Previous Entry Share Next Entry
Ватто в Лондоне
НЮ
cicerone2007
Незадолго до смерти Антуан Ватто совершил единственное в своей жизни заграничное путешествие и около года провел в Лондоне. Об этой поездке, из которой он вернулся летом 1720, года мало что известно. Ясно лишь, что художник пользовался в Англии успехом, о чем свидетельствует большое число работ Ватто в собраниях Великобритании. Любовь к Ватто англичане сохранили до сих пор. Весной и летом этого года великому французскому мастеру были посвящены сразу две выставки в Лондоне – одна в Собрании Уоллес, другая в Королевской академии художеств. На выставке в академии демонстрировались рисунки Ватто.
Вот фрагмент одного из них:

Рисунок А.Ватто



Думаю, что этот увеличенный фрагмент сразу показывает, каким дивным рисовальщиком был Ватто. Он работает сангиной и итальянским карандашом, потом легко проходит по листу кистью. На листе одна и та же женская головка в трех ракурсах. Но как же все меняется в зависимости от точки зрения!

Рисунок А.Ватто

Вот еще пример превращения обычной женщины в красавицу под взглядом художника. И как тонко создается в этом рисунке ощущение красочного богатства буквально тремя карандашами: сангиной, черным и белым мелом. Головка в самом удачном ракурсе дорабатывается нежными касаниями карандашей и деликатной растушевкой.

Рисунок А.Ватто
http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-70-12327.jpg

А эту даму в шляпе с откинутой черной вуалью кураторы сделали «лицом выставки»:

Рисунок А.Ватто
http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-94-12325.jpg

Она загадочно улыбалась, встречая посетителей у входа в Академию. Кстати, находится Королевская академия в городском особняке лорда Бёрлингтона, строителя и владельца Чизика.

Королевская академия художеств

Вернемся к рисункам. Этюдные зарисовки, где на одном листе располагается несколько головок, у Ватто встречаются очень часто. Рисунок помогает нам через столетия «заглянуть через плечо» художника, понять как он работает над образом, что его больше всего интересует. Видно как Ватто ищет мимолетное. Он смотрит на модель то сверху, то снизу, то с одной стороны, то с другой. Иногда он увлекается типажом, а иногда его интересует лишь движение. Эти рисунки будут использоваться для его картин, а иногда и по нескольку раз.

Рисунок А.Ватто
http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-68-12324.jpg

Еще один рисунок с головками. Одна и та же девочка в трех ракурсах. Как она взрослеет и хорошеет на наших глазах! Глядя на этот рисунок, нетрудно понять, кто был кумиром Ватто. Им был Рубенс. Надо думать, что Ватто видел не только живописные работы, но и рисунки великого мастера.


Рисунок А.Ватто
http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-52-12333.jpg

На одном листе могли располагаться совсем разные мотивы. Вот лист из собрания Лувра, где рядом с мужской головой, выполненной в технике трех карандашей, мы видим руки, нарисованные сангиной, и взъерошенного котенка. Последний набросок сделан итальянским карандашом. Все-таки кошачьи изображения удавались художникам гораздо реже собачьих! Даже Ватто из двух зарисовок удалась лишь одна, где свернувшийся клубочком звереныш дремлет, навострив ушки.

Рисунок А.Ватто

На выставке я впервые увидела рисунки Ватто с изображением экзотических персонажей. Вот мощный и решительный перс из посольской делегации, которая прибыла в феврале 1715 года в Париж:

Рисунок А.Ватто
http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-25-12330.jpg

Один из разделов выставки был посвящен изображению простых людей: савояров, бродячих музыкантов – странников по дорогам жизни. Это пронзительные листы. Художник, который известен больше всего как мастер «галантных празднеств», был сыном кровельщика из Валансьена. А еще он был скитальцем, холостяком, жил то у покровителей, то у друзей… Рисунок раздвигает жанровые границы, рассказывает о художнике подчас больше, чем его живописные композиции. Ведь создается он в первую очередь для себя.

Рисунок А.Ватто
http://www.artic.edu/aic/collections/citi/images/standard/WebLarge/WebImg_000115/3871_1163863.jpg

Другая тема выставки – обнаженная натура. Художнику интересно как одевается или раздевается женщина. Дега потом сделает наблюдение за женщиной через замочную скважину темой своих многочисленных пастелей. Но Ватто его явно опередил. Вот очаровательная модель натягивает чулки:

Рисунок А.Ватто
http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-65-12326.jpg

А в этом рисунке, где превалируют плавные линии и мягкая растушевка, она поглаживает пятку:

Рисунок А.Ватто
http://static.royalacademy.org.uk/images/originals/key-79-12583.jpg

Рисунок, который особенно внимательно рассматривали посетители выставки, был значительно смелее пастелей Дега. На нем изображено, как прекрасной даме ставят клизму:

Рисунок Ватто

Еще один забавный рисунок: девушка с корзиной сидит в очень неудобной позе. Дело в том, что в мифологической картине она будет восседать на облаке:

Рисунок А.Ватто

Разглядывая фрагмент, понимаешь, насколько честным был художник. Набрасывая свободными быстрыми линиями тело, он, чуть более тщательно промоделировал лицо и передал усталость модели:

Рисунок А.Ватто

Под занавес – один из лучших рисунков выставки. Женщина на качелях. Разглядывая спину, просто ощущаешь темп работы художника. Свободные, небрежные штрихи передают все: и шуршание шелкового платья, и легкий испуг дамы:

Рисунок А.Ватто

Эта зарисовка превратилась в самостоятельное произведение. В отличие от большинства подготовительных рисунков Ватто, набросок не соседствует на листе с другими этюдами. В рисунке важна не только фигура. Поверхность бумаги обрела глубину и превратилась в безграничное пространство. И робость дамы – это наш неизбывный страх перед неизведанным…

Рисунок А.Ватто

Рисунки без ссылок из каталога: "Watteau: The Drawings", 12 March - 5 June 2011, Royal Academy of Arts, London.

  • 1
Очень интересно. Спасибо огромное.

Спасибо большое! С удовольствием посмотрела и прочла!

Рада, что Вам понравилось)

Мне было очень интересно, спасибо!

Присоединяюсь к благодарностям!)

Интересные рисунки, прекрасный художник! Спасибо))

Надо будет сделать еще один пост, сравнив картины и рисунки к ним.

Edited at 2011-08-13 07:28 pm (UTC)

Какие рисунки. Как лондонцам везет!!!
Мы только на прошлой неделе мечтали чтобы в Москве открылась выставка Ватто:):)

Да, это одна из лучших выставок рисунка, которую мне доводилось видеть. Из каких только собраний здесь не было вещей!

А почему клизму делают сразу три женщины?

Творческий поиск. Рисунок, однако)))

спасибо, очень интересно)

(Deleted comment)
Для тех, кто любит рисунок, это настоящее наслаждение)

Приехал из санатория и туту такую роскошь выложили
Спасибо огромное. Очень люблю этого художника за умение передовать ощущение жизни, ее биение. У него не тела, у него люди. Потрясающее ощущение Женщины. ))))

Я Ватто со студенческих лет обожаю, особенно рисунки. После 4 курса была на практике в ГДР. Отправилась в гравюрный кабинет Старого музея, придумав легенду, что изучаю французскую графику, чтобы только посмотреть тамошнего "Скрипача" Ватто. До сих пор вспоминаю, поскольку держать рисунок в руках - сами понимаете...

Спасибо за ваш внимательный и чуткий взгляд)

Спасибо за комплимент! На самом деле, когда работаю над постами, начинаю видеть то, что при беглом знакомстве не замечала. Поэтому так и подсела на жж)))

спасибо за совершенно потрясающего Ватто

Рисункам на сборных выставках так не везет! В залах рисунков обычно мало народу - все посетители смотрят живопись. А ведь какая прелесть, тонкость, легкость! Это даже в чем-то интереснее, чем живопись Ватто. Нет кукольности. Спасибо за это приятное зрелище и рассказ.

В Лондоне живопись Ватто показывали в Собрании Уоллес, поэтому в Академию приходили только ценители рисунка. В Англии любителей изобразительного искусства много, среди них то здесь, то там видишь даже тех, кто приобщается к прекрасному по методике Рескина.

Спору нет - Ватто прекрасен!
Но!
Внимательному взгляду всё же ясно видно, как он отличается от полновесного и полнотелого своего фламандского вдохновителя.
Там, где у Рубенса (даже при почти полном сходстве моделей!) все написано и прорисовано очень весомо, форма наполненав до краёв, нет никаких поблажек в рисунке - у Ватто, как вы совершенно правильно заметили, из трёх "головок" удаётся лишь одна... И ету он более тщательно заканчивает. Остальные же (как на рис.3) - вторая - гидроцефал, лоб и голова раздуты, а третья - всё неопределённо плавает - глаза, нос, рот - всё не на прочной основе головы. Разница очень наглядна. Весомый, ощутимый, полнокровный фламандец - и почти наполненный воздухом шарик француза...
Может быть я слишком строг, но экзамен на умелость была полностью провалена Ватто при тонком и остроумном вашем ходе с котёнком. Это крыса, хорёк и просчто никто - наш любимый котик!
Но даже и для француза Ватто слишком салонен. Его "Гладящая пятку" никак не выдерживает соседства с Дега! Пузырёк воздуха!
Увы, демонстрация рисунков показала обычную для французов слабость! Они короли цвета, живописи, но - не требуйте от них твёрдого рисунка!

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю...

А для меня так и с рисунками: когда есть ошибки в подготовительных рисунках, сохраняется ощущение жизни)
А с котиками почему-то лучше справляются салонные мастера. Для меня это загадка.

Спасибо за любимого Ватто!:)

Ватто это бог, конечно, но на меня абсолютное впечателние оказывают его закаты - это такая трагическая прочувствованность, такая внезапная осязательность бытия ...

А о каких картинах Вы говорите?

Спасибо огромное! Живопись Ватто мне знакома, а вот рисунки вижу впервые. Еще одно открытие мира искусства.

Рада за Вас и за себя) Открытие - это главное.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account