Previous Entry Share Next Entry
Цветы Эдуарда Мане
НЮ
cicerone2007
Вечером последнего дня в Берлине мы добрели до Старой национальной галереи. Долгий путь сквозь её залы с картинами немецких художников завершился неожиданной встречей с полотнами Эдуарда Мане. Самым прекрасным из которых был натюрморт с букетом белой сирени:

Э.Мане. Натюрморт



Он датируется 1882 годом. Это значит, что художник создал его незадолго до смерти, тогда же, когда он завершил «Бар Фоли Бержер». Нежные гроздья цветов изображены на черном фоне. Кисти сирени похожи на облака. Они трепещут и словно сами излучают мерцающий свет. А этот свет обступает тьма.

Э.Мане. Натюрморт

Переливается стеклянная ваза, в прозрачной воде среди стеблей и листьев как драгоценные камушки мелькают опавшие лепестки. Быстрые, свободные мазки подобны скачущим буквам в прощальной записке.

Э.Мане. Натюрморт

На днях я натолкнулась в Интернете на неведомую мне акварель Э.Мане. Это – букет из собрания венской Альбертины, где сейчас проходит выставка акварелей и пастелей импрессионистов. Художник свободно передает и бархатную плоть лепестка ириса, и полупрозрачные листья в глубине букета. Он работает то плотным мазком, то добивается ощущения тающих красок, впитывающихся в бумагу. Возможности акварельной техники использованы здесь виртуозно!

Э.Мане. Натюрморт
http://www.albertina.at/jart/prj3/albertina/images/img-db/1312010366178.jpeg

В последние годы жизни Э.Мане был тяжело болен. Он не мог свободно передвигаться, и вынужден был находиться в четырех стенах. Большие вещи, которые требовали стояния за мольбертом, были уже не для него. Осталось рисовать пастелью женщин и писать маслом небольшие натюрморты из цветов, подаренных друзьями. Эти скромные букеты такие же живописные жемчужины, как поздние «инфанты» Веласкеса, любимого художника Э.Мане.
Букет из роз тоже борется со сгущающейся тьмою. Вянет на наших глазах выпавший из букета цветок:

Э.Мане. Натюрморт
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18581/moss_roses_in_a_vase-large.jpg

Букет из клематисов и гвоздик в хрустальной вазочке – дневной. Но и здесь букет вырван из интерьерного контекста. Синеватый фон тоже некая абстрактная среда. Композиция натюрмортов 1882 года очень проста. Букеты находятся прямо перед глазами: протяни руку и дотронешься. Но поскольку все предельно лаконично, мир, сконцентрированный в малом, предстает как чудо. «Художник, – говорил Антонену Прусту Э.Мане, – может сказать все при помощи фруктов и цветов или только одних облаков… Я хотел бы быть Святым Франциском натюрморта».
/Ф.Кашен. Мане. М., 2001, с.141/

Э.Мане. Натюрморт
http://www.ricci-art.net/en/fr/Edouard-Manet-7.htm


Тема «memento mori» (помни о смерти) звучала и в ранних натюрмортах художника. Одна из самых известных вещей такого плана – «Ваза с пионами», созданная в 1864 году, тогда же, когда был написан «Эпизод боя быков». Картину, осмеянную в Салоне, художник уничтожил. Он вырезал из нее изображение мертвого тореро. Выпавший из вазы пион, рассыпающийся у нас на глазах, колористически и композиционно напоминает лежащего тореро.

Э.Мане. Натюрморт
http://uploads6.wikipaintings.org/images/edouard-manet/vase-of-peonies-on-a-small-pedestal-1864.jpg


Вот еще изображение пионов на грани жизни и смерти:

Э.Мане. Натюрморт
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18536/branch_of_white_peonies_with_pruning_shears-large.jpg


А под занавес натюрморт 1872 года, адресованный конкретному человеку: мадемуазель Берте Моризо. Посвящение мы видим на развернутой записке рядом с веером, который Берта держит в руках на картине «Балкон», и букетиком фиалок, который украшает вырез ее черного платья на одном из лучших холстов Э.Мане.

Э.Мане. Натюрморт
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18554/bouquet_of_violets-large.jpg

  • 1
Спасибо, не знала его цветы совсем. Букет из клематисов и гвоздик просто покорил:)

Но ведь эти цветы Вы конечно же видели:

Э.Мане

Ох, только сейчас догадался, что мне так мучительно напоминает этот Фоли-Бержер!
Да Пименова, Москва совецкая, пред-пред-военная картинка, девушка за рулём открытой машины на фоне Думы!
Ну точь в точь!
И этот фон, легко и весело набросанный мазками, и цвет, и небесная, чистая красота! Только у Манэ грусть и отделение себя от весёлого фона завсегдатаев, а у Пименова наоборот: вот как нам хорошо в этой совецкой стране, ах, как мы счастливы и женщина у нас - хозяйка жизни!
Ложь и агитка (потому что вокруг 37-й и где-то сзади уже несётся и бибикает "воронок"!).
А живопись - она как наёмная женщина - может обслужить власть! А может и оппозицию!

Ну, всё! Теперь и на Пименова буду смотреть Вашими глазами)))
До этого, глядя на Фоли-Бержер, все Серова вспоминала, который отсоветовал нашему отечественному коллекционеру эту картину покупать(((

Кажется, даже чувствуешь их аромат...
Спасибо за прекрасную историю!

Спасибо! Этот пост предназначается и для Вашего журнала. Отправлю его ближе к вечеру)

Спасибо за прекрасные натюрморты!

Если учесть, что в соседнем зале находятся главные произведения немецкого реализма, то сирень Мане - это просто счастье)))

Менцель. Нога художника

Менцель. Нога художника

На мое ощущение, это чистое проявление того, что называется фашизмом.
И в истории немецкого искусства есть глубокие корни подобных зрелищ.

Меня покорила акварель, столь редкая техника для Мане. Держала в руках книгу натюрморты Мане, но решила устоять, все есть в других изданиях, но все вместе так прекрасно. Текст английский мне не покорить, а вам Наташа было бы интересно прочитать. Спасибо огромное!

Рада, что удалось порадовать такого знатока) Спасибо Вам за Берту Моризо!

Спасибо огромное, не видела этих работ Мане. Фантастически красивые синие отблески в глубине вазы с сиренью. Впрочем, все три стеклянные вазы необыкновенно хороши, может, в чем-то даже прекрасней самих цветов - столько там игры света, прозрачности.
Полотно с мертвым тореро - это то, что было когда-то на выставке в Москве? Поразительная картина, меня потрясла поза мертвого тела - вроде бы человеку естественно упасть именно так, но в то же время это ровно та же горделивая поза с откинутой головой и рукой за спину, в какой тореро выходит на арену. И формат картины мне тогда показался гениальной находкой, только потом узнала, что это вырезанный фрагмент.

Да, речь об этой картине:

Э.Мане
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Edouard_Manet_073.jpg

Edited at 2012-02-12 07:26 am (UTC)

Спасибо, конечно это она. Правда ведь, поразительная?

Замечательно, спасибо!

Поражают его цветы. Их рассматривать надо отдельно.
Последний букетик - любимый.
Грусть. Ощущение.

Восхищаюсь и поражаюсь искусству Манэ. Но, и не забываю, что именно такой реализм, такая манера письма, конечно лишенная артистизма и поэзии француза - именно она и была "принята на вооружение" так называемым соц-реализмом проклятого режима, поставившего искусство на роль "служанки идеологии".
Потихоньку это называли "постимпрессионизмом" и разноообразные герасимовы и иогансоны наплодили моря бесцветных и бездарных "полотен", в которых в общем, при желании, можно вырезать неплохие по живописи кусочки.
Мне пришлось учиться живописи именно у этого поколения. Некоторые были небесталанны. Понимали цвет, что-то компоновали...
Но искусство - это чувство плюс мышление. Нужна культура, нужна философия.
Вольно же было Манэ - хочешь бар Фоли-Бержер - рисуй на здоровье.
А когда таким же способом, но только "Два вождя после дождя" - тут уж не до тонкостей чувств.
А пионы? Да, умирают...

У меня герасимовы-иогансоны скорее с Менцелем ассоциируются, чем с Мане. Мне еще очень нравятся высказывания Мане, его характеристики других художников. В моем понимании, это вкупе с его лучшими работами и есть esprit)

розы в колбе и фиалки с веером!!

Вот веер:

Э.Мане. Балкон

а вот - фиалки:

Э.Мане. Портрет Б.Моризо

о, я и не заметила )))))

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account