Previous Entry Share Next Entry
Аппиева дорога
НЮ
cicerone2007
«И теперь, как и тогда, <…> приближающийся к Риму путешественник расстается с одним миром и находит другой. Вечность Рима не вымысел – его окружает страна, над которой время остановило свой полет и сложило крылья. Исторический день здесь никогда не наступал, здесь брезжит рассвет нашего бытия».
П.П.Муратов. «Образы Италии», т.2, М.,1994,стр.97.

Аппиева дорога



Древний Рим, в отличие от Древней Греции, я полюбила сразу, на первом курсе. В память навсегда впечатались главные образы Рима, среди которых одно из главных мест занимали камни Аппиевой дороги. Свое первое сознательное, а не случайное путешествие за границу я совершила в Италию. Тогда же из окна автобуса я увидела Царицу дорог впервые. Только камней не было, поскольку на этом участке она была залита асфальтом. Долгожданная прогулка по Аппиевой дороге состоялась уже во время моего четвертого посещения Рима.
Мы добрались на рейсовом автобусе до Капо ди Бове (так именуется гробница Цецилии Метеллы, поскольку на опоясывающем ее фризе изображены головы быков) и пошли по пустынной утренней дороге, окаймленной пиниями и кипарисами, в сторону от Рима. Вот и настоящие камни:

Камни Аппиевой дороги


«В 312 г. до н. э., когда в Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба этих сооружения навеки сохранили его имя.
Римляне называли Аппиеву дорогу (Виа Аппиа) царицей дорог, так как это была первая вымощенная камнем дорога в истории Италии; она вела на юг и сначала соединила Рим с Капуей, а потом ее продолжили до Беневента и Брундизия. В конце III — начале II в. до н. э. ее усовершенствовали, придав ей конструкцию, сохранившуюся до наших дней: хорошо утрамбованную землю залили бетоном из мелкого щебня с крепким цементом, поверх поместили еще один слой бетона с гравием и на этот второй слой, пока он еще не затвердел, положили гладкие крупные базальтовые плиты, утопив их неров¬ные основания в бетоне. Эта трехслойная конструкция, имеющая небольшую выпуклость в центре (чтобы вода стекала к краям дороги), достигает в высоту 90 см (толщина современных шоссе не более 60—70 см). В течение веков римляне построили множество дорог; время показало, что их долго¬вечность в сто раз выше, чем у наших шоссе. Аппиева дорога, самая старая из всех, работает до сих пор, только теперь ее базальтовые плиты почти везде залиты асфальтом, а называется она Antica (древняя) в отличие от новой, проложенной параллельно ей (via Appia Nuova); дорога, соединяющая их, называется via Appia Pignatelli, так что теперь Вечный город имеет три Аппиевых дороги.
Вдоль древней «Царицы дорог» со временем воздвигли множество мавзолеев, ибо в перенаселенном Риме пришлось ликвидировать кладбища в черте города и умерших стали хоронить вдоль дорог».
Е.В.Федорова. Знаменитые города Италии. М., 1985, стр.29

Аппиева дорога

Первый же дом, который мы встретили, сразу привлек внимание к своим стенам, сложенным из камней, выломанных из старых гробниц:

Дом на Аппиевой дороге

Стена из обломков

А затем стали появляться гробницы. Вот гробница Хиллария Фуска с пятью портретами:

Гробница Хилария Фуска

Вот гробница Фронтисписа и гробница Гирлянд:

Гробница Фронтисписа и гробница Гирлянд

А эту стелу именуют гробницей Героического рельефа. За ней расположилась воинская часть:

Гробница &quot;Героического рельефа&quot;

Посвятительную надпись сохранила гробница Сикста Помпея Справедливого, раба, получившего свободу в 1 в.:

Гробница Сикста Помпея Справедливого

Мы прошагали несколько километров по дороге, любуясь свежестью полей, пиниями и кипарисами, наслаждаясь безлюдьем и тишиной. Потом повернули назад, чтобы поближе рассмотреть мавзолей Цецилии Метеллы:

Гробница Цецилии Метеллы

Эта приземистая башня 1 в. до н.э., облицованная мрамором, когда-то вероятно имела конусообразное завершение. Его сломали в Средние века, когда мавзолей вошел в состав замка Каэтани и стал использоваться как крепостная башня. Именно тогда появились «ласточкины хвосты»:

Гробница Цецилии Метеллы

В стену гробницы вмонтированы остатки рельефов, а в самом мавзолее устроен маленький музей:

Рельефы у гробницы Цецилии Метеллы

Рядом с гробницей Цецилии Метеллы в 312 году император Максенций соорудил огромный цирк. Его арена имеет длину 482 м и ширину 79 м. Вокруг арены на искусственных субструкциях расположено десять рядов для зрителей. Их могло быть 15 тысяч:

Цирк Максенция

Между башнями, которые частично сохранились, находились карцеры – стартовые стойла для лошадей:

Цирк Максенция

На этом же участке дороги находятся и христианские памятники. К сожалению, в катакомбы мы не попали, но полюбоваться развалинами готической церкви Св. Николая смогли.

Церковь Св. Николая

Потрясающе!!!
К сожалению я туда не успел...

Это значит, что прекрасные впечатления у Вас впереди. Кстати, обратно мы добирались на археологическом автобусе. На нем можно путешествовать с остановками весь день.

По другому и не скажешь - потрясающе!

Спасибо. Очень рада успеху этого поста.

(Deleted comment)
Чудесно, что Вам понравилось!

Спасибо за воспоминания о теплых камнях моего любимого города.

Вы были на Аппиевой дороге рано утром? Не могу точно сориентироваться по фотографиям, но такая дымка, такое небо чистое и тени длинные, что очень похоже на утро :)

И расскажите, пожалуйста, об археологическом автобусе. Ни разу о таком не слышала, а было бы здорово воспользоваться Вашим советом. Как этот автобус называется?

Как же приятно общаться с "Сириянкой", о которой я когда-то писала курсовую работу!
Мы были утром, но не очень рано. Дело происходило зимой.
Это двухэтажный автобус, конечная остановка у него около вокзала Термини. Есть варианты маршрутов. Билет действуект целый день. Можно выходить, гулять, ехать дальше уже на другом. Мы сели у Капо ди Бове, доехали до Терм Каракаллы, побродили там, потом вылезли у Фортуны Вирилис, потом доехали до Палаццо Массими. Был уже вечер. Мы использовали только половину возможностей этого маршрута. Зато в Римском Национальном музее нас ждала роскошная выставка фресок из собрания Археологического музея в Неаполе.

Спасибо, замечательные фотографии, так приятно вернуться в любимые места. Итальянские сосны, небо, камни…

Как прекрасно, что так дорогА оказалась Аппиева дорОга!

Edited at 2009-05-18 06:44 pm (UTC)

А я вот наоборот - греков любила с раннего детства, а римлян недолюбливаю и сейчас. Но этот пост - о, восторг! Какие снимки - не в смысле композиции и раскурсов, а в смысле передачи поэзии и духа места!

Все познавательно и романтично. Это так, что там в древней Италии время остановило свой полет, там только рассвет нашего бытия, а не тупик., Может вернуться нам к этим истокам и все начать сначала. Я не знаю.Но прошлое заставляет задуматься о нашем бытие. Так они хоронили за городом , вдоль дорог... Так делали древние римляни.?

Замечательно! Кроме информации фото прекрасно передают состояние, очень романтично!)

Я извиняюсь, что не в тему.))) Вы не подскажете, как вставлять тэги в сообществе mirprekrasen? Помогите пожалуйста чайнику!)))

Я там долго мучилась. Если не запамятовала, то удалось решить проблему с помощью "редактирование тэгов"

И бронзу!!! :)))))
Мы с этой собачкой не знакомы. Где она живёт?:)

В Глазго, в собрании Баррелла. Надо будет подбросить Вам еще несколько восточных диковин из моих архивов. Я только ахаю, а Вам может быть и смысл ясен...

Такая чудесная атмосферная съемка: чувствуется воздух и эпоха...
Спасибо!)

Мне просто интересно,Вам интересна история с достопремечательностями или Вы любите просто путешествовать?
Лично мне очень интересна информация о самой дороге,как Вы её подали!
уж не как не думал что в такие времена так уже умели укладывать дороги.
Да и почему Вы решили или же Вам сказали что эти дома сделаны частично из надгробий?

Я люблю путешествовать в те места, где сохранились памятники истории. Рада, что Вам понравился рассказ о дороге. От надгробий и мавзолеев до наших дней остались лишь крохи. Постройки Древнего Рима в последующие века использовались как каменоломни. И благо бы мраморные обцовки только обдирали, но мрамор еще и пережигали, чтобы получить известь.

первая фотография просто здорово. именно так все и представляется. наверное утро самое лучшее время для восприятия этого места.
а дом выстроенный из обломковвоспринимается скорее не как пресловутый "хоз. способ")) а скорее как декоративная парковая руина )))

?

Log in

No account? Create an account