Previous Entry Share Next Entry
Рим. Бычий форум
НЮ
cicerone2007
Странное это место. Знакомое и незнакомое туристам. Тихое и шумное одновременно. Пинии, кипарисы и два храма времен Республики, сохранившиеся для своего почтенного возраста очень хорошо.
Круглый посвящен Геркулесу Победителю, поскольку где-то здесь знаменитый герой прилег отдохнуть во время выполнения своего десятого подвига. А пока он спал, часть коров похищенных им у Гериона, в свою очередь украл ужасный трехглавый Как, сын Вулкана и Медузы, обитавший в пещере у подножия Авентинского холма. Проснувшись, Геркулес разыскал коров и победил Кака. Этот шаг к цивилизации и прославили римляне во II в. до н.э., построив храм на Бычьем форуме, где продавался скот.

Храм Геркулеса Победителя



Второй храм, прямоугольный, стоит неподалеку и посвящен он богу Портуну, покровителю моряков. Что тоже понятно, поскольку Бычий рынок располагался на берегу Тибра, где к реке подходили и сухопутные торговые пути.
Сейчас храмы оказались на своеобразном островке – со всех сторон они окружены автомобильными трассами с интенсивным движением. Туристы видят их из автобусов или со стороны церкви Санта Мария ин Космедин:

Бычий форум

В нартексе церкви установлен диск, который когда-то прикрывал древний канализационный люк, а потом превратился в «Уста истины». Все многочисленные поклонники «Римских каникул» вот уже десятилетия приходят сюда вслед за Одри Хепберн и Грегори Пеком:

Уста истины

Толпа японцев у церкви дело обычное. А скверик у храмов, как правило, пуст.


Бычий форум

Розы украшают его и глубокой осенью. Все-таки удивительно, что место, истоптанное миллионами ног продавцов и покупателей, где всегда царили толчея и гам, а запахи и представить себе страшно, превратилось в такой идиллический уголок Вечного города.

Храм Портуна


Храмы по римским меркам совсем небольшие, поскольку создавались они во времена, когда царила простота нравов и образцом был Цинциннат. «Это был старый знатный патриций, известный полководец, бывший консул. Но всем его имуществом был кусок земли — около десятины — возле Тибра. Его он обрабатывал собственными руками. В 456 г. до н. э. в трудную минуту для государства сенат назначил его диктатором — высшим и полновластным правителем республики сроком на полгода. Сенатский посланник застал Цинцинната в поле, за сохой, полуголого, покрытого пылью. Услышав, что к нему есть дело от сената, Цинциннат остановился, выпрямился и кликнул жену подать ему сенаторскую тогу. Умыв лицо и надев тогу, он спокойно выслушал весть о своем высоком назначении, повернулся и пошел в город. На следующий день он уже выступал с войском в поход, на второй разбил врага, через неделю праздновал триумф, а через десять дней, сделав все для римского народа, сложил диктаторский сан и вернулся к своей сохе».
/М.Л.Гаспаров. Капитолийская волчица. Рим до цезарей. М., 2008, с. 71/
В те времена храм Геркулеса Победителя мог казаться просто великолепным, поскольку он почти целиком сделан из мрамора. Его украшают 20 коринфских колонн. Черепичная крыша, разумеется, поздняя. Над колоннами был антаблемент.

Храм Геркулеса Победителя

Храм Портуна построен из туфа и травертина и был покрыт стуком. Он сооружен в I в. до н.э. на древнем основании (VI в. до н.э.) Это – псевдопериптер. Мы увидели его лишь с тыльной стороны, поскольку портик находился на реставрации:

Храм Портуна

Вот как выглядит храмик целиком. Высокий подиум, ионические колонны без энтазиса – все элементарно и жестко.


Храм Портуна
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Roma_-_Tempio_di_portunus02.JPG?uselang=ru


Республиканские храмы уцелели благодаря тому, что на протяжении веков в них располагались христианские церкви. До нас дошла гравюра Пиранези, на которой район Бычьего форума запечатлен в конце XVIII века. Слева мы видим прямоугольный храм, справа круглый. Вдали – колокольня церкви Санта Мария ин Космедин:

Пиранези. Храм Фортуны Вирилис
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/Piranesi-16062.jpg

А на этих гравюрах Пиранези – реконструкция храма Портуна, который тогда был известен как храм Фортуны Вирилис:

Пиранези. Храм Фортуны Вирилис
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Piranesi-4057.jpg?uselang=ru


Пиранези. Храм Фортуны Вирилис
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Piranesi-4058.jpg

Прощаясь с храмами Бычьего форума, стоит перейти дорогу за храмом Портуна и подойти к дому Крешенци.

Дом Крешенци

Это остатки средневековой башни. Возводилась она в XI веке из кирпича и обломков античных сооружений.

Дом Крешенци


Дом Крешенци


Дом Крешенци


А совсем неподалеку работали печи, в жерлах которых мраморные античные статуи и скульптурный декор превращались в известь.


Дом Крешенци


Дом Крешенци


Рядом с Бычьим форумом:
http://cicerone2007.livejournal.com/54568.html
http://cicerone2007.livejournal.com/59669.html

  • 1
Мы туда не дошли(( Но Ваш рассказ, как всегда интересен! И, действительно, как все меняется: вчера еще шумное место, а сегодня - оазис тишины, "пинии и капарисы" - ммм...
Спасибо!

Рядом там много интересного: театр Марцелла, древние мосты через Тибр, еврейский квартал с ресторанчиками, где подают вкуснейшие артишоки...

последняя башня построенная таким "хозяйственным" способом самое впечатляющее.. памятник средневековья и тогдашнего мировоззрения..

Образцы такой "хозяйственной деятельности" впечатляют и на Аппиевой дороге: http://cicerone2007.livejournal.com/7502.html

Спасибо, очень удачно попал ваш постинг в мою ностальгию по Риму в частности и Италии вообще. А также в мизантропию, связанную с общим уровнем "типа искусствоведения", которое сейчас приходится наблюдать (и редактировать, аааа!). Поэтому знаете что меня восхитило больше всего? Корректно оформленная библиографическая сноска. Это почище гвоздя в сапоге и завитушки на римской капители. Как нынче говорят, "респект" (дожили: за норму теперь уже впору кланяться и благодарить, благодарить и кланяться).

Рим спасает. Я тут лежу болею, по "ящику" ужас ужасный: то съезд коммунистов, то партия жуликов и воров во всей немыслимой красе...
А у нас пинии и кипарисы: "Кто хорошо видел Италию, и особенно Рим, тот никогда уже не будет совсем несчастным"
Это я по памяти, до книжной полки еще надо добраться.

Очень интересно, спасибо Вам большое!

А на скульптуре во Флоренции Как(ос) вовсе даже не трехглавый. Видать, есть разные версии этого мифа?

Версий у мифов множество. Это Вам не Библия)
Про трехглавость сама только вчера у Грейвза узнала)

А почему этот храм (круглый) раньше называли храмом Весты? На картинах художников XVIII-XIX вв. не раз встречался мне.

Его считали храмом Весты, поскольку храм Весты на Форуме тоже был круглым. Потом нашли надпись. В старых книгах храмы фигурируют под старыми именами.

Про сходство форм это понятно. Мне было странно, что одной формы было достаточно, чтобы атрибутировать. Правда, еще они недалеко друг от друга, наверное, это и сыграло роль...

А чему удивляться, если крышку от клоаки в вершителя судеб кооптировали? Не взирая на то, что в христианстве это не могло быть регламентарно по определению,а ее местонахождение с античной эпохой не коррелирует?:-)
Отсутствие в храме Геркулеса капсулы для очага, куда более сложная логическая задача:-)))

Спасибо! Я тоже от всяких напастей спасаюсь Римом, и прочим Прекрасным. До этого места я тоже не дошла, слишком мало времени было в Риме (а так бы обязательно там побывала). Спасибо за очередное открытие: дом Крешенци. Почему-то в моих виртуальных прогулках (и в реальных - тоже) на него не попадала. Или не обратила внимание. Про печи, уничтожающие античные скульптуры тоже ничего не знаю. Где можно о них почитать?
Ну вот, завалила Вас вопросами. Не болейте)))

Спасибо) Буду выкарабкиваться.
О печах я упоминала здесь: http://cicerone2007.livejournal.com/14543.html
Там есть ссылка на книжку.

Cпасибо! Последняя башня впечатлила до слёз.

Очень римское сооружение. И в эпоху Возрождения, и в 17 веке эту практику использования античного наследия активно продолжали. Сень Бернини в соборе Св.Петра сделана из бронзы, которую выковыряли из купола Пантеона(((

А совсем неподалеку работали печи, в жерлах которых мраморные античные статуи и скульптурный декор превращались в известь.

Боже ж ты мой, из чего, оказывается, делали известь...

Да, Рим как каменоломня - это отдельная и очень грустная тема.

Спасибо! Ужасно жалко, что прочитала этот пост уже после поездки в Рим. Обилие впечатлений было такое, что мимо этого места просто проползла мимо, а теперь вот ужасно жалею!
И запоздалый вопрос (набудущее):эти два храма можно постетить, они открыты?

Храмы маленькие, они стоят как памятники. Я их видела всегда закрытыми.

Большое спасибо! Мне очень нравятся все Ваши публикации, из них узнаю много для себя нового. Я была на этом месте в 2007 году, но считала, что вижу храм Весты, не запомнила храм Портуна и дом Крешенци, не знала о печах и т.д. Поправляйтесь, пожалуйста. Ваши сообщения очень помогают спасаться ПРЕКРАСНЫМ от всяких неизбежных трудностей.

Забыла сказать, Пиранези всегда очень интересно разглядывать. Я читала, что у него только один воплощённый проект - церковь Мальтийского Ордена (так ли это?). Подойти близко к ней не удалось. Зато на Пьяцца Кавальери ди Мальта в воротах увидели его знаменитую замочную скважину , через которую виден собор Святого Петра.

Спасибо за добрые пожелания. Да, мне кажется, что церковь у него только одна. Там он и похоронен. Попасть туда трудно. Я тоже побывала только на площади. Там очень выразительные декоративные композиции - "оскульптуренная" графика Пиранези.
Кстати, тема "Пиранези и скульптура" или "Пиранези реставратор" очень интересна. Надо только в нее влезть. В Эрмитаже есть очень забавная громадная ваза Пиранези. Хотела дать сноску, но она безумно большая. Проще зайти на сайт Эрмитажа и через поиск найти Пиранези.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account