Previous Entry Share Next Entry
Искусство в непосредственной близости
НЮ
cicerone2007
Эрмитаж и Русский музей, в которых я побывала на прошлой неделе, удивили неожиданной возможностью приблизиться к произведениям искусства. Так нам, обычным смертным, в музеях общаться с искусством удается крайне редко. В Эрмитаже это происходит на выставке скульптора Энтони Гормли. Для того чтобы «заиграла» современная пластика в Римском дворике, античные статуи сняли с пьедестала. К Венере Таврической можно подойти вплотную:

Венера Таврическая



Можно посмотреть на нее в упор, и даже не снизу вверх, а сверху вниз. Она оказалась очень миниатюрной дамой:

Венера Таврическая

И все для того, чтобы в соседнем зале уткнуться носом в фигуры из параллелепипедов. Ведь выставка называется «Во весь рост».

Энтони Гормли

Хранители античной коллекции и служители в залах, мне кажется, принимают перед выходом на работу успокоительные средства. Первое чувство, которое испытываешь, войдя в зал, волнение за сохранность экспонатов. Отсутствие постаментов провоцирует зрителей к контакту с пластикой.

Венера Таврическая

Современные фигуры смотрятся в зале как пришельцы-оккупанты.

Энтони Гормли

Так называемый Эрот Соранцо без пьедестала окончательно лишился своего божественного происхождения. Глядя на него, я вспомнила картину Э.Дега о юных спартанцах: http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Young_Spartans_National_Gallery_NG3860.jpg
Такой же диковатый мальчик из античного предместья:

Эрот Соранцо

У Гормли подобных персонажей предостаточно:

Энтони Гормли

На самом деле, возможность увидеть статуи без пьедестала – вещь замечательная. Здесь просто надо проводить занятия на тему «пространство в скульптуре». Пьедестал определенной формы и высоты многое определяет в нашем восприятии того или иного скульптурного образа, задает границы, в которых существует пластический образ. В зале это чувствуешь кожей.

Без постамента

Отзывы посетителей о выставке делятся 50 на 50: восторженные (Даешь современное искусство в Эрмитаже!) и негативные (До чего Эрмитаж докатился!).

Энтони Гормли

Есть и еще один персонаж в этих двух залах: пустота, пространство само по себе. Так задумано, или так получилось, но пространство доминирует над фигурами. В соседних залах совсем не так.

Без постамента

Пустота доминирует и в зале с современной пластикой:

Энтони Гормли

Без постамента

Но все-таки больше всего я крутилась около Венеры Таврической.

Венера Таврическая

Уж очень беззащитной смотрится она на этой выставке:

Венера Таврическая

Ну а Русский музей удивил меня тем, что живописные панно К.Коровина сейчас украшают ресторанный зал. И в непосредственной близости от произведений находятся рояль, звуковые колонки и прочие сценические принадлежности…

Коровин

  • 1
Очень интересный опыт и со скульптурой без пьедестала и сочетания с современным искусством. А вот Коровин в ресторане - это зря,по-моему.

Ресторан в ГРМ меня удивил своей провинциальностью(((

Скульптуры без пьедестала смотрятся так необычно и мило. Надо дойти...
А сам Коровин как Вам, я к сожалению пробежала бегом после Григорьева, чтобы Григорьева не растерять.Думаю сходить в конце октября.

На выставке Коровина меня удивило совмещение в нескольких залах станковых картин и панно на северные темы. Панно смотрятся как работы мастера "сурового стиля". Если бы их экспонировали в отдельном зале, то просто ярко бы прозвучала эта особая линия в творчестве Коровина. А так мешают друг другу(

Простите за "вмешательство", но очень созвучно и кстати для меня этот пост. Несмотря на то, что музейные пространства для меня среда естестевенная, я только пару дней назад и совсем случайно поняла про себя, что скульптура никогда (ну, может быть, только однажды и давно на выставке Майоля) не воспринималась мной чувственно, и в лучшем случае - как мертвая (хоть и любимая, подчас) натура, а чаще - артефакт. И причиной столь позднего открытия:) оказалась нечаянной: зашла из любопытства в зал, где выставляются сейчас работы неизвестного для меня до этого времени Виктора Корнеева. Зашла и - долго не могла понять, что держит и не отпускает так долго меня: т.е., сами скульптуры не то, чтоб поражали мое воображение, но... Тишина,- поняла я. - каждая скульптура или композиция имела собственное, почти что метафизическое пространство- и равнодушно-отстраненное ко мне, и - вовлекающее, одновременно. И это оказалось для меня и неожиданным, и новым. Я и теперь не знаю: талант ( для меня явный) художника, или - не менее талантливое оформление пространства завораживали меня. Вполне возможно, что - второе. Поскольку вспомнила, как важно для картины место, освещение, даже рама, и как видны иногда в музеях предпочтения музейных работников в выборе этих, казалось бы, "второстепенных" составляющих. И - привычное "столпотворение" даже в залах античных скульптур. Возможно, что скульптурам в музеях по определению - тесно:).
А что касается пьедесталов... То "возвышение" любое для любви почти пагубно:).

Скульптура бывает разная. Какой-то "возвышение" потивопоказано, а какая-то без него никак. Демонстрация античной скульптуры вопрос особый. В Ватиканских музеях господствуют принципы экспонирования прежних эпох. Современному зрителю скульптура там кажется мертвой. В новой экспозиции Капитолийских музеев, где используется темный фон, выгородки, все оживает. А вот самое смелое решение: http://cicerone2007.livejournal.com/9119.html

Очень полезный эксперимент, на мой взгляд. По крайней мере, острее начинаешь чувствовать композиционную осмысленность скульптуры в организации условного, идеального пространства (и роли реального человека в среде этого пространства), которую на выставке утрированно подчеркнули с помощью вполне невинной и даже художественно любопытной дезорганизации.

мне стало интереснее вглядываться в классику на фоне этих современных уродцев
а кто их автор?
наш глаз уже привык к тому что создано веками и вроде так оно есть и будет еще после нас. а вот теперь делаешь вывод как оно еще более ценно
ведь эти ступенчатые некрасавцы вряд ли переживут истинно прекрасное...

Очень интересно, спасибо!

PS У Вас очень красивая аватарка -)

Cпасибо Вам огромное за такое прочувствование и точность восприятия.Выстака замечательна,наверное, тем, что современные композиции, не образуя гармонии с античностью,подчеркивают особую, не замечаемую обычно, "уютность" классики. И игра полупустого пространства, и отсутствие пьедисталов - все работает на одну идею личностного восприятия скульптуры, стирания границ и любования непреходящей вечной красотой.
А вот Коровин в ресторанном зале - коробит.

Ох, жалко, я не знала, что вы были тут!

Я обычно слабо понимаю современное искусство, а вот Гормли в Эрмитаже очень понравился. У меня, правда, немного не такое сложилось восприятие его работ - я пыталась угадать основное чувство, которое выражала каждая скульптура. И профессию:). Получилось забавно - оказывается, как и всегда, впрочем, что мы воспринимаем большую часть информации по ключевым точкам. И Гормли сумел уловить эти точки и передать их в скульптуре.

ого,тут какая-то магия,сошедшая с пьедестала!

какая прелестная калька

с венецианского биеннале - 2011
Тинторетто у нас нет, давайте скульптуры антИк отправим прогуляться по музею, заодно и в кубики поиграть

а вот про панно Коровина, как не странно, понравилось
если все аккуратно и следят - вполне себе дорогое интерьерное, на службе у людей, не только созерцать

все-таки картины, они изначально для людей, потом уже для музеев

Как долго продлится это безобразие в Эрмитаже? Очень хочется посмотреть!

схожу обязательно! спасибо!

Какими "земными" и беспомощными они смотрятся без своих постаментов... Мне дпже их как-то жаль...

Интересно, как это, в ощущениях, когда древние статуи не на привычных постаментах, а вровень со зрителем...
Думаю, я бы тоже опасалась за их сохранность :)

Соглашаюсь с каждым словом. Те же ощущения и мысли. ...А занятие... непременно. :))
Спасибо за пост и фотографии. :)

С наступающим Днём Рождения Вас!!! Эрмитаж прекрасен (посчастливилось с наших периферий один раз добраться) только действительно авангард не смотрится!

Я вчера была в этих залах Эрмитажа. Долго бродила среди античных скульптур. Действительно, Венера трогательна в свей беззащитности. Выставку скульптора Энтони Гормли пролетела на бешеной скорости - не то было настроение. Сейчас собираюсь на выставку Коровина)))

Поделитесь, пожалуйста, потом своими ощущениями от Коровина.

Да, обязательно! У меня эта поездка в Питер была довольно плодотворна, впечатлений много. Еще в Москве сходила на выставки Ге и Анны Лейбовиц.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account