Previous Entry Share Next Entry
Флоренция – мужской город
НЮ
cicerone2007
Перед осенней поездкой во Флоренцию я читала книгу Мэри Маккарти «Камни Флоренции» (М.,2008). Опубликованная в 1956 году, она не устарела. За прошедшие 50 лет мало что изменилось. Музеи не стали приветливее, в городе только прибавилось туристов и мотоциклов. К достижениям цивилизации можно отнести лишь появление в отелях кондиционеров и пластиковых окон. Книга М.Маккарти не о «Флоренции – городе цветов», а о городе мужском и жестком.

Палаццо Веккио



Суровый характер флорентийской архитектуры – зримое воплощение этой мужской сути. Подчеркнуто суровая каменная кладка, украшение фасадов рустом, сдержанная цветовая гамма – вот что обычно мы видим на флорентийских улицах. Эта архитектура «прямолинейна и проста, в ней нет ничего таинственного, она не пытается подольститься к зрителю или приукрасить себя — здесь почти нет готических кружев или барочных завитушек. Простые и аккуратные охристо-серые особняки и палаццо на берегах зеленого Арно напоминают полки, выстроившиеся на плацу» (с. 20). Суров и дворец Медичи, построенный в XV веке для правителей Флоренции архитектором Микелоццо:

Палаццо Медичи

Этот дворец живет сейчас странной жизнью, в нем соседствуют офисы городской администрации и музей. Черно-белые стены двора, украшенные орнаментальными композициями и барельефами, напомнили мне о черно-белой ласточке, символе Флоренции. М.Маккарти говорит, что ее называют здесь «холостяком во фраке» (с.21) Кстати, во Флоренции было много холостяков. Среди них Брунеллески, Донателло, Леонардо, Микельанджело...

Палаццо Медичи


За этими стенами находится одно из флорентийских чудес – Капелла Медичи с росписями Беноццо Гоццоли:

Палаццо Медичи

Мне очень повезло. Я пришла туда во второй половине дня и минут пятнадцать находилась в полном одиночестве, разглядывая фрески. Я любовалась вьющейся по стенам процессией с волхвами во главе, тосканскими пейзажами:

Бенеццо Гоццоли.Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/18young.jpg

Почти сказочными животными и птицами:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов

пока не столкнулась глазами с самим художником и не начала рассматривать многочисленные портреты, вплетенные в евангельскую сцену. И тут я заметила то, на что раньше не обращала внимания: со стен на меня смотрели только мужчины! Разумеется, свита волхвов состояла из мужчин. Но далеко не все художники обходились в этом сюжете без женщин, которые изображались где-то вдали или рядом с Богоматерью. А если в композиции присутствовали портреты заказчиков, то в молитвенных позах изображались и мужчины, и женщины. Здесь же, где так много портретных образов, вы оказываетесь в плотной толпе мужчин. Автопортрет художника определяется благодаря надписи на шапке:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов

http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/13young.jpg

Художник изобразил себя в свите заказчика, Пьетро Медичи:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/17young.jpg

Именно в этой части процессии, следующей за молодым волхвом, сосредоточено наибольшее количество ярких портретных образов. Но, кроме Пьетро Медичи и Беноццо Гоццоли, идентификация остальных персонажей процессии может рассматриваться лишь на уровне гипотез. В.Н.Гращенков, вслед за Э.Гомбрихом, считал, что рядом с Пьеро Медичи на муле едет сам Козимо Медичи. Между ними виден профиль Джованни Медичи:

Шествие волхвов. Беноццо Гоццоли
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/11young.jpg

Два молодых всадника слева – это Джулиано Медичи:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/16young.jpg

И Лоренцо Медичи:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/15young.jpg

Наверняка, среди изображенных много известных флорентийцев, но кто есть кто, определить сегодня чрезвычайно сложно. В книге М.Маккарти есть пассаж, точно передающий то ощущение, которое возникает перед этой частью фрески. «Пожилые мужчины в красных шапках, выстроившиеся в ряд позади знаменитостей, чрезвычайно гладко выбриты, что также характерно для флорентийцев. Эти жесткие, вполне материальные мужские лица с резкими чертами, толстые, с двойными подбородками, или худые и обтянутые кожей, выделяются среди этих чудесных и священных событий, и реализм их лиц, вторгающихся в святость или, как в данном случае, в пышную сказочность происходящего, производит странное впечатление.

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов

<…>Это лица горожан, и кажется, будто они тайком пробрались на картины и стоят там, вытягивая шеи, чтобы их заметили, как на современных газетных фотографиях, запечатлевших какого-нибудь главу государства или кинозвезду среди толкающейся локтями толпы. Конечно, этим столпившимся флорентийцам очень хотелось войти в историю, и, по сути дела, они добились этого, хотя их имен, по большей части, уже никто не узнает, и они так и останутся для нас анонимной, повседневной, банальной частью истории — той ее частью, которая не меняется никогда. А правда состоит в том, что эти лица выжили, причем в буквальном смысле этого слова. Из реальной жизни исчезли красивые юноши и девушки, танцующие грации и Мадонны. На улицах современной Флоренции вам никогда не доведется встретить живого персонажа Донателло — какого-нибудь святого Георгия или Давида, но пожилые модели Гоццоли <…> попадаются на каждом шагу». (с.287-288)

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов

Это действительно так. В ресторане, где мы ужинали дважды за эту поездку, посетителей обслуживали только мужчины. Среди них выделялся красавец лет тридцати, а остальные вполне могли бы занять место в свите Медичи. Обслуживали они идеально, а в зале, помимо нескольких столиков с туристами и туристками, опять же преобладали мужчины.
На фреске Беноццо Гоццоли мы видим не только портреты людей. Разве нельзя сказать, что гепард обладает индивидуальностью?

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов

А эта мартышка? Судя по отсутствию вторичных половых признаков, это тоже не дама:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов

Сказочное шествие не могло не породить всевозможных легенд. Очень популярна в литературе версия, по которой образы двух солидных волхвов отождествляются с византийским императором Иоанном VIII Палеологом:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/2/22middle.jpg

И константинопольским патриархом Иосифом:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/3/33old.jpg


Они посетили Флоренцию в 1439 году, за двадцать лет до создания росписей Капеллы Медичи, когда здесь происходил Вселенский Собор, на котором была сделана попытка восстановить единство Восточной и Западной церквей. М.Маккарти идентифицирует образы именно так. Но образы явно идеальны. Они могут ассоциироваться с этим событием в истории Флоренции, но не более того. Во Флоренции существовало Братство «Сообщество волхвов». Неоднократно устраивались праздники, воспроизводившие шествие волхвов. К ним шились специальные наряды, в театрализованных постановках участвовали сотни людей.
Молодого мага нередко называют Лоренцо Медичи. Но это тоже совершенно идеальный юношеский образ:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/14young.jpg

Фреска наполнена юными красавцами-охотниками и пажами:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/3/36old.jpg

Опять обратимся к книге М.Маккарти, где Флоренция неоднократно сравнивается с Афинами. «В любом мужском обществе мальчики становятся объектами желания, а по своей чувствительности и влюбчивости страстные, интеллектуальные флорентийцы не уступали афинянам. В «грехе» были замечены не только Микеланджело и Леонардо, хотя это — наиболее известные примеры, но также и Донателло, и Верроккьо, не говоря уж о Понтормо и маньеристах <…> Здесь, во Флоренции, модно одетые юноши ценились больше, чем где бы то ни было в мире, а обычные миряне-флорентийцы могли испытывать к хорошеньким мальчикам не меньшее вожделение, чем к молодым женщинам. Некий делец, выслушав жалобу Микеланджело на слугу, которого он ему прислал, ответил, что на месте Микеланджело он хотя бы переспал с таким премиленьким мальчишкой, коль скоро тот ни на что другое не годится» (с. 279-280)
Поэтому очень натянутой кажется романтическая версия о том, что в образе пажей изображены сестры Лоренцо Медичи:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/2/24middle.jpg


В простенках апсиды на фоне таинственного леса Бенеццо Гоццоли изображает ангелов, с крыльями из павлиньих перьев:

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов
http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/4/63angels.jpg

Лишь один женский образ можно было увидеть в Капелле Медичи. Правда, создал его не Беноццо, а Филиппо Липпи. Это трогательно девический образ Богоматери в сцене «Поклонение Христу-младенцу». Сейчас эта картина находится в Берлине, а в капелле помещена ее копия:

Филиппо Липпи
http://www.wga.hu/art/l/lippi/filippo/1460/1forest.jpg


Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов

Любопытная трактовка.

Я дам на вас ссылку, когда дойду до этой капеллы, не возражаете?

Ссылайтесь! Буду только рада)))

изумительная фреска, нравится мне почему-то Флоренция, хотя и не был там )

И почему-то она нравится не только Вам))) Желаю там непременно побывать!

Не смотря на всю суровость, очень мне Флоренция нравится.
На фреске типажи очень интересные. Кстати, это очень здорово, что порой в возрожденчиских вещах присутствует подобный реализм.
А странно вот еще что - ведь, действительно: по канонам, обычно, по левую руку изображаются женщины, а там, насколько видно, Поклонение пастухов(?). И действительно все строго и чуть ли не по-монашески, одновременно верность единственному женскому идеалу.
Спасибо. Видела эту вещь раньше, но представление о том, как и где она расположена получила из вашего материала - мозаика сложилась в единое целое:)

В алтарном образе Филиппо Липпи изображено не "Поклонение пастухов", а мистическое видение св.Бернарда Клервоского. Св. Бернард изображен слева, вдали. Чуть ниже - Иоанн Креститель.

Замечательно Вы рассказываете. Много раз видела фрески ( в репродукциях, правда), но ни разу не рассматривала их так детально. Слишком большое мельтешение. А вот теперь захотелось поразглядывать повнимательней :)
Да, кстати, многие флорентийцы "грешили" реализмом. И это очень симпатично мне в них.
По поводу "мужского" города Флоренции. Палаццо суровы, ну а церкви, а собор со знаменитым куполом, а мягкие холмы вокруг? И самое главное - удивительный воздух и свет: мягкий и, в то же время, сияющий какой-то.

Спасибо! Разумеется, во Флоренции не только одна суровость) Филиппо Липпи тоже флорентийский художник)))

Очень интересно! Спасибо!

Флоренцию очень люблю. И флорентийцев там можно увидеть именно зимой, летом итальянская речь на улицах - большая редкость :). Флорентийки не прячутся, во всяком случае сейчас. Меня всегда поражало, как стильно и со вкусом они одеты, в этом смысле они очень отличаются от веронок. Думаю, я жила во Флоренции в одной из прошлых жизней :) - приехав туда впервые учиться на курсах языка для иностранцев, я прекрасно ориентировалась в центре, знала, куда надо идти и что будет, если свернуть за угол...

Конечно, я во время своих поездок не сильно погружалась в обычную флорентийскую жизнь. Женщин разглядела хуже, чем мужчин)))

Ох! Мечта!! Обязательно туда доеду!
Спасибо! Так интересно вас читать!

Спасибо за подробный рассказ!!
Да, согласна - архитектура тут очень мужская.

Да и скульптура тоже))) А в живописи - Мазаччо, Кастаньо...

Флоренция во время посещения мне очень понравилась. И её архитектура не показалась суровой возможно потому, что все трое суток была ясная солнечная погода. Запомнилась тёплая коричневато-золотисто-песочная гамма города. После Вашей интересной публикации захотелось прочитать книгу М.Маккарти, многие подмеченные им и Вами моменты от меня, к сожалению, ускользнули. Поразило замечание Маккарти о Понтормо,о котором сложилось иное представление по его образу жизни и работам.
С удовольствием посмотрела работы Беноццо Гоццоли. Спасибо за интересное сообщение!

Конечно - Флоренция разная. Маккарти, как я понимаю, писала свою книгу "в пику" тому почитанию Флоренции, которое показал в своем фильме "Чай с Муссолини" Франко Дзеффирелли.

Спасибо. У Маккарти и про Венецию увлекательно написанная книга. Совсем другая и не менее точная, как мне кажется.

А на русском книга о Венеции есть? И как она называется?

Так детально и красочно эти фрески я еще не рассматривала. И версия очень понравилась. И о Флоренции - "мужском городе", тоже соглашусь, пожалуй.

Рада, что сошлись во мнениях)

Замечательный пост. Мне тоже, вопреки мнению многих, Флоренция не показалась цветочной и романтичной. Там почему-то постоянно настораживаешься. Да ещё и слава Медичи просто в воздухе висит.

Для меня есть две Флоренции. Центральная часть, которую собственно и описывает Маккарти, и холмы с Сан-Миньято и виллами, где тон задает не человек, а природа...

не убедили
но - талантливо
спасибо

Убеждать я не старалась) Просто неожиданный взгляд помогает вглядеться в хорошо знакомые вещи)))

Это мой любимый художник. Не так он уж и суров, хотя, конечно, если сравнивать с Липпи, то пожалуй.
Книжку тоже почитать надо, спасибо за наводку - если там про неприветливые музеи и общий настрой "культурной столицы", то совершенно актуальна).

Эта фреска была для меня потрясением в мое первое посещение Флоренции. Живая, красочная, где, как в фильмах Висконти, реализм переплетается с вымыслом - портреты горожан с мифологическим сюжетом. Плюс, конечно, мастерство художника. Мечтаю еще раз сходить в капеллу, когда приеду в город в мае.
А про мужчин Флоренции. Дзеффирелли в своих воспоминаниях тоже указывал на тот факт, что гомосексуализм во Флоренции имеет исторические корни :-( И ведь точно - сколько подобных историй рассказывается о Ботичелли и других художниках...

?

Log in

No account? Create an account