Previous Entry Share Next Entry
«Сельские глины» в Эрмитаже
НЮ
cicerone2007
Творения Джулио Романо, зеленая вода озер и болот вокруг Мантуи, рассказ френдессы, о том , что в пруду палаццо Те держали крокодилов, – все это как-то естественно заставило вспомнить о последней прогулке по Эрмитажу. Мне удалось тогда отснять керамику Бернара Палисси и его последователей. В маленьком зале Зимнего дворца, где со времени «Королевы Марго» начинается экспозиция французского искусства, в витрине можно увидеть поразительные блюда:

Сельская глина



Они завораживающе прекрасны, хотя украшают их те существа, которые чаще вызывают испуг и брезгливость, чем умиление и восторг. Да и среда, в которой они изображены, больше всего похожа на болотную грязь. Но из змей, раков, рыбин и лягушек, снующих среди листьев, ракушек и бабочек, образуется новый упорядоченный мир. И каждый персонаж этого мира становится интересным. Например, эта улыбающаяся лягушка:

Сельская глина

Блюдо, которое мы рассматриваем, создано в мастерской Бернара Палисси, который, поселившись в маленьком городке Сенте близ Бордо, на протяжении многих лет искал новый вид поливы для керамики. Вот как он впоследствии описывал ход своих экспериментов: «Когда я изобрел способ создавать вещи в грубом стиле (сельские глины), то был опечален еще более, чем раньше. Я сделал несколько блюд в этом стиле; при первом обжиге одни глазури оказались хорошо выплавленными и красивыми, другие же плохо расплавились и сгорели, и всё из-за того, что составлены были из разных материалов, температура плавления которых не одинакова. Например, зеленый цвет ящериц сгорел раньше, чем расплавилась краска змей; в свою очередь, краска речных и морских черепах и раков расплавилась раньше, чем обрел красоту белый... Занимаясь этим делом более 10 лет, которые прошли незаметно, я увидел, что мои руки и ноги стали ни на что не похожи; они стали бесформенными, а такими ли они были вначале?.. Я ложился спать в полночь или на заре, одевался так, что был похож на человека, который, таскаясь повсюду, собрал на себе всю грязь города. Домой я возвращался окольными путями без свечи, шатаясь из стороны в сторону, как пьяный <…> У меня закончились дрова, и... я вынужден был бросить в печь стол и пол дома, чтобы расплавить второй состав. Я был подавлен, совсем истощен и иссушен от работы и жара печи... но вместо сочувствия надо мной смеялись, и даже те, кто, казалось бы, должен мне сочувствовать и помогать, ходили по городу и кричали о том, что я сжег пол. В результате меня перестали уважать и принимали за сумасшедшего».

Сельская глина

Новые виды глазури были найдены. Более того, его «яшмовые глины», которые имитировали яшму, халцедон и другие полудрагоценные камни, обрели популярность. Используя метод отливок с живых рептилий, Палисси добился завораживающего жизнеподобия в своих «глинах». Его композиции удивительно свободны. Порядок в них возникает как бы сам собой. Вот еще одно эрмитажное блюдо, где змея и ящерица естественно скользят по поверхности вазы:

Сельская глина


Начав с блюд и чаш «в грубом стиле», он использовал свой опыт керамиста для оформления гротов. В 1566 году Бернар Палисси вместе с сыновьями переезжает в Париж и работает над созданием грота в Тюильри. До нас грот не дошел, но обломки керамических панно археологи обнаружили. Покровительство Екатерины Медичи, вероятно, спасло гугенота от гибели в Варфоломеевскую ночь. Но умер он все-таки в тюрьме, куда его заточили в 1586 году. Правда, в 1590-м ему было уже 80 лет.
Керамика Палисси появляется в то время, когда при европейских дворах широко распространяется мода на всевозможные диковины, рукотворные и нерукотворные чудеса. Современником Палисси был, например, Джузеппе Арчимбольдо. Из его «четырех элементов» рядом с «сельскими глинами», прежде всего, вспоминается «Вода»:

Арчимбольдо. Вода
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/77/Arcimboldowater.jpg

Блюда Палисси – это вещи для любования, услада для глаз. Они из разряда предметов для кунсткамер. Из них только теоретически можно есть, как только теоретически можно пить из рога, выполненного аугсбургскими современниками французского керамиста. Эта диковина находилась в собрании эрцгерцога Фердинанда II. Сделан рог из панциря морской черепахи. Позолоченная крышка выполнена в виде головы дракона, который встал своими птичьими лапами на плывущую черепаху:

Кубок

Мир рыб, рептилий и земноводных в блюдах Палисси обязательно дополняется листьями, побегами, водорослями, насекомыми. Как здесь не вспомнить флоральные мотивы шпалер XVI века! Например, такие, как в этой брюссельской шпалере с гербом Карла V из собрания Музея истории искусств в Вене:

Шпалера

Растительные мотивы отсылают нас к образу рая. «Просвещенное зрение, однако, не должно было замыкаться среди роскошного узорочья, в идеале перед ним открывались более широкие смысловые горизонты. Палисси, как явствует из его собственных текстов, мечтал о том, чтобы его гроты с «сельскими глинами», то есть керамическими имитациями живой природы, стали бы моделью земного рая, внушающего чувство душевной гармонии и взаимного согласия. Вполне можно утверждать, что к тому же стремилось и все специфически кунсткамерное искусство с его непрерывными райскими ассоциациями, дающими о себе знать как сюжетно, в различных символических намеках, так и в формальном строе вещей и их общей организации, тяготеющей к природному синтезу первых дней Творения.»
/М.Н.Соколов. О смысловом содержании кунсткамер, или «протомузеев». В кн. Кунсткамеры Габсбургов. Магия природы и механизм Вселенной. Из собрания Музея истории искусств, Вена. М., 2005, с.23./

Но вернемся к блюдам. Правда, это будут уже не работы из мастерской Палисси, а произведения его последователей, работавших в XVII веке. Вот знакомые нам змеи, ящерицы, рыбы на огромном блюде. Только здесь нет естественного движения:

Сельская глина

Рыбка нам уже не кажется живой:

Сельская глина

Еще одна особенность поздней керамики – акцентирование центра, образованного орнаментом из ракушек:

Сельская глина

Такой прием мы встречаем на нескольких блюдах. Приглядываясь к ним, мы замечаем, что порядок становится для мастеров важнее, чем свобода:

Сельская глина

Мир удивительной керамики я открыла для себя, благодаря «правильной» книжке. В последние годы Эрмитаж начал издавать серию «IN BREVI». Это небольшие популярные книжки об одном или нескольких произведениях из эрмитажной коллекции. Издание, посвященное керамике Палисси, открывало эту серию. Автор текста: Е.Н.Иванова. /Лягушки, змеи и олимпийские боги. Бернар Палисси и его последователи. Санкт-Петербург, 2005/. Именно из этой работы я использовала цитату из труда Палисси в переводе Е.К. Карпенко.
Остается надеяться, что серия «IN BREVI» будет развиваться. Мне очень нравятся именно такие музейные издания: небольшие по объему, хорошо иллюстрированные, написанные специалистами.

Сельская глина

  • 1
Удивительно и даже сказочно!
Отправила ссылку подруге здесь - она керамикой занимается.

Да, там есть еще эффект влажных повехностей)

Чрезвычайно необычно!!! Никогда такого не видел, даже мысли не возникало о таком!
Необычно и красиво! :)

спасибо, узнал и увидел ранее мне неизвестное.
прекрасные вещи.

А ведь лягушки там в почете!))

Кто-то говорил, что там запечены настоящие змеи, раки, ящерицы и рыбы...

Так и в посте об этом: "Используя метод отливок с живых рептилий"
Меня передергивает от этого. Он брал живое существо - и заживо в гипс. А потом отливал по форме. Бр-р-р. Да мне даром такие блюда не нужны!

Прочесть я об этом прочла, но плохо понимаю технологию. Если живые, то они же могут еще шевелиться.

Из повареной книги: "Угри любят жариться живыми".

Блюда завораживают, хотя я змей не воспринимаю. Но такое блюдо хочу!

У Палисси, кстати, были последователи не только в 17, но и в 19 веке. И модерн был к подобным мотивам не равнодушен.

Да, блюда Врубеля мне напомнили!

ох ты ж! божественно!

Большое спасибо! Захватывающе интересно.

Рада, что Вам понравилось!

Прекрасно. Я тоже подарю ссылку любителю керамики. Спасибо.

Ох, сначала содрогнулась, увидев всех этих гадов на грязноватого цвета блюде, но, прочитав Ваш увлекательный рассказ, прониклась искренним уважением к керамисту))) Очень интересно, спасибо!

Я к декоративному искусству этого периода отношусь довольно прохладно. В большом количестве не воспринимаю. Луврские залы осилить просто не смогла, а там есть коллекция Палисси. Но, оказывается, если смотреть маленькими дозами, то получаешь удовольствие)))

Да уж! Проблема с разнотепературными глазурями (поливами) мне знакома. Тут надо или хорошо в химии разбираться или делать бесконечные пробники.
Спасибо за пост! Интересно.

Рада, что Вам было тоже интересно,

(Deleted comment)
Очень здорово, спасибо! В современной Италии есть т.н. керамика Бассано, в чем-то она явно вдохновляется Палисси. Хотя тут больше налегают на всякие растительные украшения, сама тарелка при этом остается белой и со свободным местом для съедобной еды :). я вот тут немножко писала http://z-nataly.livejournal.com/27080.html

Спасибо за ссылку. Керамика Бассано гораздо ближе к 18 веку. Сразу вспоминаются сервированные столы во дворцах-музеях)

Про эти блюда я не могу сказать, ах как красиво ,я говорю они завораживают:)))

А дочь как на них среагировала?

))) Дочь, уже не смотрит. Она опять учиться и ТАК занята,институт такой тяжёлый, что ей не до просмотров. (((( 1 курс и первая сессия. Стоим на ушах.

Весьма красиво!

Огромное спасибо, было очень познавательно прочитать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account