Previous Entry Share Next Entry
Зимняя Голландия
НЮ
cicerone2007
На стенах одного из залов Картинной галереи в Берлине представлено несколько зимних ландшафтов «малых голландцев». Может быть, летом или весной я не стала бы задерживаться около этих работ, но после пронизывающего январского ветра с моросящим дождем, от которого так хорошо защищали стены галереи, именно зимние сцены естественно ложились на душу. Художники XVII века умели увидеть красоту даже там, где сыро, промозгло, а снег лишь слегка припорошил дорожную грязь и пожухлую траву. В картине Арта Ван дер Неера внимание переключается на закатное небо. Золотистое сияние спорит со свинцовыми тучами, его отблески оживляют лед, и вслед за катающими на коньках людьми наш взгляд скользит к горизонту:

Арт ван дер Неер



Рядом висит маленький холст Исаака ван Остаде. Здесь тоже чудесное розовеющее небо. Но непогода разгулялась не на шутку, люди пригибаются под ветром. Лодки вмерзли в лед. Оба этих пейзажа возникли в середине XVII столетия, как и две следующих работы Яна ван Гойена.

Исак ван Остаде

На одной из них изображены зимние развлечения около трактира, на другой – катание на коньках по замерзшему каналу или озеру. Художник верен себе: он изображает самое обычное: равнинный пейзаж, старые корявые деревья, заурядный трактир. Люди одеты просто, чаще всего повернуты к нам спиной. Первый пейзаж оживляет лишь голубое небо, проглядывающее сквозь тучи.

Ян ван Гойен

А на втором нет и этого – все в туманной дымке. Именно о таких холстах писал Йохан Хёйзинга: «Наивная преданность ремеслу позволяет художнику-пейзажисту открывать неожиданные возможности, в рамках которых он просто-напросто следует неудержимой ловкости своей кисти. Передача шири пространства и рассеянного света не пришли из какой-либо школы. Отдельные предметы либо резко очерчены, либо погружаются в атмосферу картины в целом. Художники достигают вершины, когда они, вовсе не помышляя о некоем большом стиле, проявляют лишь свою неслыханную сноровку в изображении повседневного, в котором они находят сокровища прекрасного, вряд ли осознавая все это». /Й.Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб., 2009, с.112/

Ян ван Гойен

Катание на коньках – чрезвычайно распространенный мотив голландской живописи XVII века. Правда, в Берлине не оказалось картин художника, который специализировался на этой теме – Хендрика Аверкампа. Вот его картина из собрания Рейксмузея в Амстердаме. Люди на катке нарядно одеты. Слева виден развевающийся флаг. Возможно, изображен какой-то праздник.

Хендрик Аверкамп
http://www.rijksmuseum.nl/images/aria/sk/z/sk-a-3247.z

На этом полотне, как и на картине из ГМИИ им. А.С.Пушкина, на льду собрались люди разных сословий, развлекающиеся или занимающиеся своими обычными делами. В московской картине на первом плане – дама в маске. Как тут не задуматься о скрытом смысле? «В изображении многолюдных сцен на фоне зимнего ландшафта, в которых участвуют люди разных возрастов и социальной принадлежности, как бы уже априорно предполагаются моралистические и эмблематические толкования, в частности, как «каток жизни», как полное неожиданностей и опасностей скольжение людей вслед за призрачной и обманчивой удачей» / Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 – 17 веков. М., 2004, с.2/

Хендрик Аверкамп
http://files.smallbay.ru/images9/avercamp_07.jpg

Среди катающихся на коньках Х.Аверкамп изображает щеголя, балансирующего на одной ноге. Этот образ я встретила на выставке в Галерее королевы в Лондоне. Выставка была посвящена «малым голландцам». На ней были представлены не только живописные произведения, но и рисунки. Одной из лучших была зарисовка Х.Аверкампа:

Х.Аверкамп


Но вернемся в Берлин. Под занавес еще два зимних ландшафта, уже без всяких развлечений. Это – холст Филипса Ваувермана с рыбаками, крестьянами, несущими хворост, и зыбким деревянным мостом.

Филипс Воуверман

И опять главное, что притягивает внимание зрителя – жизнь неба:

Филипс Воуверман

Небо будет доминировать и в зимнем пейзаже Якоба Рейсдала:

Якоб ван Рейсдаль

К нему будут тянуться оголенные ветви исстрадавшегося дерева, дымок из трубы заснеженного дома:

Якоб ван Рейсдаль

Сгущающаяся мгла, распутица. Каким родным будет это потом в русской реалистической живописи!
После лицезрения голландских зимних ландшафтом невольно думаешь, что с зимой нам все-таки повезло больше. И в отечественном искусстве есть не только изображение зимней слякоти у Васильева или Саврасова, но и солнечные морозные дни Кустодиева.

  • 1
В Вене недавно была тематическая выставка по зимним пейзажам: http://www.khm.at/en/exhibitions/past-exhibitions/2011/winter-tales/ . Но когда они все вместе, получается перебор...

Думаю, что просто одни зимние пейзажи скучно смотреть. Это как фотоконкурс в яндексе)))

Какие мастера, какие планы!какое совершенство.
Умели же люди.
Спасибо,
вот так, не выходя (вечером) из дома,
случилось побывать в "Серебряных коньках".

А "Серебряные коньки" - это что?

Мери Мейп Додж "Серебряные коньки".
В детстве, кажется, все читали, там всё как раз происходит в Голландии в то же время, когда и эти картины (или попозже).

Это не проблема!

http://www.ozon.ru/context/detail/id/306727/

Очень трогательно, и для взрослых не менее, чем для подростков.

Re: Это не проблема!

Спаибо)

Я ошиблась, в книге начало ХIX века, вот аннотация, отрывок:
Знаменитая повесть американской писательницы рассказывает о жизни голландских школьников начала XIX века, о том, как трудолюбие, упорство, целеустремленность Ханса Бринкера и его сестры Гретель помогли им преодолеть все трудности и стать творцами ...

Действительно серый преобладает.

какие холодные зимы были в европе однако в xvii веке

Да, в Берлине мы снега на Новый год не дождались(

Считается, что в 16-17 вв. там было не так уж и сыро. Европа переживала резкое похолодание, и в Голландии действительно месяцами лежал снег, а морозы опускались до -25. Не то, что сейчас.

А где можно посмотреть про климат 17 века?

Не помню, но пара весьма подробных публикаций в сети попадалась.

Спасибо - забираю, штота не хочется думать - только любоваться !)))

Спасибо за красивую подборку. У нас в Шварцвальде есть озеро на высоте примерно 900 метров, в холодные зимы оно замерзает и на нем устраивают каток. Зрелище - ну точно как на этих картинах! кто-то на коньках катается, кто-то на лыжах, рядом бегают собаки, кругом горный пейзаж, никакой цивилизации, разве что небольшие домишки. Так что с незначительными изменениями "старые голландцы" живы до сих пор)))

Представляю, как должно быть красиво в этих местах! В этой части Германии мне бывать не доводилось(

Да, Шварцвальд очень красив и романтичен. И по части музеев и памятников есть что посмотреть. Приезжайте)

Удивительно красиво...
Кстати, в России почему-то тема коньков только в советское время ведь стала популярна у художников? (Если не считать Сомова)
А ведь катались же - Пушкин тому свидетель)

Нам бы на печи полежать)))

)))
Кабы не Дейнека и Ко, так бы остались в стороне))

Поэтично... А ещё очень красивый закат и последние лучи солнца, будто позволяющие зданию церкви светиться. И это придаёт увиденному,на мой взгляд, более глубокий смысл


После публикации этого поста по каналам Амстердама опять начали кататься на коньках)
А Вы в Ташкенте все еще мерзнете?

(Deleted comment)
Надеюсь, что весна будет теплой)

Вот и я в своё время (в 70-е гг. прошлого (!) столетия) пережил великий роман с малыми голландцами. Собрал целых 12 небольших полотен и досок, и Воувеман там был с выпуклым конским крупом и многие другие. Даже и более ранние, нидерландцы, как Дирк Боутс и прекрасная миниатюра-пейзаж Савэрея и другое, о чём больно вспоминать...
Коснусь вот чего - роли аллегории у малых сих!
Они как китайцы - или японцы - строили многоэтажную аллегорическую пагоду на вполне реалистическом и даже сознательно скромном, не помпезном, не праздничном изображении.
У русских певцах зимы это как-то отсутствует. Наиболее выразительным для меня "зимним" живописцем был и остаётся салонный вроде бы Юлий Клевер.
Глядя на его вишнёвое солнце в замерзающем лесу я просто явственно чувствовал красный нос и каплю - предвестие насморка.
Вот.

И ещё - маленькая добавочка!
Этим работам - да, и вообще - недостаёт - рам!
Рамки,фокусирующие внимание на картине, отграничивающие картину от "сего мира" и уводящие в мир художника - именно они. эти рамы, особенно в период "малых голландцев" имеют очень важную функцию. Они и сами тоже произведение искусства. Это непросто - заключить картину в подобающее окружение.
Я рассматриваю рамы голландцев, 5ак существенную и важную часть впечатления от их искусства.
Вы и сами попробуйте сравнить - фото картины с и без рамы.
Увидите разницу...

Кое-что в рамах я фотографировала)
Благодаря Вам, теперь все время на состояние серебра обращаю внимание, у бедного Ватто в каждой картине на ручки смотрю! Так теперь еще и родные рамы от новых отличать буду)))
Кстати, о серебре. Какая же в Старом музее в Берлине грандиозная коллекция древнеримского серебра!

Серебро

Вот-вот, вот такое вёдрышко с гибкой витой ручкой - покрытое вековой грязью, неотличимое от обычного цинкового ржавого, помойного - мне и предложили как-то синим снежным московским вечером в начале 70-х. Уж где добыл его этот хожалый, - уму непостижимо... Просил сто рублей...
Э, думаю, ну, Рим, ясное дело, ну к чему мне Рим?
Слёзы льются... Как вспомню...
Что касается Берлинского серебра - перечищено!
Я и сам люблю чистить, но, надо меру знать. Патина на старом серебре - это тоже ценность! Это тоже красота!
А так - посудная лавка!

Люблю Аверкампа, немецкий каток тоже очень понравился.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account