Previous Entry Share Next Entry
Ростов Великий. Часть первая
НЮ
cicerone2007
На прошлой неделе мне удалось одним глазком посмотреть на Ростов. По дороге из Ярославля нас немилосердно поливал дождь, «дворники» работали с удвоенной силой. Но стоило въехать в Ростов, как дождь прекратился, и потихоньку стало проглядывать солнце. Озеро Неро предстало в серебристом сиянии. На горизонте тянулись к небу главы соборов и башни Спасо-Яковлевского монастыря:

Озеро Неро



Повернувшись в сторону церкви Николая Чудотворца на Подозерье, я увидела пейзаж, живо напомнивший знаменитую картину Саврасова. Грачей правда не было, колокольня была XVIII, а не XVII века. Но XXI век от XIX в российской глубинке отличался мало. Вросшие в землю и покосившиеся деревянные дома, клочья снега и «мать сыра земля»:

Ростов Великий

Улица Подозерка, до которой мы доехали, не была изгажена асфальтом:

Распутица

Автомобиль со всех сторон окружали лужи. Я с фотоаппаратом стояла на бугорке. Все снимки сделаны с одной точки:

Ростов Великий

Вот какие виды на озеро открываются жителям дома №20:

Озеро Неро

Озеро Неро

Впечатлениями о храмах митрополичьего двора и иконах XVI и XVII веков поделюсь позже, а сейчас покажу лишь одну икону из отдела древнерусского искусства музея «Ростовский кремль». Она завершает экспозицию и продолжает тему крови Христовой: http://cicerone2007.livejournal.com/60858.html

Плоды страданий Христовых

Датируют эту икону концом XVIII – началом XIX века. Происходит она из церкви Вознесения села Марково Борисоглебского района. Называется такая композиция «Плоды страданий Христа». Этот иконографический извод известен и в гравюре, и в стенописи, и в иконах. «Жизнь новой иконографии дало великолепное произведение московского искусства, гравюра-конклюзия "Распятие с чудесами" (1682г.-?), сочиненная придворным поэтом С.Медведевым и выполненная гравером Оружейной палаты В.Андреевым. Возникнув при царском дворе, изображение почти сразу же стало образцом для живописных произведений» http://www.orthodoxia.org/lib/1/1/1/10.aspx :

Плоды страданий Христовых
http://www.adama-art.com/ru/mediabiblio/265

Рассмотрим икону повнимательнее. В центре композиции изображено Распятие, над ним Горний Иерусалим, Бог Отец и Святой Дух. Справа и слева – солнце и луна. Лицо распятого Христа спокойно и прекрасно:

Плоды страданий Христовых

Капли крови Христа стекают по кресту и достигают черепа Адама:

Плоды страданий Христовых

Из гробов восстают умершие и простирают руки к Христу. Своеобразное изображение горок в иконе превращает твердь в море. Сначала кажется, что гробы качаются на волнах:

Плоды страданий Христовых

Слева и справа от Христа на чашечках цветов изображены два ангела. Один из них держит орудия страстей и чашу, куда стекает из раны кровь Христа. Ярко алый храм рядом с ним символизирует христианскую церковь:

Плоды страданий Христовых

В руках другого ангела лестница, а рядом с ним – Смерть на забавном розоватом коне. Ей на наших глазах сносят голову:

Плоды страданий Христовых

Карающий меч держит мускулистая рука, вырастающая из головки цветка:

Плоды страданий Христовых

Расцветает сам крест. В другой руке из синего цветка виден мощный молот, который должен обрушиться на рогатую голову дьвола:

Плоды страданий Христовых

Зло сковано цепями и повержено, хотя чью-то душу оно не выпускает из цепких лап:

Плоды страданий Христовых

«Иконы "Плоды страданий Христовых" рассматривались как своеобразный учебник спасения. Дидактика этого сюжета явственно выразилась в произведениях вт. пол. - к. XVIII в. В этих живописных памятниках усиливалось превознесение Церкви, утверждалось процветание ее учения. Главным выразительными приемами стали противопоставление, смысловой масштаб, иногда, надписи пояснительного характера.

Особую актуальность сюжет "Плоды страданий Христовых" имел в старообрядческой среде. Происхождение икон связано с районами явного или едва скрываемого раскола: Поволжье (Чебоксары, Кострома, Ярославль, Пошехонье-?), Русским Севером (Соловки, Онега, Каргополье) и Средней Россией (Муром, Мстера, Ростов). Сторонникам раскола были близки читавшиеся в этой композиции эсхатологические настроения. Внимательно изображались страстные орудия, разными символическими средствами подчеркивалась идея, что искупление даровано ценой страданий. Цветовой строй в этих иконах, с одной стороны, выражал трагизм мучений, с другой стороны - триумф страданий, преодолевающих смерть, грех».
/ http://www.orthodoxia.org/lib/1/1/1/10.aspx /

  • 1
Я таким и помню Ростов, хотя была там лет 10 назад. Но хоть 100 лет, там уже давно ничего не меняется, а как когда-то там всё кипело и развивалось, богатые купцы строили себе дома и церкви... А вот будут ли ваши впечатления о Ярославле, это мой родной и любимый город.

В Ярославле нас солнышко не баловало, поэтому я снимала в музеях и в храме Ильи Пророка. Постараюсь самыми яркими впечатлениями поделиться. Центральная часть города была приведена к юбилею в порядок. Появилось и новое - на стрелке построили собор. Внутри там еще чуднО, но снаружи он не сильно раздражает:

Ярославль

По первой же фото - ассоциация: "Ростов Великий"

Удивительно, что озеро прекрасно и в такую распутицу)

Да, правда.

А еще во время просмотра фотографий вспомнилось про "направления" вместо дорог в России :)

"Какое, милые, сегодня тысячелетье на дворе?" Вечная российская глубинка. Но фотографии прекрасны. А вот иконы у меня не открываются: Интернет слабый.

Жаль, что икона не открывается - она презабавная)
А здесь видно: http://fotki.yandex.ru/users/cicerone2007/ ?

Очень впечатлила икона. Особенно эти чашечки цветов.Я,конечно, не знаток иконографии, но не помню, чтобы где-то встречала подобные изображения - крест Спасителя расцвел цветами.
Спасибо!

Если интересна иконография иконы, то вот подробное описание и другие примеры: http://pravicon.com/icon-409

Большое спасибо.

(Deleted comment)
Большое спасибо, и за виды, и за икону в подробностях!

Всегда рада Вам угодить!

пейзажные фото Саврасов какой-то

Правильный художник был Саврасов!

да, красиво! долго на машине ехали? вы же через ярославль?

Ростов ближе к Москве, чем Ярославль. Часа три на машине.

Они на меня наводят грусть.Раньше -нет. А сейчас.... Лучше буду у Вас смотреть солнечную Италию.

Большое Вам спасибо за эту красоту!
А в Смоленске Вы были?
Это мой самый любимый город)))

Увы, до Смоленска я пока не добралась(

  • 1
?

Log in

No account? Create an account