Previous Entry Share Next Entry
Царская охота или звери и нелюди
НЮ
cicerone2007
Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э.
Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь – не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.

Охота на львов



Итоговая сцена цикла: могучий царь в сопровождении оруженосца разит мечом разъяренного льва. Кстати, человек здесь одного размера со львом, и даже кажется несколько больше зверя. Ашшурбанипал выглядит как ожившая статуя: бесстрастный, словно вросший в землю, с железной хваткой рук.
В другой сцене Ашшурбанипал изображен на колеснице. Завершающий удар опять наносит царь и выполняет эту "работу" с привычной точностью и уверенностью.

Охота на львов

Его стрела, несомненно, достигнет цели:

Охота на львов

Его нарядный конь спокоен и бесстрашен:

Охота на львов

А слуги царя вообще больше похожи на роботов, чем на людей. Они поменьше царя, но так же твердокаменны и крепко сбиты:

Охота на львов

Лев в бессильной злобе грызет колесо:

Охота на львов

Пустое пространство, где сходятся люди и звери, рассекают стрелы:

Охота на львов

Самое потрясающее в рельефах из Ниневии - изображение жертв. Расплющенный зверь превращен в жуткий знак смерти:

Охота на львов

Погибающая на наших глазах львица, судорожно поджимает в последний раз лапу:

Охота на львов

На земле лежит обессиленный лев, над которым несется царская колесница. В этом фрагменте рельефа опять нарушается реальный масштаб, чтобы подчеркнуть торжество человека:

Охота на львов

Насколько похожи друг на друга люди, настолько по-разному умирают звери. И от этого тема страданий становится, во всяком случае, для нас важнее темы торжества сильного царя.

Охота на львов

Не всегда понятно как располагаются фигуры львов в пространстве. Иногда кажется, что они одновременно и стоят и лежат.

Охота на львов

Мы видим страдания, но царь и его приближенные, глядя как гибнут львы, как хлещет кровь из пасти грозного зверя, испытывали не жалость, а торжество.

Охота на львов

Отдельные изображения животных из этих рельефов воспроизводят часто. Но какие-то части цикла известны гораздо меньше. Разглядывая весь комплекс в зале музея, делаешь жуткое открытие: это не охота, а добивание зверей-пленников. Их выпускают из тесных клеток, чтобы стрела или меч царя достигли жертвы наверняка.

Охота на львов

Рядом слуги с громадными псами:

Охота на львов

Так организуется триумф победителя: изловить, помучить, добить и торжественно продемонстрировать добычу:

Охота на львов

Слуги-близнецы легко и дружно несут убитого льва:

Охота на львов

Ни царь, ни его подданные-автоматы не воспринимаются нами сейчас как люди, поскольку напрочь лишены страха или сострадания. Около этих рельефов гораздо отчетливее, чем в залах древнегреческого или древнеримского искусства, проступает непроходимая грань между нами и древними цивилизациями. Хотя особой разницы между ритуальным закланием львов и жертвоприношениями на Акрополе или кровавыми представлениями на арене Колизея в общем-то немного. Жестокость в том мире не нуждалась в прикрытии, ее демонстрировали. Но если Греция и Рим – это все-таки человеческий мир, в котором в той или иной мере развивалась демократия, то в ассирийских рельефах «во всей красе» предстает восточная деспотия. Кстати, женщине здесь совсем нет места. Так же, как и Сократу. Страдают в этом мире не люди, а звери. Поэтому именно им мы сочувствуем. И не Ашшурбанипал, а раненная львица стала для нас главной героиней этих рельефов. Именно это изображение сейчас кочует из одной книги в другую.

Охота на львов

прекрасный пост!
пойду пересмотрю этот зал, спасибо большое

Спасибо огромное за фотографии!
Можно сделать перепост?

Пожалуйста. Оставляйте на память)

Изумительные кадры и очень точные и тонкие наблюдения!

Есть еще такой символизм

Во многих древних культурах проказу изображали в виде льва - как лев она грызла человека заживо, и львиные черты проступали у прокаженного.
Так альфа-самец человека борется со львом-проказою, ломит её сильной рукой с помощью твёрдых слуг, и очищает от неё землю, как древние цари очищали урочища и оазисы от львов и тигров, делая их пригодными для земледелия и развития народного хозяйства.

Re: Есть еще такой символизм

А как тогда клетки и товарищи с собаками расшифровываются?)))

Очень хороший пост!

Бедные львы :(((

Завораживает. Мышцы звериные, грива листочками. Спасибо большое.

Да. это фантастический рельеф.

Да, звериная дикая сила и спокойная человеческая мощь даны здесь в страшной гармонии своей.
Конь прекрасен.

И нет здесь места эллину, рассуждающему о том, что "летящая стрела неподвижна" etc

Человеческого здесь все-таки нет((( В нашем понимании человеческого.

Спасибо! Раньше не замечал этого.

Рада, что помогла с этим познакомиться)

Спасибо! Рельефы великолепные и, согласна, ассирийцы для нас совершенно непроницаемы. Не то марсиане, не то кто... но до человеческого сродства доскрестись трудно. Вот хетты, к примеру: и регион близкий, и даже сходство в основных изобразительных принципах - но совсем другое дело, другая эстетика (нет холодного, отточенного ассирийского совершенства) и львы-то у них мультяшные.

Инопланетяне) Но львы - наши.

Спасибо за пост:)Так хорошо,что я набрела на Ваш журнал!

Шесть человек на одного мёртвого льва - это "легко несут"? :) С "дружно" спорить не стану.

Спасибо большое!

Обожаю ваши посты!

После вашего вводного параграфа совсем иначе стал смотреть на эти знаменитые барельефы. «Путин добивает льва мечом», «Путин разит льва стрелой»… Пожары — гасил, амфоры — добывал; впереди — львы. И сам крупнее, заметно крупнее оприч сотрудников аппарата президента.

Предлагаю посмотреть еще на одного персонажа: http://www.facebook.com/profile.php?id=100001877676016&ref=tn_tnmn

Спасибо большое! Очень понравилось.

И вот здесь "Расплющенный зверь превращен в жуткий знак смерти" - левая лапа льва, кажется, камень процарапала, оставляя бороздки... Сильнейшее впечатление.

Здорово Вы подметили!

Спасибо большое, очень интересно. Как всегда.

Какая красота!!! Спасибо! просто нет слов...

да... пожалуй

очень люблю этот период
хотя с детства, с картинок в истории пятого класса
умирающий лев, блюющий кровью
вызывает протест и щемящую какую-то жалость

Re: да... пожалуй

Удивительно, но такие щемящие образы возникли в ассирийском искусстве.

Обычная стрелковая тренировка. Не находите? Олимпийский вид. Мишень - "бегущий кабан".
А уж царственная особа может себе позволить и оружие, и экипировку и фотографа. С поправкой на 2300 лет.

Поздние Осудари конечно измельчали, Николай наш Вторый, постреливал по воронам, и тут же постил в твиттере о чём множество записей в императорских дневниках

"Кстати, женщине здесь совсем нет места." - о да. Женщины взяли своё попозже.
Например императрица Анна Иоанновна - "Она и сама была искусным стрелком как из ружья, так и из лука. Императрица любила стрелять из распахнутого дворцового окна по пролетающим птицам. Иногда по ее указанию под окном из садка выпускали голубей"

Как интересно и жестоко!Как хорошо, что мы удаляемся от этих обычаев.Я понимаю что это аллегории.Хотя жестокость и в наше время востребована в бесчисленных боевиках((

Да, мне прислали ссылку на то, что близко нам: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=NA1i36Dd1qs

очень интересно почитать и посмотреть, спасибо!
немного не в тему, но мне очень интересно, в Британском музее разрешается фотосъемка и сколько стоит разрешение?

В Британском музее можно фотографировать бесплатно) Без вспышки.

Re: львы и человек

Чудесный ролик)

(Deleted comment)
Внимательно разглядывая вашу замечательную подборкуц, вспоминаю свой период деятельности в качестве гест-профессора в Сан-Диего стейт юнивёсити, где мне предоставили почётнуцю возможность самому выбрать тему курса и читать её для желающих с самых разных факультетов.
Тему я выбрал новую, актуальную на все времена и, как казалось, ещё совсем не тронутую вниманием и изучением.
"Искусство и Власть" Тема предполагала рассмотрение на стыке и перекрёстке целого ряда вполне самостоятельных дисци плин: искусствознания, истории, психологии, социопсихологии (да, уж!) пластической философии и религиоведения.
Народу записалось порядочно. Благодаря чудному климату Калифорнии, близости Мексики и широкому национальному и расовому представительству студентов здесь принято одеваться "кэжуэл", а это значит, почти пляжный вид: майка-тишотка и шортики, у девушек вообще микроскопические. Причём и профессору надлежало одеваться тоже так же - об этом специально предупредили в деканате.
Как искусство зависело от власти. Обслуживало власть. Возвеличивало власть.
Ну, и само росло, как на дрожжах.
Как власть использовала великое искусство. Как была благодарна - или неблагодарна. От фараонов до сталиногитлеров искусство делало невозможное чудо: создавало бессмертие для вполне отвратительных гадов!
На этом прервусь... Вспомнилось...

Представила Вас в шортиках и с бабочкой)))
Про власть я больше всего люблю рельеф из Метрополитена:

Преклонение перед властью

В Сочи, где мы две недели назад проводили Зимнюю школу для 300 студентов, я пригласила Владимира Мирзоева с "Борисом Годуновым". Вот уж наговорились всласть о власти.

?

Log in

No account? Create an account