Previous Entry Share Next Entry
Эрехтейон на Акрополе и в Британском музее
НЮ
cicerone2007
Мы поднялись на Акрополь ранним утром в числе первых посетителей. Это было правильно: не представляю, как в августовскую жару можно бродить по скале днем в плотном окружении туристов. Утром было дивно – лишь ты и камни. Где-то вдали горы и огромный город, а здесь тишина и возможность рассмотреть каждый из мраморных квадров Эрехтейона, порыжевших от времени:

Эрехтейон



Эрехтейон был построен в период Пелопонесской войны (421-406 гг. до н.э.) на месте легендарного спора между Афиной и Посейдоном за господство над Аттикой. Сам спор был наглядно представлен неподалеку, на фронтоне Парфенона. Между этими двумя великими храмами находилась бронзовая статуя Афины-Промахос.

Эрехтейон

Эрехтейон асимметричен, поскольку его архитектор должен был считаться с несколькими святынями, которые находились на данном месте. Это олива, посаженная Афиной и следы от подарка Посейдона. Вот как пишет о них, правда уже со скептическими замечаниями, Павсаний: «Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода. В этом большого чуда нет; даже у тех, кто живет в глубине страны, встречается то же самое, между прочим у карийцев из Афродисии; интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
http://library-institute.ru/books/pavsaniy-opisanie_ellady.doc
Третья святыня – могила афинского царя Кекропа. Над ней находится портик с кариатидами.

Эрехтейон

Здание имело два святилища. Их разделяла стена. У каждого был свой вход. Шестиколонный портик вел в святилище Афины Полиады. Здесь находилась древняя деревянная статуя Афины, на которую надевался пеплос, сотканный афинскими девушками. Торжественная процессия, во время которой это одеяние доставлялось на Акрополь, изображено на фризе Парфенона. Кроме того, в святилище находился золотой светильник Каллимаха, который наполнялся маслом раз в году, и горел, по свидетельству Павсания, днем и ночью.

Эрехтейон


Эрехтейон не только асимметричен. Его помещения находятся в двух уровнях. Портик святилища Афины вознесен на три метра над портиком, ведущим в святилища Посейдона.

Эрехтейон

Ионические колонны Эрехтейона легко несут тяжесть. Северный портик храма сохранился лучше восточного. Он вел к нескольким помещениям. Опять обратимся к Павсанию: «Входящий в это здание встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода бутадов».

Эрехтейон

Дверь северного портика Эрехтейона – единственная хорошо сохранившаяся дверь древнегреческого здания V века до н.э. До на дошли профилировки и изысканные рельефные детали:

Портал Эрехтейона

За колоннами виден кессонированный потолок:

Эрехтейон

Западная стена Эрехтейона была сильно переделана в римскую эпоху. Тогда вместо деревянных решеток, располагавшихся между колоннами, появились каменные стены с окнами в верхней части.
Пышная олива, которая сейчас так украшает эту часть храма, посажена на месте легендарного дерева в XIX веке.

Эрехтейон

Ее нет на акварели Джеймса Стюарта, которая датируется серединой XVIII века.
Эрехтейон перестраивали не только римляне. Его переделывали византийцы и крестоносцы. В турецкое время в нем размещался гарем.

Эрехтейон
http://www.vam.ac.uk/images/image/51009-popup.html

В начале XIX века Эрехтейон едва не разобрали целиком. Хант, капеллан Элджина предлагал перевезти остатки храма в Англию. Но Элджин и Лузиери ограничились лишь колонной, частью фриза и кариатидой. Эдвард Додуэлл запечатлел знаменитый портик в 1830-м году, когда на месте кариатиды, отправленной в Англию, поставили столб:

Эрехтейон
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Dodwell1821039.jpg?uselang=uk

Разграбление Акрополя уже в XIX веке осуждалось как варварство. Но в середине XX века стало ясно, что атмосфера современного города страшнее грабителей. Перенесенные в музейные залы детали Эрехтейона сохранились несравненно лучше тех, что остались на Акрополе.

Эрехтейон

Колонна, которая сейчас стоит в Британском музее, была изъята из восточного портика храма:

Эрехтейон

Вот и знаменитая кариатида:

Эрехтейон

Ее подруги сейчас тоже находятся в музейном зале. Но мрамор за 200 лет пострадал значительно больше. В Музее Акрополя стоят руины. Пленница англичан по-прежнему хороша.

Эрехтейон

Рассмотрим ее с разных сторон:

Эрехтейон

Эрехтейон

И простимся с Эрехтейоном, полюбовавшись пышной прической этой крепкой дамы. На Акрополе можно увидеть сейчас лишь копии кариатид.

Эрехтейон

  • 1
Спасибо! Очень интересный рассказ и фото впечатляющие.
Какое счастье, что можно увидеть такие прекрасные здания и скульптуры, пусть и пострадавшие от времени!


Спасибо! Пустота завораживает.

Пустота на Акрополе?

прекрасный рассказ и фото!

Какое интересное архитектурное решение! А первоначально стены были глухими и из такого камня? Как строили!!!

Он весь из мрамора. Были глухие стены и портики. Архитектурное решение уникально, особенно для храмовой архитектуры. И это стало возможно, когда вершина традиционного типа храма (Парфенон) была достигнута.

Всегда очень переживаю за античность в открытом доступе :)

Открытого доступа на Акрополе нет. Подняться на ступени, прикоснуться к мрамору невозможно.

Я про все на свете переживаю: и про атмосферу и про осадки.
Хотя, соглашусь, люди - это самое главное испытание для древностей.
В Селинунт спокойно ездить не могла в последнее время.
Хотя бы храм в Седжесте огородили. Надеюсь, что и в Селинунте тоже здравый смысл сработал (не была там уже года 2).

Спасибо за сладостное напоминание.
Но только не такие уж руины кариатиды в музее Акрополя, они завораживающе прекрасны. И каждая - с особенной прической ).

Все познается в сравнении. Кариатиды убрали в закрытое пространство, когда мрамор стал просто рассыпаться. Думаю, что сейчас над ними хорошо поработали реставраторы. Лет двадцать назад вышел в свет "Курьер Юнеско", посвященный состоянию кариатид.

И ведь Битанский музей не единственное место с кариатидами Эрехтейона :)


Да, этот ужас я видела из окошка такси.

В Риме, на рынке Траяна, я видела кариатиду с Форума Августа:

Кариатида с Форума Августа

видел и то, и то. Спасибо за приятные воспоминания

Очень впечатляюще! Спасибо большое за интересный рассказ! :-)

Спасибо! Не знал о сохранившемся дверном проеме, кстати.

Спасибо за пост!

Спасибо за увлекательный рассказ

Для меня визит в Грецию и Турцию сродни походу на кладбище. Их храмы -- реквием по великой культуре, особый трагизм которому придают убогость и нищета современных Афин и Стамбула

В Стамбуле пока не была, а в Афинах с удовольствием гуляли по холмам. Современный город ужасен. Представить, что там живут потомки древних греков невозможно(((

Спасибо, очень интересно было читать, а фотографии просто супер! У меня возник вопрос, а что сталось с деревянной Афиной, и как стало известно, что она вообще существовала?

Об этой статуе пишет Павсаний. А случилось с ней, думаю, тоже, что и с другими языческими святынями(((

Никогда не видела репродукций кариатиды со спины - да, удивительно крепкая дама!
А ещё было некое дежа вю от первой фотографии - показалось, что это акварель Поленова.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account