Previous Entry Share Next Entry
Белофонные лекифы. «Ночь отпускает пленные тени»
НЮ
cicerone2007
Из легких рисунков на белофонных лекифах Британского музея мне запали в душу не только работы Мастера Ахилла. В музее есть еще несколько дивных ваз. Они созданы разными мастерами, но изображения на сосудах представляют один и тот же тип композиции. В центре ее – надгробная стела. На постаменте сидит женщина. Краска облетела, время совлекло с нее одежды. Она прекрасна, спокойна и …вечно молода, поскольку перед нами та, к чьей могиле с двух сторон подходят люди:

Белофонный лекиф



На лекифе Лондонского мастера D 72 к стеле подходят женщина и юноша. Как тут не вспомнить элегию Секста Проперция, хоть и написана она не в Афинах, а в Риме, и несколькими столетиями позже, чем нанесен на тулово сосуда этот рисунок:

Маны — не совсем ничто, и не всё кончается со смертью;
бледная тень ускользает от поверженного костра.
Недавно мне явилась Кинфия: она лежала, облокотившись на ложе, —
Кинфия, недавно погребённая в самом конце шумной улицы;
тогда я забылся сном, похоронив свою любовь,
и жаловался на холод, царящий в моей постели.
У неё были такие же волосы, как тогда, когда её выносили,
такие же глаза; костёр прожёг на боку её одежду;
его огонь испортил берилл, который она всегда носила на пальце;
краешки её губ уже посинели от Летейской влаги.

Секст Проперций. Элегии в четырех книгах. Перевод и примечания А.И.Любжина. М., 2004, с. 203.

Белофонный лекиф

Живые рядом с призраком ведут себя по-разному. Кто-то изумленно всматривается в дорогую тень, а кто-то занят совершением обряда и ее не видит. Женщин на этом лекифе разделяет невидимая, но непроходимая грань.

Белофонный лекиф

А вот лекиф работы Мастера женщин. Здесь рисунок нанесен не коричневым, а черным тоном. Женщина с рассыпанными по плечам кудрями словно тает у нас на глазах. И опять вспоминается Седьмая элегия Проперция:

Она глубоко вздохнула и стала говорить,
и хрустнули пальцы на её хрупких руках <…>.
«Ведь за мрачным потоком — два поприща нам на жребий,
и не один и тот же путь ведёт мёртвых по воде.
Первый несёт блудливую Клитемнестру и Критянку,
которая обманула быка с помощью деревянной коровы.
А другие плывут на увенчанной ладье туда,
где ветерок ласкает розы на блаженных полях Элизиума, где поёт
мелодичная струна, где рокочут медные бубны Кибелы, где звучат
Лидийские плектры для хороводов дев, облачённых в митры.
/с. 203-205/

Белофонный лекиф

И здесь к гробнице подходят живые. Вот женщина с лекифом в руках:

Белофонный лекиф

Он словно тень того реального лекифа, что мы видим:

Белофонный лекиф

Третий лекиф, где живые встречаются с умершей, создан немного позже первых двух. Его относят к произведениям Группы R и датируют самым концом V века до н.э.

Белофонный лекиф

Белофонный лекиф

У могильной плиты сидит мощная дама, словно не расставшаяся с земными страстями. И здесь уместно вспомнить последние строки элегии:

Ночью мы носимся на свободе, ночь отпускает пленные тени,
и сам Цербер где-то блуждает, когда откинут засов.
Закон велит нам с рассветом возвращаться к Летейским водам;
кормщик везёт нас обратно и пересчитывает груз своей ладьи.
Пусть сейчас ты во власти других женщин — скоро будешь только моим;
ты будешь со мной, и твои кости соприкоснутся с моими».
И вот, закончив свою горькую жалобу,
тень растаяла и исчезла прямо из моих объятий.
/с. 207/

Белофонный лекиф

Белофонные лекифы. Мастер Ахилла: http://cicerone2007.livejournal.com/69122.html

  • 1
Начиталась всякого про митинги коммунистов, и сама этих сегодня со знаменами видела, и какие-то картинки с голыми мужиками на вручении каких-то премий. Т.е. сошедший с ума мир. А вот сейчас посмотрела на Ваше послание миру, как-то голова встала на место. Спасибо Вам.

Спасибо на добром слове. Для меня погружение в древность тоже способ сохранять голову в нормальном состоянии)

Спасибо... какие прекрасные сосуды - и прекрасный пост.

так "лекиф" - это просто ваза? А почему такое название?

Лекиф - это тип сосуда. Другие типы: канфар, килик, амфора, кратер и т. д.
У лекифа вытянутое горлышко, одна ручка, т.е. на фотографиях типичные лекифы. В них хранили масло и благовония. Использовали для культовых возлияний. О их связи с погребальным культом я писала в предыдущем посте о лекифах.

Я, видимо, его пропустил или не обратил внимания. Нет, вру: даже комментарий там оставил, а вы мне рекомендовали время, когда их смотреть в Брит музее. Но я так туда и не пошел, и теперь неизвестно когда буду в Лондоне.

Суматоха-то какая. И память уже ни к черту. Ай-ай.

Спасибо за ваше терпение.

Спасибо Вам. Бальзам на душу.

Спасибо! Очень люблю Ваши рассказы. Не просто - искусствоведческое, сухое повествование, а прочувственное восприятие, пропущенное через себя. От этого и сама начинаешь чувствовать и воспринимать искусство, как нечто живое, трепещущее. Еще раз - спасибо! :-)

Увидел что-то интересное - поделись с товарищем) Это не диссертацию писать)))

Очень красиво!Глаза отдыхают на изображенных лицах!Полностью поддерживаю la_gatta_clara!

Хотела написать - Какие они современные.
Но пишу - они вечные.

И как видна индивидуальная манера рисовальщиков!

напомнили рисунки Пушкина в рукописях..

В пушкинское время такой рисунок называли очерком. Он был популярен и среди любителей, и среди художников-академиков. Очень красивые очерковые рисунки есть у Егорова, Шебуева.

Потрясающе. Особенно вторая. И первая. Как легко нарисовано... и то, что цвет едва сохранился - не древность, а прямо Пикассо...
Спасибо.

Вы меня опередили. Я тоже подумал о Матиссе, и о Рауле Дюфи с его летающей лёгкой кистью и ар-деко припомнилось в силизованных пальмах и архитектонах - и многое другое. Гамлет замечал - Прервалась связь времён - а тут мы видим удивительные дежа-вю и прорывы к нам и рисунки очерками к "Душеньке" - и многое другое.
Но особенно потряс, конечно Проперций! Такая тонкость и филигранность чувств, такое лирическое сопрано поэтического голоса, такая глубина постижения базовых основ - жизни и смерти! Созвучны ему могут быть лишь японцы в "Кокинсю" (Кокинвакасю, изборник старых и новых песен Ямато, 905г. по Р.Х.). Позволю и себе продолжить возрождённую Вами традицию сопровождать усладу глаза наслаждением поэзией:

Пусть разлука близка
Я в страну Инабá отбываю -
И в иной стороне
Я расслышу в голосе сосен:
"Жду", и я тотчас приеду!

Хоть и на тысячу добрую лет позже, но острота жизненных переживаний, запечатлённая в скупых прокрустовых размерах танка - та же!
В данном случае, страна Инабá - это Москва, куда отбываю на месяц.
Если захотите - прошу позвонить (тел. оставлю на "личке"!)
Посмотрите Студию!

А я вот погружалась поздней осенью в просмотры фильмов. Посмотрела фильм ЛЕГИОНЕР, там очень реалистически показано как эти редкие древние предметы французы стараются найти в Марокко,чтобы потом какой-нибудь толстобузый буржуа любовался в Лувре, как сказал один из главных героев, которого убили.

Пардон, вы фильм для начала посмотрите ЛЕГИОНЕР. В этом фильме коммунистов нет, там есть иного разных идей, но Марксом совсем не пахнет. Одна, но не самая главная-один древний предметикМестные ребята никак не хотят, чтобы его увязли вдругую страну, и эти ребята объдинились за свое родное достояние. Другие, тоже неплохие ребята-легинеры, пока археологи рыли этот древний предметик , а они их охраняли, большим числом погибают, но долг свой выполняют до последнего конца. Кстати, один из них был родом из царской России. Но предметик этот древний легилнеры отдали местным ребятам по праву.

А вот восьмибитный привет древним грекам:

Это механизм из Антикитеры?)))

(Deleted comment)
Забыл где я уже видел такую же заметку хотя пофиг

  • 1
?

Log in

No account? Create an account