Previous Entry Share Next Entry
Вспоминая Мантую. Часть пятая: Джулио Романо (продолжение)
НЮ
cicerone2007
Лоджия Давида – архитектурная доминанта палаццо Те. Тяжелые своды ложатся не на мощные столбы, а на стройные колонны. Многочисленные декоративные элементы не облегчают своды, а еще больше их утяжеляют.

Палаццо дель Те



Через лоджию проходит главная ось дворца, соединяющая внутренний двор и сад. Но прежде, чем продолжить наше путешествие по анфиладе парадных залов, давайте заглянем в прямоугольный замкнутый двор:

Палаццо дель Те

Рустованные стены оживляют ниши и оконные проемы. В прямоугольных нишах второго этажа когда-то располагались живописные композиции:

Мантуя

Оконные проемы восточной и западной стены превращены в ниши. Особенно интересна одна деталь этих двух стен – странное «поведение» классического триглифно-метопного фриза: над нишами и заложенными окнами триглифы начинают выпадать, нарушая целостность антаблемента. Архитектор своими руками как бы «разрушает» здание, показывая, что перед нами не конструктивные, а сугубо декоративные элементы, с которыми можно играть как угодно.

Палаццо дель Те

Вернемся в интерьеры. Один из них оформил Франческо Приматиччо, который позже будет работать при французском дворе. Созданный им покой украшен изящными барельефами на своде и двумя фризами, где, по словам Вазари, «в прекрасной манере изображено все войско из римской колонны Траяна».

Палаццо дель Те

Но самый прославленный интерьер в этой части дворца – угловой зал Гигантов, где архитектура разрушается средствами живописи. По словам Вазари, « тот, кто входит в эту комнату и видит, как перекошены и того гляди обрушатся окна, двери и другие подобные им части и как падают горы и здания, не может не убояться, как бы все это на него не обрушилось, особенно когда заметит, что даже все боги, изображенные на этом небе, разбегаются кто куда. Но что в этом произведении удивительно, это то, что вся картина в целом не имеет ни начала, ни конца, что ею покрыто все и все так связно переходит одно в другое без определенных границ и без промежуточных орнаментальных украшений, что вещи рядом с постройками кажутся огромнейшими, удаленные же в пейзаже теряются в бесконечности».

Палаццо дель Те
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/giganti/0view2.jpg

Вазари описывает плафон зала, над которым Джулио Романо работал вместе со своими учениками: «Он изобразил на самом верху свода небо с троном и Юпитера с орлом, которого написал в сокращении снизу вверх и спереди, восседающим внутри круглого сквозного храма на колоннах ионического ордера, с балдахином в середине над седалищем, и все это утверждено на облаках. Ниже он написал того же Юпитера, мечущего в гневе молнии в гордых гигантов, еще ниже - помогающую ему Юнону, кругом же ветры, которые со странными ликами дуют вниз на землю, и тут же богиню Опис со своими львами, услышавшую страшный грохот молнии, как услышали его и другие боги и богини и в особенности Венера, стоящая радом с Марсом и Момом, который с распростертыми руками, словно сомневается, не обрушится ли и небо, но все же стоит недвижимо. Подобным же образом стоят и грации, охваченные страхом, и так же рядом с ними и Оры, в общем, каждое божество на своей колеснице готово обратиться в бегство».

Палаццо дель Те
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/giganti/5vault.jpg

«В другой части этой росписи Джулио изобразил других гигантов, на которых рушатся храмы, колонны и другие обломки зданий, беспощадно калеча этих гордецов и обрекая их на погибель. В этом месте среди обрушивающихся зданий в комнате помещен камин, и когда в нем разводят огонь, кажется, что это горят гиганты. <…> К тому же, чтобы произведение это стало еще более стройным и ужасным, Джулио изобразил там упавших на землю гигантов огромных размеров и странного телосложения, поскольку громы и молнии поражали их по-разному: одного лежащим ближе, другого - дальше, кого убитым, а кого раненым, иного же заваленным обломками гор и строений. И потому пусть никто и не надеется когда-либо увидеть творение кисти более страшное и ужасное и в то же время более естественное, чем это».


Палаццо дель Те
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/giganti/4north1.jpg

Вдоволь «насладившись» ужасами, хочется поскорее покинуть замкнутое пространство. Поэтому отправимся в сад и посмотрим на палаццо Те снаружи. К дворцу примыкает пруд. Мост соединяет лоджию Давида и сад:

Палаццо дель Те

Маски на парапетах напоминают нам о страдающих внутри здания гигантах:

Палаццо дель Те

Завершает сад арочная экседра:

Палаццо дель Те

От нее открывается прекрасный вид на садовый фасад дворца:

Палаццо дель Те

А рядом с экседрой еще одна архитектурная и живописная забава Джулио Романо: Секретный садик с гротом:

Палаццо дель Те

На стенах садика мы видим рельефы по мотивам басен Эзопа:

Палаццо дель Те

Лоджия украшена росписями и мозаикой:

Палаццо дель Те

А в интерьере садового павильона мы встречаем изысканную фреску с гротесками. Она напоминает о том, что Джулио Романо приехал в Мантую из Рима, что он, как и его современники, видел и копировал подлинные древнеримские росписи, не дошедшие до наших дней.

Палаццо дель Те

Мы бродили по палаццо Те чуть ли не в одиночестве. И эта атмосфера тишины заставила вспомнить характеристику этого ансамбля в «Образах Италии» П.Муратова: «Во дворце Джулио Романо и Федерико Гонзага никто никогда не жил и не мог жить! С таким чувством проходим мы по его залам, готовые упорствовать в своем убеждении, даже если бы его опровергнула история. Есть совершенно исключительная по своей напряженности показность во всем живописном и скульптурном убранстве Палаццо дель Те. Строитель и живописец здесь все рассчитывал на впечатление, прибегая к силе искусства или диковинности выдумки, и в каждом своем задании он был так поглощен какой-либо отдельной затеей, что не позаботился даже об общем впечатлении всей затеи в целом.
Убранство Палаццо дель Те мало связано с его архитектурой, строгий фасад его ничем не предваряет тех не признающих никакой меры шуток и не знающих никакого удержу вымыслов, которым предался Джулио Романо в аранжировке росписей и стукко. Портреты любимых коней мантуанского герцога выступают так неожиданно из стен первой же комнаты, вакханалии, сопровождающие «свадьбу Амура и Психеи», оглушают нас в главном зале, тела исполинов, перемешанные с глыбами камня и кусками колонн, рушатся в нестройном катаклизме знаменитой Sala dei Giganti [Зал Гигантов]. И всюду «обманы зрения», удивительные ракурсы, намалеванная архитектура, разливы краски, дерзость выдумки, и рядом с этим благородная тонкость гипсов Приматиччо в одном из маленьких кабинетов и музыкальность ренессансного гротеска в заброшенном садовом павильоне.
Чинквеченто явилось в покои Палаццо дель Те во всеоружии своей артистической кухни, спеша ответствовать вкусу молодого мантуанского маркиза всеми ее блюдами, как ни были бы они разнообразны и в какой странной последовательности ни чередовались бы они. Джулио Романо мы чувствуем здесь всюду, и если не всюду видим руку его, то узнаем лишь одному ему присущий напор воображения». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.2, М.,1994,стр.365./

Текст «Жизнеописания Джулио Романо, живописца» Джорджо Вазари:
http://www.centre.smr.ru/win/artists/romano/vasari_romano_02.htm

Другие воспоминания о Мантуе:
Пизанелло: http://cicerone2007.livejournal.com/35377.html
Мантенья: http://cicerone2007.livejournal.com/36252.html
Фрески на улицах: http://cicerone2007.livejournal.com/41197.html
Леон Баттиста Альберти: http://cicerone2007.livejournal.com/51691.html
Джулио Романо: http://cicerone2007.livejournal.com/56671.html

  • 1
Мне кажется, этот рассказ - один из лучших в вашей коллекции

Очень изящная фреска с виноградом и очень легкая архитектура в контрасте с залом Гиганов. Он уж очень живой, а мозаика пола, будто в эту бурю захватывает. Потрясающее решение пространства: все живое, все движется и по всем направлениям. На самом деле не очень понятно, как в таком интерьере можно пробыть долго - голова закружится)) Интересно, для чего он был предназначен?

Загородный дворец для развлечений. Тамошнее Кусково)))

Спасибо! Посетить такой дворец и двор в одиночестве - невероятная удача.

Люди там были. На фотографиях кое-где видны. Но они почему-то там растворялись...

Потрясающе и великолепно!

РАда, что Вам понравилось!

Хотела бы я там побывать... но увы, увы...

Будем надеяться на лучшее) А место, действительно, очень интересное. А рядом там Кремона...

В пруду крокодилы живые плавали. Один до сих пор в Мадонна делле Грацие висит, засушенный :)

Это соответствует духу места)) Цвет у водички тоже специфический.

Может быть мне показалось, но если смотреть на пол в зале, где рушатся храмы и колонны, то возникает ощущение, что он проваливается. Сам потолок и стены этого зала, конечно, потрясают воображение! Но пол - как завершающий аккорд - усиливает ощущение ужаса. Я не права?

Да, Вы подметили верно - пол активно участвует в общем действии.

Спаибо. Это прекрасно.

Что правда, то правда))

Большое спасибо за серию по этому палаццо. Это редкий памятник полностью вобравший в себя конкретного гения, как капелла Медичи.

К палаццо Те я была готова, когда приехала в Мантую. Но вот другие работы Джулио Романо в этом городе были для меня откровением.

Все, что им создано, несет на себе печать гения. А по малоизвестным произведениям у Вас пост тоже будет? Это чрезвычайно интересно.

Постараюсь "свою" Мантую показать целиком. А самый неожиданный Джулио у меня был: http://cicerone2007.livejournal.com/29851.html#cutid1

Ох, спасибо! Как всегда, прекрасный рассказ! Думаю, надо теперь обязательно включить Мантую в свой план поездки весной по Италии)))
Очень впечатляет. А "зал гигантов" - это просто что-то! Вспомнился, почему-то, Гауди с его "Саграда Фамилия" и кривыми, визуально неустойчивыми колоннами. Может потому, что так же действует на подсознание?...

Да, Мантуя - это не Флоренция с ее холмами, и не Венеция с лагуной, но памятники там очень качественные. Мы тоже там были весной. Сначала провели несколько дней в Милане, потом переместились в Мантую, оттуда отправились в Венецию, а по дороге погуляли по Вероне. До сих пор приятно вспомнить)

Я дважды внимательно прочитала и просмотрела фото Ваших сообщений о Джулио Романо и палаццо дель Те. Огромное Вам спасибо за них. В палаццо дель Те я была в октябре 2007 года. От огромного потока новой для меня информации многие важные моменты ускользнули, и я благодарна Вам за восполнение моих пробелов. Ваши публикации замечательно "открывают" глаза нам, непрофессионалам, любящим искусство.

Спасибо за такой отзыв. Надеюсь, что и другие мои посты Вам будут интересны)

Спасибо, очень интересный пост.

Спасибо, очень познавательно.
А то как всегда, где-то что-то слышала, но слабо представляла :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account