереди. Но об этом в следующий раз.

Панорамы Альгамбры и взгляд из дворца на город:
http://cicerone2007.livejournal.com/74015.html

  • 1
(Deleted comment)
Волшебство какое-то! Ах, и кипарисы...
Спасибо!))

У меня была подруга значительно старше меня. Она работала хранителем в Третьяковке. Хранила графику начала 20 века. А обожала Китай, Японию и Альгамбру. Много лет назад мне это было странно. Сейчас я ее понимаю)

Изразцовый декор явно уступает роскоши остального

Если бы рельефы сохранили цвет, то все выглядело бы иначе)

Как много авансов на абсолютное первенство по красоте оставила ранняя мусульманская культура!
... Я начинал свой жизненный путь в мире книг с "1001-й ночи"! Это был цельный, прекрасный мир, в котором стилистически всё было идеально. Это была красота, лишенная человека и реального изображения вещей. Это был рай абстрактной красоты, величие узора, удивительного понимания архитектурного объёма.
Потом исламский мир занесло в воинственность. Высокая поэзия, вольности Хайяма, вкус - стали таять. Исчезать.
Жаль...

Совершенно согласна с Вами. Я долгое время существовала в мире поздней мусульманской культуры и равнодушно относилась к Востоку. Что-то понимать стала гораздо позже, покинув Восток. Кстати, глаза открылись в Эрмитаже, благодаря Пиотровскому, который организовал несколько совершенно потрясающих выставок. Шлю Вам в подарок блюдо из Пергамона. Иран. 11 век. Такие ласточки до сих пор и кружат над Альгамброй:

Иранское блюдо. 11 в.

Вы всегда на уровне. На уровень выше.
Как с вами хорошо дышится... И тарелочка персидская в пандан!
Мне очень нравится, что они не следили за симметрией, а выкладывали - как есть!
Вот в этом может и основной закон искусства, ключик, "сезам, открой дверь!"
Не как нужно - а как хочется!
Интересно прочесть куфическую вязь на животиках. Подозреваю - их имена!
Аллаверды к известному чернофигурному фиалу: - "...ласточки прилетели!" Вообще, ласточки пользовались заслуженным успехом, а нынче - где они?
...Я начинал изучение французского с дамой аналогичного происхождения и первым уроком была средневековая песенка - Иронделле - ласточка...
Сгусток, исток французского пения!
Ваши тексты - кислородные баллоны в удушающей атмосфере!
Спасибо, Наташа!

Нимб мне великоват))) Но так приятно, когда тебя хвалят)))
Самое древнее изображение ласточек Вы, я думаю, знаете. Если захотите еще раз полюбоваться, то оно здесь: http://cicerone2007.livejournal.com/6455.html#cutid1
Там есть еще кувшины, которые Вам должны понравиться)
А это - ласточки из арсенала римского модерна:

Ласточки</a

Спасибо Вам, Вы - удивительный рассказчик.

Спасибо! Очень интересно. У нас в Киеве есть постройка, где использованы орнаментальные мотивы Альгамбры. Это караимская кенасса(ныне Дом Актера) арх. В.Городецкого на ул Ярославов Вал,7. Очень интересная постройка.

Спасибо, очень интересно! Родственник кенассы в Москве - особняк А.Морозова на Воздвиженке: http://www.oldmos.ru/upload/photos/c/c/8/800_cc8aa7006838396347d03f718e195ad1.jpg

«Сказки Альгамбы» Вашингтона Ирвинга

Сказки, действительно.
Помню, проитала книгу с упоением.

Re: «Сказки Альгамбы» Вашингтона Ирвинга

Любопытно, что переводы очень различаются)

Спасибо! Испания - моя несбывшаяся мечта.

В молодости, когда попасть за границу казалось чудом, мне больше всего хотелось съездить в Испанию. Она тогда была для советских практически недоступна. Но в 1990 мне предложили съездить именно в Испанию. Я поняла, что в чудо надо верить. Того же и Вам желаю)

Я верю, но я теперь пенсионер, финансовые возможности не те, так что теперь буду питаться интернетом,и своей библиотекой :)
Ну, ничего, я все-таки поездила по Европе - так что кроме инета, есть еще и воспоминания.:)))

Мечтаю...может когда-нибудь я увижу это воочию...Спасибо за созвучие.

Желаю, чтобы Ваша мечта сбылась)

скажите, а сталактитовые своды делали зачем? чтобы было похоже на сталактиты? или это камень такой, и они почти ничего не делали?
а в кордобскую мечеть не довелось видеть?

Про сталактиты в следующей серии. А мечеть во всей красе здесь: http://cicerone2007.livejournal.com/55249.html

спасибо!
в собор в свое время попасть не смогли - то ли реставрация была, то ли еще что-то. но она действительно впечатляет!!
и мне очень повезло - мы приехали в Кордобу в конце ноября. было довольно тепло, около 20, на деревьях висли апельсины, а народу не было вообще, вот просто категорически никого.

Мы были в июле, но народа там тоже было мало. Думаю, что в таком пространстве люди просто растворяются)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account