Previous Entry Share Next Entry
По залам Эрмитажа: Скульптура в Галерее истории древней живописи
НЮ
cicerone2007
Солнечный день в Петербурге – это всегда радость. Хочется без конца бродить по улицам, паркам и набережным. Но солнечный день может быть прекрасным и под крышей, если это крыша Эрмитажа. Как-то мне посчастливилось в такой день оказаться среди статуй, которые до этого всегда мне казались холодными и безжизненными. Свет солнца их сделал живыми. Сказочно похорошела Галатея, в которую вдохнула жизнь Афродита по просьбе Пигмалиона:

Галатея

Пьетро Стаджи. Пигмалион и Галатея. Конец 18 века.


Скульптура конца 18 – начала 19 века экспонируется сейчас в одном из красивейших интерьеров Эрмитажа - Галерее истории древней живописи. Располагается она в здании Нового Эрмитажа, которое было возведено при Николае I архитектором Лео фон Кленце как здание Императорского музея. Этот зал должен был предварять картинную галерею и напоминать посетителям о том, что живопись родилась еще в античном мире.
О древней живописи в начале 19 века любители искусства узнавали в основном из литературных источников. Поэтому изображения на стенах зала бесконечно далеки от тех подлинных произведений античной живописи, которые известны нам сейчас по материалам археологических раскопок. В то же время чрезвычайно любопытна попытка немецкого художника Г.Хильтеншпергера выполнить композиции в технике энкаустики – живописи восковыми красками. Эта техника упоминается античными авторами, а нам известна по фаюмским портретам. Картины Хильтеншпергера укреплены на стенах зала, а композиции в куполах были выполнены Карлоццо Дузи. На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых есть и портрет Лео фон Кленце.

Галерея истории древней живописи

Скульптура классицизма конца 18 – начала 19 в. естественно вписывается в стилистически родной ей интерьер. Интенсивность цвета лишь подчеркивает изысканную белизну пластики. При этом беломраморные вариации на античные темы так же далеки от подлинной античности, как и живописные росписи на стенах зала. Греки и римляне активно использовали в скульптуре цвет.

Три Грации

«Три грации» - работа одного из ведущих мастеров европейского классицизма Антонио Кановы. Созданная в 1810-е годы группа пользовалась большим успехом у современников, воплощала идеал красоты эпохи, страстно увлеченной античностью. Грации или хариты, дочери Юпитера и Эвриномы, олицетворяют красоту, изящество и благодатную сторону жизни. Ренессансные гуманисты связывали их образы с чистотой, красотой и любовью.

Грации

Еще одна работа знаменитого итальянского мастера в собрании Эрмитажа – изящная Геба. Дочь Юпитера и Юноны, богиня юности преподносила амброзию и нектар богам на Олимпе. Именно в этой роли показал ее Канова. Скульптор изобразил богиню словно скользящей по облакам; она едва касается их пальцами босых ног. Легкие развевающиеся одежды усиливают впечатление движения. В то же время слоистые облака, сливающиеся с тонкими одеждами Гебы, являются дополнительной опорой фигуры.

Канова. Геба

Произведения Кановы были очень популярны, они дошли до нас, как правило, в нескольких вариантах. Это относится и к статуе Гебы. Наибольшего успеха скульптор достигал в изображении утонченно-изящных образов. Мрамор обрабатывается виртуозно, камень словно лишается тяжести.

Геба

Еще одним виночерпием на Олимпе был Ганимед. Его изображение мы тоже встречаем в галерее. Это скульптура Бертеля Торвальдсена, датского скульптора, который большую часть жизни провел в Риме. Как и Канова, он завоевал европейскую славу, был избран президентом Римской Академии.
Ганимед, сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои, был похищен Зевсом и унесен на Олимп. Торвальдсен изображает прекрасного мальчика, уже вознесенным на небеса.

Ганимед

Торвальдсен, как и Канова, показывает своих героев обнаженными. Ему принадлежат слова : «Наряд Господний не может одурачить, и он всегда самый красивый».

Ганимед

Теме нежного юношеского тела посвящена еще одна эрмитажная статуя Торвальдсена «Пастух», тоже созданная в конце 1810-х годов. Скульптура пользовалась большой популярностью и несколько раз была повторена мастером.

Торвальдсен. Пастух

Торвальдсен. Пастух

  • 1
Замечательные фото.

Спасибо, очень красивый пост!

Действительно, был редкий день. Несколько лет назад, когда шла реставрации этих залов, на чердаке Эрмитажа была выставка фотографий этих статуй во время ремонта, закрытых полиэтиленовой пленкой. Эффект был удивительный. Пленка - материал мертвый. По контрасту с ней скульптура казалась живой. Жаль - запамятовала имя фотографа.

Пусть у вас все дни станут такими - "редкими"!:)
Качество снимков - просто запредельное, поэзия фото и по цвету, и по свету!

Была в зале в,действительно,солнечный день. Хочу подарить Вам фото с полосой света на Галатее.
chernozem888@yandex.ru

  • 1
?

Log in

No account? Create an account