Previous Entry Share Next Entry
Крит: море, скалы, солнце и керамика
НЮ
cicerone2007
Крит – воспоминание, греющее душу. Мы отдыхали на острове несколько лет назад, но до сих пор помню счастливые часы, когда наш маленький отель еще спал, а скалы и море в лучах утреннего солнца превращались в золото. Во время одного из таких ранних купаний нам был сделан особый подарок – на скале показался горный козел Кри-кри в окружении нескольких самочек. Увидеть эту критскую знаменитость – большая удача. Вот только фотоаппарата в руках в этот момент не было. Так и созерцали мы козье семейство, плавая в золотистой воде.

Летняя вода



Уже покинув Крит, я прочла у Мандельштама: «Гончарами велик остров синий». Поэт, написавший эти строки в Воронеже в 1937 году, был абсолютно прав. Вспоминая Крит, я вспоминаю дивные вазочки. Например, вот эту, эпохи Новых дворцов. Ее нашли при раскопках Кносса. Датируется она XVI веком до н.э.:

Минойские сосуды

А это еще более древние сосуды, найденные при раскопках дворца в Малии. Их мы увидели в музее городка Агиос Николаос:

Минойские сосуды

Особенно меня интригуют критские чашечки. Их размеры вполне соотносятся с нашими, да и формы тоже. Древние греки к чашечкам были равнодушны. Пили из киликов, канфаров, кубков. Интересно, а что могли пить из этих чашечек на Крите?

Минойские сосуды

Морем мы любовались целыми днями, но запомнились больше всего восходы. Кстати, уже перед отъездом утром на пляже мы встретили молодого соотечественника, который рассказал, что каждый день на Крите он встречает рассвет в новой точке острова.

Крит

«Это море легко на помине
В осчастливленной обжигом глине…»
Мандельштам опять угадал – минойская керамика, как никакая другая, связана с морем. Я уже показывала вазы с осьминогами: http://cicerone2007.livejournal.com/47623.html
Вот еще один сосуд «морского стиля» из музея в Ираклионе. Его украшают наутилусы. Датируется он XVI веком до н.э.

Минойские сосуды

Мне очень понравилась архитектура отеля. Невольно вспоминались критские дворцы с их живописной планировкой и разноэтажностью.

Грекотель на Крите

Вот только внутри все было привычно. Дизайн, ориентированный на хорошие итальянские образцы. И нигде не использованы декоративные мотивы изумительной критской керамики! А в витринах музея в Ираклионе такое богатство мотивов!
Вот экспозиция сосудов стиля «Камарес» времени Старых дворцов. Эти чашки и кувшины датируют XVIII веком до н.э.:

Минойские сосуды

Минойские сосуды

У Мандельштама Крит зеленый и синий. И хотя в августе склоны гор выжжены солнцем, кипарисы и оливы на фоне неба действительно создают образ сине-зеленого Крита:

Крит

Олива

А теперь стихотворение Мандельштама полностью и комментарий к нему, поскольку существуют разночтения. Через год поэта арестовали.

* * *
Гончарами велик остров синий —
Крит зеленый, — запекся их дар
В землю звонкую: слышишь дельфиньих
Плавников их подземный удар?

Это море легко на помине
В осчастливленной обжигом глине,
И сосуда студеная власть
Раскололась на море и страсть.

Ты отдай мне мое, остров синий,
Крит летучий, отдай мне мой труд
И сосцами текучей богини
Воскорми обожженный сосуд.

Это было и пелось, синея,
Много задолго до Одиссея,
До того, как еду и питье
Называли «моя» и «мое».

Выздоравливай же, излучайся,
Волоокого неба звезда
И летучая рыба — случайность
И вода, говорящая «да».
<21 марта> 1937
http://www.rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/01text/vol_1/01versus/0309.htm

«Гончарами велик остров синий...» (с. 252). — CC-I, № 385. В СССР — ЛГ-81; ВТ, с. 104, — везде с разночт. в ст. 2: «Крит веселый», ст. 8: «на море и глаз» и ст. 12: «Напои обожженный сосуд». По свидетельству Н. Я. Мандельштам, единственный список этого ст-ния был передан в начале 1938 г. в Ленинграде С. Б. Рудакову. Поэтому имеющийся текст — результат припоминаний в Саматихе весной 1938 г.: «О. М. ленился припомнить поточнее, потому что верил, что Рудаков сохранит. Я знаю, что здесь не хватает двух строф, и кроме того, оно не совсем такое, как было в записи» (НМ-III, с. 261). Дата — по предыдущему ст-нию.
http://www.rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/02comm/0309.htm

Нашла очень интересный комментарий к этому стихотворению: http://r-v.livejournal.com/494420.html

  • 1
Я в этом же отеле был!!!
А музей в Ираклионе открыли уже после реконструкции?

Может быть, это Вы за восходами охотились?)))
Шарила по сети, похоже, что еще на реконструкции, показывают мини-экспозицию(((

Музей уже лет 5 как на реконструкции.. :(. Если такими темпами пойдет, то лет через 10 может и откроют.

О, спасибо огромное за керамику! И за рассказ тоже.

Мне интересно Ваше мнение, как специалиста: что вы думаете о назначении чашечек? Глазури нет. Могли ими пользоваться в быту или это -ритуальные предметы?

Я думаю, скорее всего пользовали и в быту. Отсутствие глазури не мешает пользоваться посудой по назначению. Лощить могли изнутри, чтобы воду держало. Или обжигать с чем-то жирным для закупорки пор в глине.

Я немножко занималась этой керамикой "в детстве". Поразительное богатство форм и элегантность декора. И сам Крит, конечно, - это рай. А вот стихов этих изумительных, как ни странно, не знала. Спасибо большое!

Рада, что Вам понравилось. Для меня Мандельштам был тоже открытием)

Спасибо, очень люблю Крит, а стихотворения этого не знала.

прекрасно там.
люблю листья оливы на фоне летнего, ясного неба. с детства

у меня и сейчас растет перед подъездом. летом, каждый раз проходя мимо, любуюсь в хорошую погоду )

А в каких же прекрасных краях Вы обитаете?

Это же родственник нашей среднеазиатской джиды! В Ташкенте она росла у соседей. Иногда мы лакомились сушеными плодами.
http://tree-ru.livejournal.com/139050.html
http://iqmena.livejournal.com/241827.html


да, тот вид, который у нас растет (с серебристыми плодами и листиками) на оливу очень похож.
у казаков дерево называлось "маслёна". мы в детстве тоже ели. плоды суховатые, приятно
слабо-сладкие, слегка вяжущие

критяне лжецы, злые звери, утробы ленивые.

Апостола Павла в послании Титу :)

Спасибо. Красота немыслимая. И природа, и керамика. Ощущение сказки :)

чашки чудесные! наверно, пили вино?

Муж считает, что козье молоко)))

Какая замечательная керамика.Я из них ничего бы не пила ,а только любовалась. А они ,я думаю, пили все что пьется.Наверное, не было разделения: эти чашки для кофе, эти для чая и т.д.:))

До чая и кофе было еще несколько тысячелетий...
Скорее всего расписная керамика была связана с какими-то ритуалами. Критяне знали и напитки из меда, и вино.

Чай-кофе ,фигурально выражаясь.Скорее всего, да посуда ритуальная. Давным-давно ритуалам придавали огромное значение.

и вправду золотая вода1 очень хочется все же собраться туда!

Вода прекрасная у скал)

(Deleted comment)
Спасибо, с удовольствием посмотрела и прочитала стихи. Но ,как там с растительностью все-таки бедновато. Допустим, с Абхазией не сравнить, а земля ведь тоже очень древняя.

Рада, что понравилось! Климат здесь ближе к Крыму.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account