Previous Entry Share Next Entry
Витторе Карпаччо. Глядящие из прошлого
НЮ
cicerone2007
Галерея Академии в Венеции – музей небольшой. Это спасение, поскольку он так насыщен шедеврами, что их восприятие находится уже на грани человеческих возможностей. Все великие мастера венецианской живописи здесь есть. Среди них и Карпаччо, представленный не просто отдельными произведениями, а целостным ансамблем картин из Скуолы Сант’Орсола (Святой Урсулы). Зимой в Галерее Академии посетителей совсем немного. В какой-то момент я осталась в зале одна, это обострило внимание – я стала видеть то, что раньше не бросалось в глаза. Все началось с этого молодого человека, который смотрит не на Папу Римского, не на Урсулу с женихом, не на епископов и даже не на стоящего рядом с ним гуманиста Эрмолао Барбаро, а на нас с вами:

Карпаччо. История св.Урсулы



В этом взгляде из прошлого есть что-то пронзительное, будто человек просит нас запомнить, оживить его. Столкнувшись глазами с ним, ты начинаешь в легендарных историях искать реальных людей конца XV века. В сцене «Встреча св. Урсулы и пилигримов с Папой в Риме», как и в других картинах цикла, персонажи делятся на три категории. Во-первых, это герои легенды, лишенные яркой индивидуальности. Во-вторых, это портретные фигуры донаторов или членов братства св.Урсулы, заказчиков картин. Наконец, это люди, подобные молодому человеку в черном одеянии, чье появление в композициях обусловлено каким-то особым отношением к ним художника.

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/2/60meetin.jpg

В сцене «Прибытие пилигримов в Кёльн» таким «лирическим» героем выглядит сидящий юноша на первом плане. Он не смотрит на нас, он погружен в свои мысли или просто отрешился от происходящего:

Карпаччо. История св.Урсулы

А рядом с ним еще несколько персонажей. Живопись в этой части холста сохранилась плохо. Лицо седобородого воина почти стерлось, но обращенность к зрителям заставляет нас всматриваться в его черты, угадывать легкую улыбку:

Карпаччо. История св.Урсулы

Кстати, воины на первом плане – скорее всего гунны, осадившие Кёльн. Паломники вместе с Урсулой находятся еще на корабле. Следующая сцена будет изображать резню и погребение Св.Урсулы, погибшей вместе со своими спутницами и спутниками от рук гуннов. Задумчивые гунны смотрятся странно. На эту особенность картин Карпаччо обратил внимание П.Вайль в своем эссе о художнике: «У Карпаччо в середину кадра выдвигается не то, что важно, а то, что интересно и красиво: иначе говоря, что важно эстетически» /П.Вайль. Гений места. М.,2001, с.94/


Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/2/70arriva.jpg

На противоположной стене скуолы располагались сцены, предшествовавшие трагическому паломничеству. Их художник выполнил через несколько лет после 1495 года. Эти композиции наполнены не только мотивами ренессансной архитектуры, но и многочисленными портретами. Вот левая часть сцены «Приезд английских послов к королю Бретани». Послы и король находятся в центральной части композиции, а под арками расположилась группа молодых людей, отвернувшихся от церемониальной сцены:


Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/11ambass.jpg


Светловолосый красавец-сокольничий повернулся к зрителям, хотя и не смотрит на нас. Он думает о чем-то своем, как и два его соседа, созерцающие водные просторы:

Карпаччо. История св.Урсулы

Да и в центральной части композиции, в непосредственной близости от короля и послов, есть люди, совершенно отрешившиеся от происходящего:

Карпаччо. История св.Урсулы

Карпаччо. История св.Урсулы

В правой части картины мы еще раз видим короля, теперь уже в покоях дочери, с которой ему предстоит вскоре расстаться. Ведь в предшествующей сцене речь шла о сватовстве английского принца к Урсуле:

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/14ambass.jpg

У лестницы, ведущей в опочивальню, сидит старая няня принцессы. Это – самый живой женский образ скуолы. Сгорбленная старушка с клюкой в руках настолько реальна, что провоцирует исследователей на чрезвычайно смелые предположения. А.В.Степанов, например, увидел в ней мать Витторе Карпаччо (А.В.Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века. С-Птб, 2005, с.392)

Карпаччо. История св.Урсулы

Бретань и Англия напоминают у Карпаччо Венецию, с ее дворцами и лагуной. Надо думать, что и публика на площадях и в лоджиях – это типичные венецианцы рубежа веков. Это – фрагмент сцены возвращения послов к английскому двору:

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/32return.jpg


Вероятно, так же пробивалась из земли трава в конце XV века на пощади Сан-Марко. А белым мрамором укреплены берега в Венеции и сейчас. Только таких людей, как усталый персонаж с посохом и мальчик-музыкант, сейчас на набережных Венеции не встретишь. Впрочем, почему нет? Изменились костюмы, но лицо сидящего кажется вполне современным:

Карпаччо. История св.Урсулы

Некоторые персонажи Карпаччо одеты с особым шиком:

Карпаччо. История св.Урсулы

Вот центральная часть «Возращения послов». Когда мы переводим взгляд от роскошного палаццо, фасады которого облицованы мраморами и украшены росписями, к людям, то прежде всего замечаем щеголя, стоящего к нам спиной:

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/31return.jpg


Это – особая тема картин Карпаччо: золотокудрые красавцы в роскошных одеяниях, шляпах с лентами. Их мы еще встретим. Художника гораздо больше интересуют их наряды, а не лица, поэтому он изображает щеголей обычно со спины:

Карпаччо. История св.Урсулы

В правой части композиции изображены серьезные персонажи во главе с английским королем. Послы сообщают королю, что миссия закончилась успехом: христианка Урсула согласилась выйти замуж за Конона, сына английского короля.

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/33return.jpg

Но лица короля и его близких суровы, поскольку послы сообщают об условиях невесты. Она готова стать женой, если Конон станет христианином и снарядит ее паломничество в Рим вместе с 10 000 девственниц. Конон оказался настойчив. Чем закончилось паломничество, мы уже знаем. Герои легенды словно предчувствуют грядущую мученическую смерть не только Урсулы, но и Конона вместе с тысячами девственниц.

Карпаччо. История св.Урсулы

Роль «лирических» персонажей отведена в этой части композиции мартышке с цесаркой:

Карпаччо. История св.Урсулы

Если в цикле картин о жизни Св.Урсулы Венеция была прекрасной грезой, то изображая чудо с реликвией Св.Креста, исцелением с ее помощью бесноватого патриархом Франческо Кверини, Карпаччо изображает реальную Венецию с деревянным мостом Риальто. Мы видим закатное небо, перспективу Большого канала и огромное количество венецианцев. Само чудо играет в композиции второстепенную роль. Разглядывая город и его жителей, мы о нем забываем.

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/2/01mirac.jpg


В картине множество портретных фигур:

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста

Мы вновь встречаем нарядных щеголей:

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста

Юный гондольер грустно смотрит на нас:

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста

И еще один персонаж полотна хочет навсегда остаться с нами:

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста

От Карпаччо там совершенно невозможно оторваться, правда? И печальный усталый сидящий юноша у меня тоже есть. :)
Два дня там, а сейчас - как будто третий. :)

А Вы только что из Венеции?

прекрасно ))) увидев собачку смеялся )))

Совершенно тот же принцип на картинах Мансуэтти в соседнем зале - я его, кстати, впервые заметил именно на них.
У меня есть даже подозрение, что для этих "случайных" персонажей обоим художникам позировали одни и те же люди.

У меня в памяти Мансуэтти остался своими яркими портретными образами:

Мансуэтти

А таких прекрасных молодых людей, как на первом снимке, я у него не припомню.

Карпаччо - венецианец первый и любимый.

Чудесный рассказ.
Каждый отрешённо смотрит в свою сторону. В свой мир.
(Так же у Беллини).

Re: Карпаччо - венецианец первый и любимый.

В свой мир - да. Но меня как-то особенно царапают образы, прорывающиеся к нам. С впечатлением от Карпаччо соперничает лишь Тициан в "Мадонне семейства Пезаро":

Тициан. Мадонна семейства Пезаро
http://www.wga.hu/art/t/tiziano/01a/2pesaro2.jpg

Мне в галерее Академии не давали фотографировать, даже фотоаппарат достать не получалось - сразу шугали. А жалко, конечно. Собачка чудесная. Спасибо! Люблю звериков в искусстве (даже диплом у меня по анималистике был:-)))

Зверики - наше все! А до Вероны Вы добрались?

может быть молодой человек, смотрящий на нас, Карпаччо?

Мысль интересная, но люди, занимающиеся Возрождением, считают автопортретами Карпаччо других персонажей. Например, Степанов увидел художника в крепком мужчине в сцене «Приезд английских послов к королю Бретани». У меня это восьма фотография сверху.

Интересно, а Что-за сюжет на фасаде дома, центральной части «Возращения послов»?

Увы, не разглядела(

Мне так нравится с Вами рассматривать картины!

Спасибо! Замечательный рассказ.

круто!засмотрелась,не оторваться)спасибо большое!

Спасибо за прекрасное в восемь утра! :)

а еще собачка на мосту! Ах! В который раз убеждаюсь - машина времени есть! :) Спасибо вам огромное!!! :)

Так и хочется, написать, что все эти портреты(фигуры) самые красивые! Да, пока смотришь на них - так и есть. )))
Они самые настоящие.

Хочется Вам еще спящую Урсулу показать:

Карпаччо

Это удивительно! Спасибо Вам!

Какая чудесная живопись. И эти с грустью смотрящие вдаль, сквозь века, юноши. Действительно, о чем они грустят? Или их задумчивость - это меланхолия самого художника? Картины с настроением. Очень хочу увидеть воочию))) Спасибо, прекрасно, как всегда :-)

:)) На днях общалась с приятельницей, она рассказывала, что ходила в Галерею Академии прямо к открытию, к 8.30, и тоже наслаждалась рассматриванием картин в тишине) Благодаря разнице во времени, это можно осуществить.

?

Log in

No account? Create an account