Previous Entry Share Next Entry
Царская охота или звери и нелюди
НЮ
cicerone2007
Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э.
Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь – не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.

Охота на львов



Итоговая сцена цикла: могучий царь в сопровождении оруженосца разит мечом разъяренного льва. Кстати, человек здесь одного размера со львом, и даже кажется несколько больше зверя. Ашшурбанипал выглядит как ожившая статуя: бесстрастный, словно вросший в землю, с железной хваткой рук.
В другой сцене Ашшурбанипал изображен на колеснице. Завершающий удар опять наносит царь и выполняет эту "работу" с привычной точностью и уверенностью.

Охота на львов

Его стрела, несомненно, достигнет цели:

Охота на львов

Его нарядный конь спокоен и бесстрашен:

Охота на львов

А слуги царя вообще больше похожи на роботов, чем на людей. Они поменьше царя, но так же твердокаменны и крепко сбиты:

Охота на львов

Лев в бессильной злобе грызет колесо:

Охота на львов

Пустое пространство, где сходятся люди и звери, рассекают стрелы:

Охота на львов

Самое потрясающее в рельефах из Ниневии - изображение жертв. Расплющенный зверь превращен в жуткий знак смерти:

Охота на львов

Погибающая на наших глазах львица, судорожно поджимает в последний раз лапу:

Охота на львов

На земле лежит обессиленный лев, над которым несется царская колесница. В этом фрагменте рельефа опять нарушается реальный масштаб, чтобы подчеркнуть торжество человека:

Охота на львов

Насколько похожи друг на друга люди, настолько по-разному умирают звери. И от этого тема страданий становится, во всяком случае, для нас важнее темы торжества сильного царя.

Охота на львов

Не всегда понятно как располагаются фигуры львов в пространстве. Иногда кажется, что они одновременно и стоят и лежат.

Охота на львов

Мы видим страдания, но царь и его приближенные, глядя как гибнут львы, как хлещет кровь из пасти грозного зверя, испытывали не жалость, а торжество.

Охота на львов

Отдельные изображения животных из этих рельефов воспроизводят часто. Но какие-то части цикла известны гораздо меньше. Разглядывая весь комплекс в зале музея, делаешь жуткое открытие: это не охота, а добивание зверей-пленников. Их выпускают из тесных клеток, чтобы стрела или меч царя достигли жертвы наверняка.

Охота на львов

Рядом слуги с громадными псами:

Охота на львов

Так организуется триумф победителя: изловить, помучить, добить и торжественно продемонстрировать добычу:

Охота на львов

Слуги-близнецы легко и дружно несут убитого льва:

Охота на львов

Ни царь, ни его подданные-автоматы не воспринимаются нами сейчас как люди, поскольку напрочь лишены страха или сострадания. Около этих рельефов гораздо отчетливее, чем в залах древнегреческого или древнеримского искусства, проступает непроходимая грань между нами и древними цивилизациями. Хотя особой разницы между ритуальным закланием львов и жертвоприношениями на Акрополе или кровавыми представлениями на арене Колизея в общем-то немного. Жестокость в том мире не нуждалась в прикрытии, ее демонстрировали. Но если Греция и Рим – это все-таки человеческий мир, в котором в той или иной мере развивалась демократия, то в ассирийских рельефах «во всей красе» предстает восточная деспотия. Кстати, женщине здесь совсем нет места. Так же, как и Сократу. Страдают в этом мире не люди, а звери. Поэтому именно им мы сочувствуем. И не Ашшурбанипал, а раненная львица стала для нас главной героиней этих рельефов. Именно это изображение сейчас кочует из одной книги в другую.

Охота на львов

прекрасный пост!
пойду пересмотрю этот зал, спасибо большое

Спасибо огромное за фотографии!
Можно сделать перепост?

Пожалуйста. Оставляйте на память)

Изумительные кадры и очень точные и тонкие наблюдения!

Есть еще такой символизм

Во многих древних культурах проказу изображали в виде льва - как лев она грызла человека заживо, и львиные черты проступали у прокаженного.
Так альфа-самец человека борется со львом-проказою, ломит её сильной рукой с помощью твёрдых слуг, и очищает от неё землю, как древние цари очищали урочища и оазисы от львов и тигров, делая их пригодными для земледелия и развития народного хозяйства.

Re: Есть еще такой символизм

А как тогда клетки и товарищи с собаками расшифровываются?)))

Очень хороший пост!

Бедные львы :(((

Завораживает. Мышцы звериные, грива листочками. Спасибо большое.

Да. это фантастический рельеф.

Да, звериная дикая сила и спокойная человеческая мощь даны здесь в страшной гармонии своей.
Конь прекрасен.

И нет здесь места эллину, рассуждающему о том, что "летящая стрела неподвижна" etc

Человеческого здесь все-таки нет((( В нашем понимании человеческого.

Спасибо! Раньше не замечал этого.

Рада, что помогла с этим познакомиться)

Спасибо! Рельефы великолепные и, согласна, ассирийцы для нас совершенно непроницаемы. Не то марсиане, не то кто... но до человеческого сродства доскрестись трудно. Вот хетты, к примеру: и регион близкий, и даже сходство в основных изобразительных принципах - но совсем другое дело, другая эстетика (нет холодного, отточенного ассирийского совершенства) и львы-то у них мультяшные.

Инопланетяне) Но львы - наши.

Спасибо за пост:)Так хорошо,что я набрела на Ваш журнал!

Шесть человек на одного мёртвого льва - это "легко несут"? :) С "дружно" спорить не стану.

Спасибо большое!

Обожаю ваши посты!

После вашего вводного параграфа совсем иначе стал смотреть на эти знаменитые барельефы. «Путин добивает льва мечом», «Путин разит льва стрелой»… Пожары — гасил, амфоры — добывал; впереди — львы. И сам крупнее, заметно крупнее оприч сотрудников аппарата президента.

Предлагаю посмотреть еще на одного персонажа: http://www.facebook.com/profile.php?id=100001877676016&ref=tn_tnmn

?

Log in

No account? Create an account