Previous Entry Share Next Entry
Фондохранилище британских музеев
НЮ
cicerone2007
Есть такое расхожее представление о музеях: нам, простым зрителям, показывают лишь небольшую часть, а самое интересное от нас прячут в фондах. Насколько это верно, предлагаю решить после знакомства с Blythe House – хранилищем фондов трех крупнейших музеев Лондона: Британского музея, Музея Виктории и Альберта, Музея науки. Экскурсию по этому огромному комплексу для нескольких российских музейщиков проводил главный хранитель Glenn Bencon. Вот он во дворе хранилища рядом с одним из экспонатов:

Стажировка_2011



Музейные раритеты разместились в старом банковском здании на окраине Лондона. Разумеется, оно было реконструировано и приспособлено для новых функций. Знакомство со зданием мы начали с крыши. Гленн с гордостью демонстрировал нам насколько надежно ее покрытие.

Blythe House

Впрочем, и сама по себе крыша здания конца XIX века была очень эффектна:

Blythe House

Нельзя было не отвлечься и на лондонскую панораму:

Blythe House

С крыши мы начали постепенно спускаться с этажа на этаж, стремительно знакомясь с разными типами хранения. Большей частью хранилища выглядят так:

Blythe House

Все надежно спрятано, пронумеровано. И лишь изредка среди этих безликих поверхностей встречаются живые предметы. Кому-то не нашлось подходящего шкафчика, а кто-то возвращается с выставки, и просто не добрался до места:

Blythe House

Вот целая стайка богато украшенных пианино XIX века:

Blythe House


В музейном комплексе целые этажи отведены под реставрационные мастерские. Нам продемонстрировали как ведется восстановление китайского сундука, украшенного перламутром:

Blythe House

Так хранятся ткани и ковры:

Blythe House

Вскоре здесь должна начаться реконструкция. Вот как должны будут выглядеть залы, где смогут работать не только хранители, но и исследователи:

Blythe House

Мелкие вещи и сейчас расположены на вертикальных выдвигающихся стендах. Гленн продемонстрировал нам несколько забавных экспонатов:

Blythe House

Возможно, что многие из них так никогда и не покинут хранилища. Им не найдется места в постоянной экспозиции, они не впишутся ни в одну выставочную концепцию. Может быть, этот симпатичный вышитый лев так и останется вечным пленником музейного хранилища?

Blythe House

А что делать? В Музее Виктории и Альберта, например, есть коллекция произведений «дурного вкуса». Ее собирали в начале XX века с дидактическими целями. Сейчас дизайнеров учат иначе, а о коллекции знают только те, кто ее хранит.
Поскольку главный хранитель – сотрудник V&A, то мы больше знакомились с «закромами» этого музея. Разумеется, заглядывали и к соседям. Это экспонат Музея науки. Один из первых компьютеров:

Blythe House

А это хранение оружия Британского музея:

Blythe House

Вот кусочек древнеримской фрески:

Blythe House

Больше всего открытых экспонатов на стенах в отделе керамики. Привет из Средней Азии:

Blythe House

Рядом – голландский изразец:

Blythe House

Молодые люди вместе с собачками заглядываются на восточных красавиц:

Blythe House

Вот и сами дамы:

Blythe House

А это – тот дракончик, которого я уже показала. Его создатель Уильям де Морган, изумительный керамист, современник и соратник У.Морриса.

Blythe House

В хранилище мне, отнюдь не сотруднику музея, первые два часа было интересно. Потом несколько утомительно. Что совершенно понятно – эта экскурсия была для специалистов, которых больше интересовали климат или соблюдение норм пожарной безопасности, чем сами предметы. А нам, любителям, подавай, прежде всего, вещи! И для нас некоторые музеи создают открытое хранение. Прекрасный пример таких фондов есть и в нашей стране. Тем, кто не был, рекомендую посетить эрмитажный комплекс в Старой деревне:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm13_3_008.html
Не пожалеете!

Спасибо огромное! Для меня это как безумно интересное кино. Я даже завидую, но не злобно, рада за Вас.

Как грустно. Арестованное искусство.

Было бы желание. Сейчас в эпоху интернета это искусство выходит на свободу. Музей Виктории и Альберта активно раскрывает свои фонды. Кстати, фотографировать можно было вполне свободно.

Мне кажется, эпоха интернета могла бы вызволить "пленников", если бы музеи не жлобились (сам не ам и никому не дам!) и систематически оцифровывали фонды. Ведь иногда даже специалисту не обязательно ехать на другой край земли и с боем проникать в хранилище, чтобы сравнить некоторые вещи или просто взглянуть на них и убедиться... что это, например, "не то". Или, наоборот, "то". Будь оно в сети, многое решалось бы проще и быстрее.

Музей Виктории и Альберта это уже делает. Более того, поскольку государственные музее Великобритании бесплатны, а размеры их финансирования зависят от количества посетителей, то к интернету они относятся очень хорошо. Нам говорили, что в число посетителей сейчас включают и посетителей сайтов.

коллекция произведений «дурного вкуса»

А судьи кто?

Re: коллекция произведений «дурного вкуса»

Кто? Искусствоведы, критики. Оценка качества - это их важнейшая профессиональная компетенция.

Как хорошо!
Спасибо.

лев теперь будет прославлен!

А мне особенно восточные женщины в душу запали.

как приятно посмотреть на такой уровень музейного хранения экспонатов. Надеюсь, что и в России будет создано подобное фондохранилище, в котором предполагалась бы возможность работы с предметами по запросу.

Старая деревня не хуже, а для "продвинутых пользователей" даже интереснее)

А у нас в Кёльне совсем недавно в музее была грандиозная выставка. "Паноптикум" - "Всё видимое"! Поскольку выставка была приурочена к весьма круглой дате существования музея, то решено было показать всё то, чтог НИКОГДА так и не выступило на арену! Заваль... Музейные недотыкомки... И даже фальшивки (чего не бывает? музейщики тоже люди!).
Развеска тоже была подстать - вспомнились полувековой давности "коллекции" в "хрубах" и даже в коммуналках... Развесили "ковровым десантом" - впритык.
Ну, уж такая славная получилась выставка! Много чудных или забавных работ. Провели даже блиц-анкету на лучшую работу.
И как профессионал могу сказать: Всё паравильно! Нет, не тянут они на музей!Дома, в уютной обстановке - ах! - и гости будут завидовать и любоваться!
А музей - дело серьёзное! Тут не должно быть сомнений
И, слава Богу, нынче "серьёзным" коллекционерам формируют коллекции профи. Музейщики.
Так и надо.
Пускай растут у нас Третьяковы и Щукины!
И чтобы не было "мучительно больно"
Надо из музеев всю "трэш" продавать на аукционах. И музеям хорошо, и собирателям неслабо (прямо из Эрмитажа! А?)
Так и поступил некогда царь. Николай Первый. Отобрал двести с лишним картин из Эрмитажа и велел продать. И ко мне некогда попала работа Гвидо Рени "Голова Иоанна Крестителя на блюде". С эрмитажным номером. Подлинная. Рени на все сто. Но... На Эрмитаж не тянула1 А мне - самый раз!
(Фото с "Паноптикума" есть. Если нужно - мигните, Наташа дорогая!
С Праздниками Вас!)

И Вас с праздниками!!!
Мы первый день в Москве после Берлина. Погода за окном на редкость гадкая. Лечусь жж.
Кстати, английские музеи вещи могут продавать. Не знаю как государственные, но практика там такая существует.
Рассказом о "Паноптикуме" очень бы порадовали. А то, как ни загляну к Вам в журнал, все виды из московского окна...
Будьте здоровы в Новом году!

Это была окраина в конце девятнадцатого века. Blythe House находится теперь чуть ли не в центре города - в двадцати, что ли, минутах быстрой ходьбы от Кензингтон Гарденс. В середине девятнадцатого века здесь были еще фермы, потом наступил капитализм.

Меня, извините, эти три крана, что я вижу каждое утро когда бегают, навели на мысль проверить - неужели окраина. Нет, конечно.

С аборигенами не спорю, почти центр - так и ладно. Я ведь не бегала, а на метро добиралась)

почему у азиатских и среднеазиатских фигур головы всегд (или почти всегда) слегка на боку

Это Вы про мальчиков? Так они на девушек засмотрелись. А девушки голову прямо держат)))

интересно)) неоднократно такие места посещал) Вы бывали может быть в РХЦ гос. Эрмитажа?

Так я Старую деревню и рекламирую)

Для меня всегда неким маленьким чудом было преображение вещи. Конечно, есть вещи - шедевры сами по себе (те же представленные здесь выставки)Однако, чаще всего, стоит в хранилище некий "склад" сундуков. Смотришь, вроде бы, время нужное, размеры нужные, да и ничего вроде была когда-то. Покрутишь её, "прикинешь"... А потом вернётся она из реставрации, поставишь её с художником в подобающее для неё место - красиво, однако... ЭКСПОНАТ... А на складе такая ерунда лежала...

Только что в Берлине я столкнулась с чем-то средним между постоянной экспозицией и хранением. В новой Картинной галерее, в подвальном этаже, устроили экспозицию работ "второго ряда". Посетителей там практически нет. Кроме нас с мужем, забрела лишь одна очумевшая от искусства пара. На 90% я с выбором работ согласна.

ах какая птичка! дамы на лошадках тоже прекрасны.
очень интересно...вроде достойно хранятся

На меня и главный хранитель произвел впечатление) Надежный мужик!

спасибо, очень познавательно
а как там в Старой деревне? какие личные впечатления?

В Старой деревне прекрасно. Написала и задумалась) Не знаю, как там экскурсии организованы. Меня-то главный хранитель водил, и все, что мне было интересно, показывал)

Прекрасная и недоступная для меня экскурсия. Спасибо и с Рождеством!

Спасибо! Радости и здоровья Вам!

?

Log in

No account? Create an account