Previous Entry Share Next Entry
Тарелки влюбленных
НЮ
cicerone2007
Любое посещение Эрмитажа непредсказуемо. Идешь смотреть что-то определенное, но по пути тебя ждет случайная встреча с искусством, которая может оказаться сегодня более интересной, чем запланированная. Вот и в этот холодный осенний ноябрьский день я случайно остановилась около витрины с итальянской майоликой эпохи Возрождения. И отойти не смогла. Уж очень привлекательными показались мне блюда из маленького городка Кастель Дуранте в герцогстве Урбино. Их называют «свадебными блюдами» или «тарелками влюбленных». Такую тарелку покупал жених, просил написать на лентах имя невесты и преподносил на этом блюде свадебный подарок – обручальное кольцо или ожерелье.

Блюдо из Кастель Дуранте



Датируются «тарелки влюбленных» из коллекции Эрмитажа первой половиной XVI века. Впервые на подобную керамику я обратила внимание несколько лет назад на выставке в Нью-Йорке. Она называлась «Искусство и любовь». Метрополитен показывал на ней не только картины и гравюры эпохи Возрождения, но и многочисленные предметы, связанные со свадьбой: расписные сундуки, тарелки…

Блюдо из Кастель Дуранте

Девушки на эрмитажных тарелках очень разные. Кто серьезен, кто улыбается, кто закатывает глазки. Вряд ли это портреты. Скорее типажи. И как водится, у каждого портретиста есть свой излюбленный тип красавицы. Собранные вместе в одной витрине они превратились в довольно живую стайку. Невольно вспоминаются слова Леона Баттисты Альберти: «Легкомыслие и непостоянство даны женщинам как противоядие от их коварства и распутства…» Не сильно любили гуманисты дам!

Блюдо из Кастель Дуранте

Но любовались ими. И имя девушки на блюдах чаще всего сопровождает эпитет «bella» («прекрасная»).

Блюдо из Кастель Дуранте

Прекрасная Ливия находится в собрании Метрополитена:

Блюдо из Кастель Дуранте
http://images.metmuseum.org/CRDImages/rl/original/DT3516.jpg


По мнению Пьера Ронсара (в переводе Вильгельма Левика):

Природа каждому оружие дала:
Орлу — горбатый клюв и мощные крыла,
Быку — его рога, коню — его копыта.
У зайца быстрый бег, гадюка ядовита,

Отравлен зуб ее. У рыбы — плавники,
И, наконец, у льва есть когти и клыки.
В мужчину мудрый ум она вселить умела.
Для женщин мудрости Природа не имела

И, исчерпав на нас могущество свое,
Дала им красоту — не меч и не копье.
Пред женской красотой мы все бессильны стали.
Она сильней богов, людей, огня и стали.

Блюдо из Кастель Дуранте

Стихами когда-то завершился для нас, студентов, курс «Искусство Возрождения». На последней лекции Виктор Николаевич Гращенков, мельком показав нам Школу Фонтенбло, раскрыл томик Ронсара, и мы услышали «Стансы»:

Если мы во храм пойдем —
Преклонясь пред алтарем,
Мы свершим обряд смиренный,
Ибо так велел закон
Пилигримам всех времен
Восхвалять творца вселенной.

Если мы в постель пойдем,
Ночь мы в играх проведем,
В ласках неги сокровенной,
Ибо так велит закон
Всем, кто молод и влюблен,
Проводить досуг блаженный.

Но как только захочу
К твоему припасть плечу,
Иль с груди совлечь покровы,
Иль прильнуть к твоим губам,—
Как монашка, всем мольбам
Ты даешь отпор суровый.

Для чего ж ты сберегла
Нежность юного чела,
Жар нетронутого тела —
Чтоб женой Плутона стать,
Чтоб Харону их отдать
У стигийского предела?

Час пробьет, спасенья нет —
Губ твоих поблекнет цвет,
Ляжешь в землю ты сырую,
И тогда я, мертвый сам,
Не признаюсь мертвецам,
Что любил тебя живую.

Все, чем ныне ты горда,
Все истлеет без следа —
Щеки, лоб, глаза и губы.
Только желтый череп твой
Глянет страшной наготой
И в гробу оскалит зубы.

Так живи, пока жива,
Дай любви ее права—
Но глаза твои так строги!
Ты с досады б умерла,
Если б только поняла,
Что теряют недотроги.

О, постой, о, подожди!
Я умру, не уходи!
Ты, как лань, бежишь тревожно.
О, позволь руке скользнуть
На твою нагую грудь
Иль пониже, если можно!

Иногда на блюдах встречаются парочки. Такие же идеальные, как одиночные изображения юных дам, и очень трогательные:

Блюдо из Кастель Дуранте

После эрмитажного блюда не могу не показать живописную пару из собрания Метрополитена. Уж очень понравилась она мне тогда на выставке «Искусство и любовь». Это ранний портрет. Его написал Филиппо Липпи в середине XV века. Красавица непроницаема. Мужчина, обращенный к ней, гораздо живее, несмотря на всю условность изображения.

Филиппо Липпи
http://images.metmuseum.org/CRDImages/ep/original/DP159891.jpg

Я так спешил к тебе (отчаянье берет)
А ты и поцелуй едва мне подарила.
Невкусный поцелуй, холодный как могила, -
Диана Феба так целует дважды в год.

Невеста - жениха, когда кругом народ,
И внучка - бабушку. Ужель ты разлюбила.
Где влажность томная, где жар, и страсть, и сила,
Где нежность чувств? Иль горек стал мой рот?!

Учись у голубей: они весь день украдкой,
Целуясь клювом в клюв, воркуют в неге сладкой,
И для забав любви им даже мало дня.

Так я прошу тебя, как это мне не грустно,
Ты лучше никогда уж не целуй меня;
А хочешь целовать - тогда целуйся вкусно!

Этим стихотворением В.Н.Гращенков закончил лекционный курс. Впереди был суровый экзамен. Не знаю, как мои сокурсники, но подготовку к нему я начала в библиотеке с томика Ронсара…

  • 1
) замечательные

Очень здорово! Спасибо!

Ронсара знала, остальное нет. Спасибо!

Я тоже совсем недавно стала приглядываться к ренессансной керамике)

Прекрасный пост! Прелестные девушки, особенно вторая (чудо!), великолепные стихи Ронсара. Спасибо!

Согласна, мне тоже вторая нравится больше)

О! Божественно прекрасно!)) Великолепный пост, любимый ренессанс и Филиппо Липпи. Спасибо огромное!))
Могу я надеяться на перепост в сообщество? :-)

Спасибо! Завтра же отправлю)

=) Да, в Эрмитаже эти тарелки находятся в зале с рафаэлевыми двумя картинами и "Скорчившимся мальчиком" Микеланджело.

"Девушки на эрмитажных тарелках очень разные." ;) Это Вы очень мягко, на мой взгляд, про них сказали... есть среди изображенных просто откровенные уродины (надпись "бэлла" тогда становится даже комичной) ;D
Мне кажется, это были такие сувениры, как у нас... магниты на холодильник, или кружки с именами. Художник "шлепал" эти лица, как рука пойдет. Подозреваю, что надписи тоже сам сочинял (начиная с самых популярных имен). Может, парочку заготовок под прилавком прятал, на случай, что клиент попросит редкое имя...

Спасибо за интересный пост!
:)

С магнитиками Вы переборщили) Но то, что это не высокое, а массовое - правда. Традиции керамики такого уровня в Италии дожили до сегодняшнего дня. Я терпеть не могу сувениры-побрякушки. А из Италии несколько раз привозила керамику (бокалы, миски), и с удовольствием их использую по прямому назначению.

Я терпеть не могу сувениры-побрякушки, а вот керамику...

!!! И я, и я, и я того же мне_ни_я! =)
Из Италии, правда, стекло привозил. А вот из Болгарии - керамику (миски-тарелки). И сам их использую, и друзьям дарю ))

Спасибо! Очень красиво!



Керамика хороша (про шедевр Липпи я уж и не говорю). Как Вы умудряетесь через стекло так хорошо фотографировать?

По секрету: стараюсь прислонить объектив к стеклу.

Я бы от такой тарелеи не смогла отказаться, особенно в наше время.Стихи для меня открытие:))

Наслаждайтесь на здоровье)

Какая красивая традиция. Интересно, жених заказывал тарелку или выбирал из готовых?

Пишут, что выбирал из готовых и заказывал надпись.

Влюбилась!)))
Если б мне преподнесли такую тарелку, не думая, сказала бы "да"))) Оправдав тем самым ворчание Альберти о женском легкомыслии: ведь откажись -- и не получишь красивую тарелку)))

Спасибо, замечательный рассказ!

Помнится, я еще в студенческие годы, будучи в Ленинграде, за 15 минут до закрытия вышла на эти блюда, для которых у туристов обычно времени не хватает. Я была поражена красотой сине-золотой майолики, от которой меня вскоре отогнали безжалостные смотрительницы).
С тех пор я полюбила майолику, поэтому Ваш рассказ мне особенно приятен.
В Милане, в замке Сфорцеско отличная коллекция майолики.

В Сфорцеско музей мне очень понравился. Но душевные силы там ушли на скульптуру и живопись.

Ну да, Пьета....
я всегда впечатлять аптечными сосудами майоликовыми, очень монументальные)

PS Виктор Николаевич всегда вызывал уважение, но этот новый факт из его жизнеописания меня просто покорил)))

А правда ли, что он всех студенток призывал не заниматься наукой, а выходить замуж и рожать детей?

оййй, а я-то думала, наша преподаватель проектной графики и композиции такая одна в мире - "зачем вам этот дизайн, идите замуж"

Это совсем разные истории. От тетки такое слышать все-таки странно. Или она - неудачница, или, простите, - дура.

Всех - это легенда. Более того, парням от него тоже доставалось.
У нас он произнес речь о том, что надо к окончанию университета выйти замуж, родить, а если не успеем, то чтобы "все признаки были налицо", на четвертом курсе. Я не удержалась и задала вопрос: "А за кого?" Он посмотрел на наших мужчин и произнес:"Разумеется, не за этих. За технических надо!" Однокурсники со мной потом неделю не разговаривали)))

-)))
Наверное, у однокурсников были на Вас виды))) А тут такое фиаско -- сам мэтр "забраковал")))

Парни с ним вместе курили на переменах. А тут "забраковал" ) Виды могли быть и не на меня. Важнее, что равными он их все равно не считал. Он ведь вообще не вписывался в богемную среду. Любил свое курсантское прошлое, технику. Крупный, сильный, грубоватый. Он как-то сказал о себе: "Я - кондовый русский западник")

Оценила! -))))))))

Когда впервые пришла на лекцию по Ренессансу, то меня двое студенток спросили:
-- Ты надолго к нам?
Я на тот момент ненавидела Возрождение. После поездки в Италию тошнило от одного этого слова). Так что ответила:
-- Не знаю. Сложно определиться, когда не слышала ни одной лекции
-- Да мы тоже. Это первая. Зато у нашего профессора потрясные дорогие туфли!
-- Ну, значит, как только мне наскучит его рассказ о Возрождении и я хотя бы один раз переведу взгляд его туфли, так тут же и уйду. Посмотрим...

За 15 лет в богемной среде я изучила всю типологию потрясных туфель, костюмов, машин, галстуков и горнолыжных курортов как эстетствующих западников, так и метросексуалов-славянофилов. И, рыдая на взрыд на Вилле Д Эсте, к моему тогдашнему эстету с хорошей родословной оставался один вопрос: «Ну почему в этой самой уродливой стране мира Италии (где я вынуждена с тобой торчать 11 дней) эту (судя по твоим рассказам о ней) эпоху Упадка на кой-то черт назвали Возрождением?»


Извините, что влезла в Вашу дискуссию. Технических знаю более, чем хорошо (сама из таких) выбор тоже - не очень.
Спасибо и за майолику и за Ронсара!Как всегда - Ваш материал - Открытие)))

Я пошла другим путем: вышла за математика)))

Физики (математики) и лирики - на мой взгляд, идеальный союз. )

А я никогда не делила. Мне казалось, что главное, чтобы ты уважала мужчину, а он тобой восхищался. Ну и вам друг с другом было интересно и комфортно)))

Вы абсолютно правы!

Ой!Прекрасные - и девы, и Ронсар :)
Спасибо большое

Спасибо.
("Мнение" Ронсара - первое стихотворение - это перевод из Анакреонта.)

Спасибо, ценные фотографии. Мы сегодня как раз на занятии по зарубежному ДПИ ходили в Эрмитаж и смотрели эти тарелки из Кастельдуранте. Мне они очень понравились. А тут вот все сразу!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account