Previous Entry Share Next Entry
Фондохранилище британских музеев
НЮ
cicerone2007
Есть такое расхожее представление о музеях: нам, простым зрителям, показывают лишь небольшую часть, а самое интересное от нас прячут в фондах. Насколько это верно, предлагаю решить после знакомства с Blythe House – хранилищем фондов трех крупнейших музеев Лондона: Британского музея, Музея Виктории и Альберта, Музея науки. Экскурсию по этому огромному комплексу для нескольких российских музейщиков проводил главный хранитель Glenn Bencon. Вот он во дворе хранилища рядом с одним из экспонатов:

Стажировка_2011



Музейные раритеты разместились в старом банковском здании на окраине Лондона. Разумеется, оно было реконструировано и приспособлено для новых функций. Знакомство со зданием мы начали с крыши. Гленн с гордостью демонстрировал нам насколько надежно ее покрытие.

Blythe House

Впрочем, и сама по себе крыша здания конца XIX века была очень эффектна:

Blythe House

Нельзя было не отвлечься и на лондонскую панораму:

Blythe House

С крыши мы начали постепенно спускаться с этажа на этаж, стремительно знакомясь с разными типами хранения. Большей частью хранилища выглядят так:

Blythe House

Все надежно спрятано, пронумеровано. И лишь изредка среди этих безликих поверхностей встречаются живые предметы. Кому-то не нашлось подходящего шкафчика, а кто-то возвращается с выставки, и просто не добрался до места:

Blythe House

Вот целая стайка богато украшенных пианино XIX века:

Blythe House


В музейном комплексе целые этажи отведены под реставрационные мастерские. Нам продемонстрировали как ведется восстановление китайского сундука, украшенного перламутром:

Blythe House

Так хранятся ткани и ковры:

Blythe House

Вскоре здесь должна начаться реконструкция. Вот как должны будут выглядеть залы, где смогут работать не только хранители, но и исследователи:

Blythe House

Мелкие вещи и сейчас расположены на вертикальных выдвигающихся стендах. Гленн продемонстрировал нам несколько забавных экспонатов:

Blythe House

Возможно, что многие из них так никогда и не покинут хранилища. Им не найдется места в постоянной экспозиции, они не впишутся ни в одну выставочную концепцию. Может быть, этот симпатичный вышитый лев так и останется вечным пленником музейного хранилища?

Blythe House

А что делать? В Музее Виктории и Альберта, например, есть коллекция произведений «дурного вкуса». Ее собирали в начале XX века с дидактическими целями. Сейчас дизайнеров учат иначе, а о коллекции знают только те, кто ее хранит.
Поскольку главный хранитель – сотрудник V&A, то мы больше знакомились с «закромами» этого музея. Разумеется, заглядывали и к соседям. Это экспонат Музея науки. Один из первых компьютеров:

Blythe House

А это хранение оружия Британского музея:

Blythe House

Вот кусочек древнеримской фрески:

Blythe House

Больше всего открытых экспонатов на стенах в отделе керамики. Привет из Средней Азии:

Blythe House

Рядом – голландский изразец:

Blythe House

Молодые люди вместе с собачками заглядываются на восточных красавиц:

Blythe House

Вот и сами дамы:

Blythe House

А это – тот дракончик, которого я уже показала. Его создатель Уильям де Морган, изумительный керамист, современник и соратник У.Морриса.

Blythe House

В хранилище мне, отнюдь не сотруднику музея, первые два часа было интересно. Потом несколько утомительно. Что совершенно понятно – эта экскурсия была для специалистов, которых больше интересовали климат или соблюдение норм пожарной безопасности, чем сами предметы. А нам, любителям, подавай, прежде всего, вещи! И для нас некоторые музеи создают открытое хранение. Прекрасный пример таких фондов есть и в нашей стране. Тем, кто не был, рекомендую посетить эрмитажный комплекс в Старой деревне:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm13_3_008.html
Не пожалеете!

Спасибо огромное! Для меня это как безумно интересное кино. Я даже завидую, но не злобно, рада за Вас.

Как грустно. Арестованное искусство.

Было бы желание. Сейчас в эпоху интернета это искусство выходит на свободу. Музей Виктории и Альберта активно раскрывает свои фонды. Кстати, фотографировать можно было вполне свободно.

Мне кажется, эпоха интернета могла бы вызволить "пленников", если бы музеи не жлобились (сам не ам и никому не дам!) и систематически оцифровывали фонды. Ведь иногда даже специалисту не обязательно ехать на другой край земли и с боем проникать в хранилище, чтобы сравнить некоторые вещи или просто взглянуть на них и убедиться... что это, например, "не то". Или, наоборот, "то". Будь оно в сети, многое решалось бы проще и быстрее.

Музей Виктории и Альберта это уже делает. Более того, поскольку государственные музее Великобритании бесплатны, а размеры их финансирования зависят от количества посетителей, то к интернету они относятся очень хорошо. Нам говорили, что в число посетителей сейчас включают и посетителей сайтов.

коллекция произведений «дурного вкуса»

А судьи кто?

Re: коллекция произведений «дурного вкуса»

Кто? Искусствоведы, критики. Оценка качества - это их важнейшая профессиональная компетенция.

Как хорошо!
Спасибо.

лев теперь будет прославлен!

А мне особенно восточные женщины в душу запали.

как приятно посмотреть на такой уровень музейного хранения экспонатов. Надеюсь, что и в России будет создано подобное фондохранилище, в котором предполагалась бы возможность работы с предметами по запросу.

Старая деревня не хуже, а для "продвинутых пользователей" даже интереснее)

А у нас в Кёльне совсем недавно в музее была грандиозная выставка. "Паноптикум" - "Всё видимое"! Поскольку выставка была приурочена к весьма круглой дате существования музея, то решено было показать всё то, чтог НИКОГДА так и не выступило на арену! Заваль... Музейные недотыкомки... И даже фальшивки (чего не бывает? музейщики тоже люди!).
Развеска тоже была подстать - вспомнились полувековой давности "коллекции" в "хрубах" и даже в коммуналках... Развесили "ковровым десантом" - впритык.
Ну, уж такая славная получилась выставка! Много чудных или забавных работ. Провели даже блиц-анкету на лучшую работу.
И как профессионал могу сказать: Всё паравильно! Нет, не тянут они на музей!Дома, в уютной обстановке - ах! - и гости будут завидовать и любоваться!
А музей - дело серьёзное! Тут не должно быть сомнений
И, слава Богу, нынче "серьёзным" коллекционерам формируют коллекции профи. Музейщики.
Так и надо.
Пускай растут у нас Третьяковы и Щукины!
И чтобы не было "мучительно больно"
Надо из музеев всю "трэш" продавать на аукционах. И музеям хорошо, и собирателям неслабо (прямо из Эрмитажа! А?)
Так и поступил некогда царь. Николай Первый. Отобрал двести с лишним картин из Эрмитажа и велел продать. И ко мне некогда попала работа Гвидо Рени "Голова Иоанна Крестителя на блюде". С эрмитажным номером. Подлинная. Рени на все сто. Но... На Эрмитаж не тянула1 А мне - самый раз!
(Фото с "Паноптикума" есть. Если нужно - мигните, Наташа дорогая!
С Праздниками Вас!)

И Вас с праздниками!!!
Мы первый день в Москве после Берлина. Погода за окном на редкость гадкая. Лечусь жж.
Кстати, английские музеи вещи могут продавать. Не знаю как государственные, но практика там такая существует.
Рассказом о "Паноптикуме" очень бы порадовали. А то, как ни загляну к Вам в журнал, все виды из московского окна...
Будьте здоровы в Новом году!

Это была окраина в конце девятнадцатого века. Blythe House находится теперь чуть ли не в центре города - в двадцати, что ли, минутах быстрой ходьбы от Кензингтон Гарденс. В середине девятнадцатого века здесь были еще фермы, потом наступил капитализм.

Меня, извините, эти три крана, что я вижу каждое утро когда бегают, навели на мысль проверить - неужели окраина. Нет, конечно.

С аборигенами не спорю, почти центр - так и ладно. Я ведь не бегала, а на метро добиралась)

почему у азиатских и среднеазиатских фигур головы всегд (или почти всегда) слегка на боку

Это Вы про мальчиков? Так они на девушек засмотрелись. А девушки голову прямо держат)))

интересно)) неоднократно такие места посещал) Вы бывали может быть в РХЦ гос. Эрмитажа?

Так я Старую деревню и рекламирую)

Для меня всегда неким маленьким чудом было преображение вещи. Конечно, есть вещи - шедевры сами по себе (те же представленные здесь выставки)Однако, чаще всего, стоит в хранилище некий "склад" сундуков. Смотришь, вроде бы, время нужное, размеры нужные, да и ничего вроде была когда-то. Покрутишь её, "прикинешь"... А потом вернётся она из реставрации, поставишь её с художником в подобающее для неё место - красиво, однако... ЭКСПОНАТ... А на складе такая ерунда лежала...

Только что в Берлине я столкнулась с чем-то средним между постоянной экспозицией и хранением. В новой Картинной галерее, в подвальном этаже, устроили экспозицию работ "второго ряда". Посетителей там практически нет. Кроме нас с мужем, забрела лишь одна очумевшая от искусства пара. На 90% я с выбором работ согласна.

ах какая птичка! дамы на лошадках тоже прекрасны.
очень интересно...вроде достойно хранятся

На меня и главный хранитель произвел впечатление) Надежный мужик!

спасибо, очень познавательно
а как там в Старой деревне? какие личные впечатления?

В Старой деревне прекрасно. Написала и задумалась) Не знаю, как там экскурсии организованы. Меня-то главный хранитель водил, и все, что мне было интересно, показывал)

Прекрасная и недоступная для меня экскурсия. Спасибо и с Рождеством!

Спасибо! Радости и здоровья Вам!

Хорошо когда фонды приоткрывают, жалко экспонаты.
У нас в Русском музее выставки часто меняются и в экспозиции могут картины поменять, а Эрмитаж очень не любит, что-либо менять.
Спасибо Наташа и с Рождеством!

Ира, спасибо! Всяческих благ и здоровья Вам и Вашим близким!
Неужели Вы не были в Старой деревне, в фондохранилище Эрмитажа? Там прекрасно: http://museum-guide.livejournal.com/3831.html

Боже, как интересно!
И такая удача - попасть на подобную экскурсию.

Это была специальная поездка. Мы смотрели музеи снаружи и внутри. Кроме этого большого хранилища удалось увидеть как все организовано в маленьких музеях.

Когда-то работала хранителем в головном краеведческом музее. Два с половиной года состовляла внутренние описи коллекций по документальному фонду, пропуская хранилище, коробку за коробкой, стеллаж за стеллажом через себя. До сих пор ностальгирую по этой работе. Вы напомнили, как это было:)
http://talja.livejournal.com/11084.html
http://talja.livejournal.com/62753.html

Спасибо за ссылки. Очень Вас понимаю, хотя штатным сотрудником музея никогда не была, только практиканткой. В фондах разных музеев пришлось поработать, когда писала диссертацию. Счастливые часы!

Спасибо большое, очень любопытно было взглянуть на организацию хранения вещей)

Для Вас надо было бы поснимать в реставрационных мастерских)

В связи с Вашим постом вспомнила, что в тот день, когда мы посещали Лондонскую национальную галерею, всем посетителям можно было посмотреть и картины в запасниках.

Лондонская национальная галерея - мой любимый музей)

Замечательный пост. Ведь никогда сама бы не увидела. Спасибо!

Горгонам всегда рада угодить)

Безумно интересно)) Обожаю заглядывать в такие места! Спасибо большое, что показали это "закулисье" :-)

Успехов и здоровья Вам в Новом году! Вернулась из поездки, жж помогает адаптироваться в родной стране)

Спасибо большое! Очень интересно. Бросил ссылку в музейное сообщество.

Вы меня опередили) Только что хотела этот пост там разместить)

Очень полезная практика строить такие хранилища не около музея... Это я к нашему ГМИИ применительно:):):)

Спасибо большое, за Ваш интересный рассказ.

Более того, британские музеи не боятся жить вместе. Эта практика распространена и в провинции. У нас об этом никто не говорит, а иметь современное оснащенное хранилище для нескольких музеев гораздо разумнее, чем распылять средства.

Спасибо за интересный рассказ. С удовольствием побывала бы на такой экскурсии.

?

Log in

No account? Create an account