Previous Entry Share Next Entry
Белофонные лекифы. Мастер Ахилла
НЮ
cicerone2007
За несколько лет путешествий по музеям, где есть коллекции античного искусства, у меня появилось «свое» собрание греческих ваз. Самая прекрасная его часть – белофонные лекифы. Эти сосуды, которые в V веке до н.э. использовали для погребального культа, были распространены в Греции очень короткое время, к концу столетия они исчезают. Но время их создания – высокая классика. Они современны ансамблю Афинского акрополя, скульптуре Фидия и Поликлета. И самые замечательные из этих ваз способны выдержать сравнение с произведениями прославленных архитекторов и скульпторов. Про живопись и говорить нечего: ближе к исчезнувшей живописи ничего нет.
Одним из самых выдающихся вазописцев был так называемый Мастер Ахилла. Помню, как я не могла отойти от витрины в нью-йоркском Метрополитене, где был выставлен его лекиф. Ваза в Британском музее ему не уступает:

Лекиф Мастера Ахилла



Женщина передает девочке-служанке скомканную одежду. Девочка-служанка с коротко остриженными волосами готова ее принять.

Лекиф Мастера Ахилла

Вот прорисовка, на которой хорошо видна вся композиция. Действие происходит в комнате, где на стене висит изящный сосуд, ойнохоя, фигуры хозяйки и служанки обрамляют полотенца-тении. Надпись прославляет юношу-красавца. Ничего особенного, но время словно остановилось, и обычное действие превращается в священнодействие.


Лекиф Мастера Ахилла
http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/wallis1896/0039?sid=a743fb3e91fcf38375367c94b6e5a456

А это – лекиф целиком. В такие сосуды помещали масло или благовония. Тонкое горло позволяло наливать содержимое сосуда тонкой струйкой или по капле. С ними шли к могиле, чтобы совершить возлияния, их часто клали вместе с умершим, бросали в погребальный костер или разбивали.

Лекиф Мастера Ахилла

Имени Мастера Ахилла мы не знаем, он не подписывал сосудов. Объединяются белофонные лекифы и краснофигурные вазы в одну большую группу (около 300 сосудов) на основании стилистического анализа. Точкой отсчета служит амфора из собраний Ватикана, с ней манеру вазописца и сравнивают:

Амфора Мастера Ахилла
http://www.beazley.ox.ac.uk/images/pottery/painters/keypieces/tiverios/28-p174-medium.jpg

В пустом черном пространстве Ахилл, опирающийся на копье, похож на памятник. И как не вспомнить тут диалог между ним и Одиссеем, вызвавшим души из царства мертвых:

«…Ты же
Между людьми и минувших времен и грядущих был счастьем
Первый: живого тебя мы как бога бессмертного чтили;

Здесь же, над мертвыми царствуя, столь же велик ты, как в жизни
Некогда был; не ропщи же на смерть, Ахиллес богоравный».
Так говорил я, и так он ответствовал, тяжко вздыхая:
«О, Одиссей, утешения в смерти мне дать не надейся;
Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,

Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,
Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать, мертвый».


Ахилл
http://www.beazley.ox.ac.uk/images/pottery/painters/keypieces/tiverios/28-p175-medium.jpg


Сразу несколько прекрасных ваз, которые связывают с Мастером Ахилла, хранятся в Музее изящных искусств Бостона. На некоторых сохранился не только рисунок, но и краска. Вот один из них. Две женщины. Одна сидит, другая стоит перед ней. Возможно, что и здесь изображены хозяйка и служанка.

Лекиф Мастера Ахилла

Сидящая молодая женщина дивно хороша. Ее жест напоминает о скульптурной надгробной «Стеле Гегесо», где умершая держит в руках шкатулку с драгоценностями и рассматривает одну из них. Здесь предмет или предметы не сохранились, вместо них пустота. Да и сами фигуры, очерченные одной линией, утратили телесность, превратились в тающие тени:

Лекиф Мастера Ахилла

И еще две женщины. На этот раз на лекифе из собрания Национального археологического музея в Афинах. Две легкие тени, одна с корзинкой, другая с пиксидой в руках. Вероятно, они готовятся к совершению культового действия на могиле усопшего. Но, поскольку сохранился лишь рисунок, женщины так легки, что кажутся обитательницами Другого мира. Как писал в «Эннеадах» Плотин: «В этом умопостигаемом мире все прозрачно и нет ни тени, ни чего-либо такого, что препятствовало бы созерцанию; все сущности как бы насквозь все проникают своим взором и все видят всех. <…> Тут царствует чистое и абсолютное движение, ибо причина, его производящая, не есть что-либо привходящее извне; тут и покой — чистый и абсолютный, потому что сюда не примешивается что-либо неустойчивое и беспокойное.
Прекрасное здесь поистине прекрасно, так как не основывается ни на чем другом прекрасном, но только на самом себе».
http://lib.rus.ec/b/221607/read#t37

Лекиф Мастера Ахилла

Вернемся в Британский музей. Здесь есть еще два лекифа, которые атрибутируются Мастеру Ахилла. Их объединяет тема прощания.

Лекиф Мастера Ахилла

Расстаются мужчина и женщина. Судя по предметам, висящим на стене, это прощание происходит в доме.

Лекиф Мастера Ахилла

Мужчина в плаще, со шляпой за спиной и посохом в руках. Он так безнадежно спокоен, что, кажется, они находятся уже в разных мирах. И опять вспоминается Плотин: «Мужество же отсутствие страха перед смертью, ну а смерть — отделение души от тела. Не страшится этого тот, кто жаждет остаться один. Величие же души — презрение к вещам тленным. А мудрость — это мышление, отвращающееся от низменного, ведущее душу к высшему миру».
http://lib.rus.ec/b/221607/read#t37

Лекиф Мастера Ахилла

Мир белофонных лекифов Мастера Ахилла очищен от всего случайного, сиюминутного. С реальной жизнью связаны только посвятительные надписи, но и они прославляют красоту. К его образам приложимы слова философа: «Все сущности этого умопостигаемого мира суть как бы статуи, которые самих себя созерцают и наслаждаются в этом самосозерцании неизреченным блаженством».
http://lib.rus.ec/b/221607/read#t37
Очерковый рисунок, т.е. контурный рисунок, без светотеневой моделировки, любят в те эпохи, когда преобладает статуарное начало. Удивительной точности и легкости каждой линии Мастера Ахилла могут позавидовать все мастера очерковой графики.
Полюбуемся сосудом, на котором изображено прощание воина:

Лекиф Мастера Ахилла

Как и другие лекифы Мастера Ахилла верхняя часть сосуда украшена орнаментом, он под стать легким контурам фигур:

Лекиф Мастера Ахилла

Женщина одной рукой держит шлем, другой теребит край хитона. И этот жест приковывает внимание, мы еще раз смотрим на ее лицо и начинаем видеть в нем не только идеальное, но и индивидуальное.

Лекиф Мастера Ахилла

В облике мужчины, чье обнаженное тело перепоясано мечом, есть обреченность:

Лекиф Мастера Ахилла

А внизу, между мужчиной и женщиной, изображен гусь. Скорее всего, он связан с символикой жизни и смерти. Водоплавающие птицы «могут не только нырять, погружаясь в воду, но и выныривать из нее – воспарять в небеса». В этой природной особенности «видели отражение акта смерти и созидания мира».
/Л.Акимова. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. СПб., 2007, с.42/

Лекиф Мастера Ахилла

И под занавес – один из самых прекрасных сосудов в собрании Национального археологического музея Афин. Вот его прорисовка:

Лекиф Мастера Ахилла

Воин держит в руке шлем, его щит украшает огромный глаз. Глаз должен оберегать воина, но изображен он не условно, как на многочисленных «глазастых» вазах, а очень реально. Он как бы обнажает те эмоции, которые пытается сдерживать сидящая женщина. Погребальный сосуд – свидетельство того, что предчувствия оправдались…

Лекиф Мастера Ахилла

Прекрасно, спасибо!

Рада, что вам понравилось)

Большое вам спасибо за чудесные рассказы о греческих вазах! Благодаря им я стала смотреть на вазы совсем другими глазами :) Да и все ваши рассказы об искусстве и путешествиях всегда читаю с удовольствием!




Спасибо! Мне очень приятны такие отзывы)

Спасибо Вам за рассказ! Это прекрасно!
Рисунки на вазах меня потрясли изяществом и красотой - теперь буду внимательнее рассматривать античные вазы.

И снова благодарю Вас за прекрасное!

Не устаю восхищаться мастерством древних рисовальщиков.

спасибо! когда приедешь в гости?

Спасибо за приглашение) Но август у меня ожидается непростой из-за болезней близких. А на работе я сейчас готовлю наше новое мероприятие: фестиваль "Музейный гид". Это на материале музейного конкурса + европейские звезды. Действо будет на винзаводе 2 и 3 сентября. Обязательно пришлю приглашения.

Очегь красиво, такие "пушкинские" головки. И в чём-то очень современные.

Шедевры потому и шедевры, что всегда современны)
А Пушкин творил в эпоху расцвета в России очеркового рисунка.

Спасибо большое!

Большое спасибо за прекрасный рассказ!

Удивительно похоже на 20-е годы!
На современных "отуреченных" греков совсем (к счастью) непохожи!
Пластика рисунка схожа с Пикассо, но строже и экономичнее.
У меня в творчестве тоже был "очерковый" период, часть была в известном альманахе "МетрОполь" издана в Америке, а уж спустя годы - и в России.
Интересно - одежда действительно была столь прозрачна, как кисея, что под ней видно тело? Или это "культурный код" чтобы показать гениталии - важное дело тогда?
Юноша худ и вовсе не похож на атлета-солдата... Субтилен...
И ещё вопрос. Я коллекционер, заглянете ко мне в блог - поймёте.
Вы приобретаете что-то из лекифов? Где? Как?
Я даже на "Sotheby`s" искал - пока не находил...
Спасибо.

Я коллекционирую только впечатления(((
Спасибо за профессиональное сравнение с искусством двадцатого века.
По поводу прозрачных одежд: из описаний специалистов я поняла, что рисовали обнаженными (как потом делал Давид), потом одевали, поверх рисунка клали краску, но краски чаще всего облетали. На прорисовке последнего сосуда (она сделана сто лет назад)цветных пятен видно больше, чем сохранилось сейчас. Поэтому лекифы сейчас - это не только творение Мастера Ахилла, но и времени. Вот еще один его знаменитый лекиф из Берлина, где сохранился цвет, а нагота прикрыта:

Мастер Ахилла. Муза

очень сильный рассказ, спасибо. Теперь пойду специально искать эти вазы в Лондоне или Бостоне (до Афин уж вряд ли второй раз доберусь). Мощный стимул вы дали.

Специальная информация по Британскому музею:
первую вазу увидеть легко - она в том же зале, где и произведения Сотада, "Аполлон Странгфорда" и т.д., а другие находятся в зале (там только греческие вазочки), который открывают всего на один час: с 10.00 до 11.00. Кстати, на такое же короткое время открыт зал с рельефами храма Аполлона в Бассах.

Спасибо за очередной чудесный рассказ! Очень тонкая, изящная роспись, от которой веет какой-то грустью и фатальностью...

"Фатальность" - это правильное слово,

Сначала, кажется, что в декоре ваз есть незавершённость из-за минимализма средств. Потом чувствуешь именно в этом красоту. Спасибо.

Над незавершенностью поработало время, но вазы от этого стали только прекраснее.

Спасибо! Прекрасные рисунки!

Мне всегда приятно порадовать Вас керамикой)

Как необычно.
И оч.современно.
Это самые красивые античные вазы

Рада, что мы с вами сошлись во вкусах!

Какая поэзия. Чудесно, чудесно, чудесно. Невозможно прекрасно. Спасибо. Благодаря Вам античность становится все ближе и объемней.

Очень приятно, когда то что ты открывкаешь для себя, становится открытием и для другого)

Изумительно! Спасибо)
Непревзойденное мастерство и изысканность.
Да ешё и сильнейшим образом повлиявшие на последующее европейское искусство - от Флаксмана до Пикассо с Матиссом...

Рада, что пост Вам понравился.
Кстати, зная о Вашем пристрастии к сопоставлениям, вспомнила работы М.В.Алпатова, который этот жанр очень любил.

Еще одно спасибо - от меня! Огромное! Эта керамика, рисунки, позволяют заглянуть в давно ушедший от нас мир.

Я вот смотрю и думаю - как же тонко использовал Пикассо эту стилистику в своей графической серии с минотавром...

Edited at 2011-08-08 07:27 pm (UTC)

А я почему-то вспоминаю художника и модель...

Спасибо большое!
Очень красивый пост!

Вы не против, если я перепощу?

Не против. Наслаждайтесь)

Очень интересный пост,как и весь Ваш журнал!Добавлю Вас в друзья,надеюсь,Вы не будете против.

Добавляйте! Буду только рада.

Потрясающая техника! Никогда не видел подобного.

Греки не умели делать такие воздушные полупрозрачные ткани — ни из шерсти, ни из льна их сделать нельзя, а других материалов у них не было. Ни на краснофигурной, ни на чернофигурной керамике я таких не видел. Говорят, что фигуры сначала рисовали, а потом «одевали», но как-то странно, что прорисованы детали, которых под одеждой видно не будет (например, пенис у воина на последней вазе). Не знаете, нет ли объяснения этому?

Это картон (подготовительный рисунок прямо на холсте) Давида для "Клятвы в зале для игры в мяч" с изображением известных людей эпохи Французской революции. Думаю, что он Вам все объяснит: http://www.wga.hu/art/d/david_j/2/214david.jpg

Волшебно! Спасибо Вам!
Зашла в Ваш журнал по ссылке; теперь, если позволите, буду читать регулярно.

Спасибо! Буду рада новому читателю и собеседнику)

Невероятно!
Спасибо огромное! Очень красиво!

Не понял в конце: об оправдании каких предчувствий свидетельствует ПОГРЕБАЛЬНЫЙ сосуд? Там же страсть кипит. А при чем тут погребальный сосуд?

На войну товарищ уходил. А поскольку расписали лекиф для гробницы, то - не вернулся(

?

Log in

No account? Create an account