Previous Entry Share Next Entry
Темпьетто Браманте
НЮ
cicerone2007
На Яникул мы поднимались неоднократно, но только во время осенней поездки в Рим нам посчастливилось по-настоящему увидеть знаменитый Храмик (именно так переводится на русский «Темпьетто») Браманте. Он был открыт! И во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио не было ни души. Мы входим в открытую дверь и видим небо:

Браманте. Темпьетто



Без переживания внутреннего пространства архитектура лишена жизни. Она превращается в монумент. Именно так существовал для меня Темпьетто раньше. И только войдя в этот совсем маленький храм (диаметр цилиндра, который увенчан куполом – 4,5 м), ты приобщаешься к чуду. Это пространство – для тебя. Темпьетто не рассчитан на толпу, он обращен к отдельному человеку. Здесь сразу же вспоминается «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола. В уста Бога ренессансный гуманист вложил слова, обращенные к человеку: «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». «О, высшая щедрость Бога-отца! — восклицает Пико, — О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!»
/Цитата по кн. В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.126/

Браманте. Темпьетто

Темпьетто, вероятно, самая идеальная постройка Ренессанса: храм-ротонда. Это часовня на месте, где, как считается, был распят апостол Петр. Заказ на строительство храмика Браманте получил в 1502 году от Католических королей Фердинанда и Изабеллы, поскольку как раньше, так и теперь монастырь Сан Пьетро ин Монторио принадлежит Испании. Рисунок Федерико Бароччи передает замысел Браманте. В процессе строительства лишь купол получил несколько иные очертания, а на вершине появился небольшой фонарик, увенчанный крестом.

Браманте. Темпьетто

Но замысел Браманте был воплощен лишь частично, поскольку этот храмик должен был по мысли архитектора находиться в центре круглого двора. Неосуществленный проект приводит в своей книге Серлио:

План Темпьетто

В монастырском дворе Темпьетто явно тесно. Это ощущаешь, когда пытаешься его сфотографировать. Да и выглядит он, несмотря на свои реальные размеры, монументально. Благодаря глубоким нишам он подчеркнуто весом. Как-то сразу вспоминается, что Петр значит «камень».

Браманте. Темпьетто

Над тосканскими колоннами из гранита располагается триглифно-метопный фриз. В метопах – рельефы с атрибутами Св.Петра и литургическими символами.

Браманте. Темпьетто

Темпьетто фотографируют обычно с запада, из-под арки. Обогнув храм, с удивлением видишь, что на востоке есть вход в крипту.

Браманте. Темпьетто

Ее декор относится к более позднему времени. Крипта была устроена по желанию папы Павла III в середине XVI века.

Браманте. Темпьетто

Это совсем маленькое пространство, которое видишь через решетку:

Браманте. Темпьетто

Вернемся к тому, что создал Браманте. Разглядывая детали Темпьетто, нельзя не согласиться с той характеристикой, какую дает архитектору в «Жизнеописаниях» Вазари. Говоря об «умении» архитектора, он замечает, что оно «распространилось не только на целые здания, им построенные, но и на обломы карнизов, на стволы колонн, на изящество капителей, баз, консолей, углов, сводов, лестниц, ризалитов, словом, на любые архитектурные формы, созданные по советам или образцам этого художника и неизменно поражавшие всякого, кто их видел».
http://lib.rus.ec/b/229265/read

Браманте. Темпьетто

Паломнические раковины в нишах, розетки в кессонах потолка, мраморные консоли с изящным растительным орнаментом. Все это оживляет, но совсем не перегружает здание.

Браманте. Темпьетто

Зайдем в Темпьетто еще раз. Процитирую В.Н.Гращенкова. «Природа ренессансной религиозности — сложная и многоплановая проблема До известной степени ее специфику можно видеть в увлечении эпохи центрально-купольными храмами. С одной стороны, это — самые классические и по стилю, и по духу постройки, плохо приспособленные для богослужения. С другой стороны, их сакральное содержание тяготеет к универсальной космичности, философской отвлеченности; в нем мало конкретной конфессиональности. Вот почему эти идеально прекрасные храмы, возобновлявшие архитектурные формы Пантеона и римских мавзолеев, не нуждаются в традиционной для церковных зданий развитой изобразительной декорации. Вместе с тем купол, своей чашей замыкающий вверху пространство храма, — один из самых эмоциональных символов. Его образ безотчетно внушает нам чувства и мысли, родственные тем, что возникают при созерцании голубого небосвода днем, темной бездны звездного неба — ночью. В самой его форме уже заложена идея вечности и бесконечности».
/ В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.125/

Браманте. Темпьетто

В нишах над окнами мы видим статуи евангелистов:

Браманте. Темпьетто

Они созданы столетием позже храма, но достаточно органично смотрятся в интерьере. Это – Марк:

Браманте. Темпьетто

В алтарной части восседает Св.Петр:

Браманте. Темпьетто

На рельефе мы видим его распятым вниз головой:

Браманте. Темпьетто

Мозаичные мраморные полы в технике космати украшают интерьер:

Браманте. Темпьетто

Изысканный орнамент прерывается отверстием в полу, сквозь которое мы видим еще одно отверстие уже в крипте. Считается, что там внизу сохранился след от креста, на котором распяли Св.Петра.

Браманте. Темпьетто

Палладио поместил описание Темпьетто в свои «Четыре книги об архитектуре» среди античных храмов. Тем самым творение Браманте уже в XVI веке приобрело значение эталона. Закончим же любование храмиком словами Палладио: «Мы, хотя и не поклоняемся ложным богам, но, соблюдая подобающее достоинство в форме храмов, изберем форму совершеннейшую и превосходнейшую, а поскольку таковая есть круг, ибо из всех фигур она единственная самая простая, однородная, ровная, прочная и вместительная, мы и будем делать храмы круглыми; ведь храмам эта фигура подобает особливо: и точно, будучи заключена в одной границе, в которой нельзя найти ни начала, ни конца и нельзя отличить одно от другого, и имея части, равные друг другу и одинаково причастные фигуре целого, и, наконец, имея край, в каждой своей части одинаково удаленный от центра, фигура эта в высшей степени способна воплощать единство, бесконечную сущность, однородность и справедливость Бога».
/Цитата по кн. В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.127/

  • 1
техника космати ? Не слышала ни разу. Чем характерна?

В литературе в основном, широко применяется производное от Космати - косматеско.Стиль декора, для Рима более,чем знаковый.
Гуглите "косматеско":-)

да, я написала и тут же загуглила.))) И даже - о, моя голова!!! - вспомнила. Нда, память подводит. В основном от того, что историю искусств нужно изучать постоянно, быть в режиме. Это я себе.)))

Прекрасно Вы соединили Мирандолу с этой церковью.

Мирандола со всеми центрическими ренессансными храмами хорошо соединяется)

Какие ценные наблюдения! Спасибо!

Чудесно, спасибо! Вы мне напомнили летние впечатления из совсем другого места, сейчас попробую найти те фотографии..

ага, чуть позже вывешу у себя

"...нам посчастливилось по-настоящему увидеть"(с)...

Это да, одна из величайших:-) римских тайн, когда открыт вход во дворик.
Из сложного алгоритма более-менее понятны только две закономерности - когда на via Garibaldi есть автобусы, то большая вероятность что открыто - тургруппы "пробивают двойник" Сан Пьетро ин Монторио/Аква Паола и есть предварительная заявка...
в выходные днем никогда - родственники брачующихся, слишком страшная сила:-)
Иногда просто открыто,когда (говорят) приходят умеющие убедить туристы, потом не закрывают до обеда...или до ужина...
Испанцы, такие испанцы:-))

Во дворик мы попадали и раньше. В посте есть несколько снимков 2006 года. А вот во внутрь храмика попали в первый раз, как и в сам монастырский храм)

Храм с 12 на сиесте:-) После сиесты всего один час.
По сравнению с другой "спаньей":-) Санта Мария ин Монсеррато в Реголе которая открывается по испанским праздникам, это много:-)

Главные усилия на матримонии,в топ-5 рима как-никак.Про Скорбный Путь Петра вообще похоже забыли, ни указателей,ничего...

Интерьерные очень красивые снимки, спасибо.

Раковины там очень симпатичные)

Какое элегантное строение)) И Вы так тепло о нем рассказали, что даже захотелось в Рим, на него посмотреть)) Спасибо!

Как выражается по поводу таких вещей мой муж: "Классика")))

Юре - большой привет, в нём чувствуется огромный потенциал познания, стремление ничего не упускать, всё изведать и, благодаря научному складу ума, отметить для себя выразительными и краткими средствами.
Это и есть классика общения с искусством.

Спасибо,Анатолий Рафаилович! Юре это было очень приятно услышать. Скажу по секрету, он время от времени с удовольствием перечитывает "Душу вещей", а третьего дня при мне увлеченно рекламировал книгу племяннику)

Замечательная, чисто профессионально-архитектурная дискуссия!
Однако, меня давно занимает фигура самого Петра. Всё таки - трижды отрёкся - как и предсказывал Учитель, Которому, конечно, всё видно с Его высоты.
"Мне сверху видно всё, ты так и знай!"
И вот - Кифа что значит Камень, стал выше всех Учеников!
Что-то в этом заложено глубокое философско-мистическое, пока неразгаданное. Даже его распятие (вверх ногами!) о многом говорит - мы же знаем символом чего (или... кого) является перевёрнутый крест!
Эти загадки почище любых команеско, которые впрочем прекрасны, нет слов!
Но - браво, браво, как всегда высококачественный рассказ о Храмике!

В Петре больше всего явлено человеческое:сомнение (в Хождении по водам), слабость, которая и приводит к предательству. Но он осознает свои грехи, расплачивается за них, не забывает. Он тот самый раскаявшийся грешник, который дороже праведника. Праведник, который когда-то был грешником.

так вот почему мне наше метро так нравится!!!)))

Это Вы про игру с куполами на Таганской или Красных воротах?
На Возрождение тогда и ориентировались)

о, Вы даже названия знаете. честно говоря, всегда боюсь рухнуть, засмотревшись) недавно стала понимать тех иностранцев, которые на экскурсии в метро спускаются.

и всё-таки жаль, что нельзя... войти в круглый дворик Браманте, где так гармонично стоял бы Темпиетто, круг в круге...
Драгоценность антично-христианская. Совершенная.
Спасибо за рассказ и интерьер.

Можно войти в другие дворики Браманте.
Или подняться по его лестнице:

Спираль Браманте

Серебряный цвет фото - необыкновенно, какой же он в натуре, и где она, эта лестница Браманте?

Все так и есть. В Ватикане.

Удивительно... спасибо за этот рассказ. И давно хотела поблагодарить за ту информацию, которую Вы всегда даете. Очень познавательно и интересно!

Спасибо за оценку моих трудов)

Сколько раз видела информацию о Темпьетто в литературе (в Риме не смогла попасть к храму), но не читала. Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account